Автобизнес "Популярная комплектация"


Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

MAN и бюджетники

 

Компания-лидер по поставкам грузовой техники европейского производства в Россию на протяжении нескольких лет - ООО «МАН Трак энд Бас РУС» не скрывает, что львиную долю продаж ей обеспечивают бюджетники. Нет, не люди из госсектора с фиксированной зарплатой, а автомобили в упрощенной (или так называемой - бюджетной) комплектации. В принципе, это общая тенденция для ведущих производителей иномарок европейских брендов в России и импортеров грузовиков полной массой свыше 16 т.

 

 

За весь прошедший год через официальную сбытовую сеть MAN на российском рынке продано 6,8 тыс. новых грузовиков, и аппетиты перевозчиков растут. Об этом свидетельствует ожидаемый объем спроса в 2012 г.: более 8 тыс. грузовиков. Представители компании отмечают, что не все проданные автомобили предназначены для работы с полуприцепами. Доля седельных тягачей MAN в структуре российских продаж составляет около 80 %. Часть из них приобретают для региональной доставки товаров, но многие ставят на грузоперевозки между Россией и странами зарубежья.

 

 

В 2011 г. по бренду MAN российским рынком были наиболее востребованы двухосные тягачи TGX 18.360 и TGX 18.400 с двигателями Евро-5 мощностью 360 и 400 л. с. соответственно. Дальнобойщики, занятые в сфере магистральных перевозок, отдавали предпочтение не самой большой кабине XLX и 16-ступенчатой механической коробке передач производства ZF: на такую технику приходится примерно пятая часть всех продаж среди тягачей для международной доставки грузов. Никто из российских перевозчиков не заказывает дорогостоящие опции вроде системы контроля пересечения дорожной разметки LGS (Line Guard System) и других современных комплексов, о которых «Автоперевозчик» рассказал в №11-12 за 2011 г. в статье «Системы, спасающие жизни и грузы». И это тоже общая тенденция.

 

 

В начале прошлого года для внутренних рейсов перевозчики РФ брали магистральный TGA WW c 390-сильным двигателем, 16-ступенчатой механической КПП и кабиной XXL. Но поставки этой машины, находившейся в серии с весны 2010 г., были прекращены в связи с выпуском преемника – TGS WW. Его тоже собирают на заводе в польском Кракове, только комплектация стала проще. В частности, применяется более узкая кабина, неокрашиваемые бампер и надколесные арки, дверь без удлинителя, двигатели Евро-3 мощностью 350 или 480 л. с. Нетрудно догадаться, что российские трудяги из строительного сектора предпочитают брать 350-сильные версии, что называется, не до жиру.

 

 

В 2012 г. на рынке РФ появятся автомобили MAN российской сборки: на апрель намечено открытие собственного сборочного производства MAN в Санкт-Петербурге. Там будут собирать шасси и тягачи по технологии CKD+, т. е. минуя крупноузловую сборку SKD. Планируемая мощность предприятия – 3 тыс. машин при односменном режиме и 6 тыс. при двухсменном. План выпуска 2012 г. – 1,5 тыс. грузовиков, а в 2013-м – 3 тыс. Руководство компании уверяет, что в ближайшее после открытия завода время он сможет удовлетворять 80 % спроса на автомобили MAN, в том числе на самые раскупаемые седельные тягачи.

 

 

 

Третье поколение флагмонской модели Actros 184LS с двигателем мощностью 408 л.с. успешно реалезуется для компаний осуществляющих перевозки за рубеж

 

 


 Scania и ее 14 ступеней

 

 

По данным на 31 декабря 2011 г., Scania реализовала на российском рынке рекордное количество грузовых автомобилей – более 6,7 тыс. ед. Для сравнения: за весь 2010 г. клиентам было отгружено 2,1 тыс. ед. техники. В 2012-м компания намерена реализовать на рынке РФ 8 тыс. новых грузовиков Scania, и большинство из них приобретут старые клиенты для обновления своих парков и расширения бизнеса.

 

 

Что касается приоритетов при покупке подвижного состава, то они сильно не изменились. Самой популярной моделью для международных автоперевозчиков в РФ в 2011 г. остался тягач Scania R420 с колесной формулой 4х2, высокой кабиной Highline и 14-ступенчатой механической КПП модели GRSO 925R. Спрос на тягач имеет солидный потенциал роста. Достаточно сказать, что минувшей осенью объемы продаж новой «эрки» в 2010-2011 гг. достигли 1 тыс. ед., или примерно 12 % от всей техники Scania, реализованной в России. Примерно половина из них задействована на международных перевозках грузов в странах Азии, Центральной и Западной Европы.

 

 

Для внутренних перевозок и доставки грузов по СНГ наряду с новой «эркой» хорошо продаются автомобили серий P и G в фиксированной комплектации. В строительном сегменте, где Scania сильна самосвалами и миксерами, в лидерах покупательского спроса короткая кабина СР14 или дневная СР16, двигатели мощностью 310 и 340 л. с., 9-ступенчатая «механика» Scania GR 905, дополненная демультипликатором. На внутренних перевозках транспортники часто не заморачиваются насчет крашеных бамперов и обтекателей зеркал заднего вида, тогда как их коллеги, работающие на дальняк, предпочитают наводить лоск по полной программе.

 

 

Но всем импортным тягачам, даже вместе взятым, далеко до бюджетных New Griffin. Эта модель присутствует на российском рынке уже 10 лет. И если первые тягачи в бюджетном исполнении приобретали за нал частные перевозчики, то сейчас их покупают и по недавно введенной программе trade-in, а также по контрактам внутреннего и международного лизинга. Такие машины улучшенной комплектации с двухспальной кабиной CG19 Highline или односпальной CP19 Highline, двигателями Евро-3 и Евро-4 мощностью от 340 до 420 л. с. и механической «14-ступкой» GRS 905 с двумя ползущими передачами встречаются на магистральных перевозках в СНГ. Прогноз спроса на грузовики Scania в России на ближайший год такой: статус-кво нынешних предпочтений перевозчиков не изменится.

 

 

 

Модель Premium Router 440 DXI выпускают на производственных мощностях Renault Trucks в Калуге. Это лидер спроса для обслуживания международных заказов

 

 


Четверть Volvo – с Евро-5

 

 

Volvo Trucks стала одной из первых компаний Большой семерки, получивших в Минпромторге России статус отечественного производителя.

 

 

По мере развития бизнеса Volvo Trucks в России все возрастающую роль играет завод в Калуге, где отмечается рост загрузки производственных мощностей. Если в 2009-м, в пик кризиса, здесь выпускали по одному грузовику в день, то в 2011-м – уже 24 преимущественно в виде магистральных тягачей.

 

 

В отличие от большинства конкурентов, продажи Volvo Trucks в России выстроены иначе. Во-первых, компания не имеет официальных дилеров, а  реализует грузовую технику напрямую, без посредников, через ЗАО «Вольво Восток». Во-вторых, бюджетных продуктов не один, а несколько, и предлагаются они пакетно, в виде готовых бизнес-решений. На сегодняшний день их семь: пять объединены смысловой стилистикой по названию ветра («Вихрь», «Бриз», «Ураган», «Шторм», «Тайфун») и два подчинены стихии большой воды («Касатка» и «Океан»).

 

 

Для «дальнего боя» на российских просторах наиболее востребован 440-сильный FH «Шторм» с «автоматом» I-Shift, высокой спальной кабиной Globetrotter и двумя топливными баками. В его комплектацию включена система Dynafleet и климат-контроль. В России наряду с FH «Шторм» спросом пользуются и более простые версии шведских тягачей: модели FH «Бриз», FH «Ураган», оснащенные 13-литровым двигателем Евро-3 мощностью 400 л. с. и с 14-ступенчатой механической трансмиссией.

 

 

На внутренних линиях лидер продаж – обновленный в прошлом году FM «Касатка» с мотором той же мощности и такой же КПП. Бизнес-решением не охвачен только FM «Вихрь» калужской сборки с 11-литровым мотором Евро-3 в 370 «лошадей» и 9-ступенчатой «механикой», но менеджеры всегда могут предложить несколько вариантов покупки и по оплате, и по сервисным контрактам.

 

 

С января по сентябрь 2011 г. Volvo Trucks поставила международным перевозчикам 731 тягач с двигателем экологического стандарта Евро-5, что составляет около 25 % в структуре продаж новых грузовых автомобилей Volvo в России. При этом в последнее время отмечается тенденция роста спроса на автомобили с автоматической трансмиссией I-Shift: растет не только сознательность клиентов, но и доходность их бизнеса.

 

 


 У «Мерса» в базе «автомат»

 

 

СП концерна Daimler AG и ОАО «КАМАЗ» - компания «Мерседес-Бенц Тракс Восток» (МБТВ) вот уже полтора года является генеральным импортером и эксклюзивным дистрибьютором грузовой и специальной техники Mercedes-Benz в России. Поначалу многие думали, что с ее образованием в Набережных Челнах начнут как хлеб выпекать магистральные тягачи для международных перевозок, но не тут-то было. С момента открытия 11 марта 2011 г. сборочный цех освоил изготовление седельных тягачей Actros 1841 LS со спальной кабиной L и Axor 1835 с колесной формулой 4х2. Остальная продукция – шасси для коммунальной и строительной сферы.

 

 

Магистральные тягачи Mercedes-Benz занимали первое место в структуре сбыта 2010 г. и доминировали в объемах продаж в 2011-м. Седельные тягачи доминировали в реализации новых автомобилей (около 84 % всего объема). По расчетам специалистов, доля техники для магистральных перевозок в краткосрочной перспективе сохранится, а объем поставок будет расти.

 

 

Самой востребованной моделью на магистральных перевозках с момента появления на рынке и до настоящего времени остается Actros. В том числе и с его помощью в России стоит задача сделать Mercedes-Benz маркой номер один. У этих машин низкая стоимость владения, большие межсервисные интервалы (до 120 тыс. км, или одно ТО в год) и высокая цена на вторичном рынке, а это ключевые показатели.

 

 

Из всех европейских производителей тяжелых грузовиков Mercedes-Benz единственный, кто включил в серийное оснащение седельного тягача Actros 12-ступенчатую автоматическую коробку передач PowerShift 2. Этот автомобиль в основном поставляется из Германии, но точно такой же собирают и на производственной площадке КАМАЗ-Daimler AG в Набережных Челнах. Связанные международными контрактами перевозчики предпочитают седельный тягач Mercedes-Benz Actros 1841 LS со спальной кабиной L, 6-цилиндровым мотором мощностью 408 л. с. и 12-ступенчатым «автоматом» PowerShift 2, хотя есть и те, кто любит управлять 16-ступенчатой «механикой». В базовое оснащение машин для РФ включены дисковые тормоза всех колес, блокируемый дифференциал ведущего моста, стабилизаторы поперечной устойчивости, задняя регулируемая электроникой пневмоподвеска. В пакет оснащения входят также моторный тормоз, круиз-контроль и центральный замок.

 

 

Лидер на внутренних перевозках России – тягач турецкой сборки Axor с двигателем мощностью 326 л. с., 9-ступенчатой механической КПП и длинной кабиной со спальным отсеком. Есть еще и версии с моторами 238 и 286 л. с., но спрос на них из-за специфики перевозок на маршрутах средней протяженности меньше. Выбор механической трансмиссии зачастую обусловлен не столько силой привычки, сколько желанием владельцев транспортных компаний сэкономить. Ведь если рассматривать сегмент рынка подержанной техники возрастом от трех до семи лет, то выяснится, что там заказчики предпочитают покупать грузовики с «автоматом». Так что дело не в менталитете, а в деньгах.

 

 

Российским фанатам марки нужно быть готовыми к тому, что еще несколько лет придется довольствоваться флагманской моделью третьего поколения: дебютировавший нынешним летом Actros IV до 2014 г. поставляться в Россию не будет. Так что мечты о кабине GigaSpace пока так и останутся мечтами. О сборке новейшего флагмана в Набережных Челнах вопрос на повестке дня вообще не стоит.

 

 

Спеццены на Ecostralis

 

 

Итальянская марка - одна из немногих, кто в настоящее время предлагает свою технику по специальным ценам, в частности для Ассоциации международных автомобильных перевозчиков России (АСМАП). Наверное, поэтому минувший сезон для бренда IVECO стал значительно успешнее кризисного 2009-го. Только в 2010-м компания реализовала 1999 автомобилей для международных перевозок, увеличив продажи на 245 %. Это третий результат по объему продаж тяжелой техники, в том числе в сегменте седельных тягачей. Доля IVECO на рынке грузовиков полной массой свыше 16 т среди представленных в России европейских производителей теперь составляет 17,6 % (+4,2 пункта).

 

 

Соглашение о сотрудничестве с АСМАП было подписано в целях увеличения доли IVECO в автопарках международных перевозчиков. Оно предусматривает продажу седельных тягачей IVECO Stralis для членов Ассоциации по специальным ценам. Тягачи поставляются в трех комплектациях: модели AT440S42T/P RR, AT440S45T/P RR и AS440S45T/P RR. Перевозчик может выбрать подходящий для себя автомобиль и по стоимости, и по комфорту. Тягачи стандарта Евро-5 оснащены кабиной с двумя спальными местами Active Time или Active Space, двигателем Cursor 10 мощностью 420 или 460 л. с. и механической 16-ступенчатой КПП ZF16S 2220 TD. В оборудование включены кондиционер, автономный отопитель и некоторые другие опции. После модернизации (весной 2011 г.) EcoStralis можно дополнить переключателем Ecoswitch, который активирует программу iEco с целью более оптимального переключения передач.

 

 

Пока доля продаж подвижного состава для международных перевозок не так велика: около15 % от всех продаж IVECO в России. Но если посмотреть на объем реализации коммерческой техники IVECO полной массой более 16 т, то доля магистральных тягачей Stralis, проданных международным автоперевозчикам, возрастает до 40 %.

 

 

В автопарках российских компаний, исповедующих принцип внутренних перевозок, марка IVECO лучше всего представлена тягачами Stralis (которые, к слову, собирают в Германии) в одной из трех наиболее популярных комплектаций -  AT440S42T/P RR. Машины оснащены спальной кабиной Active Time с двумя спальными местами, двигателем Cursor 10 стандарта Евро-3 мощностью 350 (реже – 400 или 430) л. с. и механической 16-ступенчатой КПП ZF16S 2220 TD. Есть еще и 9-ступенчатая «механика» с сервоприводом, но чаще всего ее используют на среднетоннажном Eurocargo. ФОТО:

 

 

DAF везет 1500 литров

 

 

Голландские тягачи полюбились российским водителям и владельцам транспортных компаний задолго до того, как в Россию стали массово импортировать новую европейскую технику. Дальнобойщики ценили машины за надежность и просторную кабину, а хозяевам транспортных компаний импонировала приемлемая цена и отсутствие капризной электроники.

 

 

Марка долго отставала от лидеров по импорту в РФ, хотя в целом ряде европейских стран DAF является лидером или вторым номером по объемам поставок грузовиков массой свыше 16 т. Этим летом в Москве начала работу дочерняя компания DAF Trucks Russia – собственное маркетинговое и торговое представительство DAF Trucks N.V., но пока бренд неразрывно связан с компанией VH-DAF Moscow, которая в минувшем году отгрузила клиентам 1,2 тыс. тягачей. Лучше всего продавались магистральные версии – 95 % от общего количества. Это очень хороший показатель, на уровне предкризисного периода.

 

 

По сравнению с перевозчиками внутреннего рынка международники приобретают новые тягачи достаточно скромно. Темп роста парка у них ниже, и тем не менее DAF во флотах международников растет. Самым востребованным для дальнемагистральных перевозок остается FT XF 105.460 Евро-5 с кабиной Space Cab и 12,9-литровой рядной «шестеркой» в 460 л. с. У тягача два топливных бака объемом полторы тонны (995 + 500 л), моторный тормоз МХ, 16-ступенчатая механическая коробка, дисковые тормоза всех колес, передняя рессорная и задняя пневматическая подвеска. Набор самых востребованных опций включает автономку.

 

 

В 2011 г. у международных автоперевозчиков был очень популярен флагман с двигателем мощностью 460 л. с., хотя в прошлом году чаще заказывали 410-сильный. Тенденция – на увеличение мощности. А вот на перевозках в РФ наиболее востребован 360-сильный DAF CF75 с 9- или 16-ступенчатой «механикой» и кабиной Space Cab.

 

 

Если сильных потрясений на мировых рынках не будет, то позиции DAF в 2012 г. усилятся. По оценкам топ-менеджеров компании, при благоприятной обстановке у DAF есть шанс выйти на уровень продаж 1 500 новых тягачей. В 2015 г. DAF намерен продавать в России 5 000 новых машин. При этом количестве нужна своя сборка в РФ, и сегодня компания ведет переговоры с местными партнерами о возможности открытия сборочного производства.


 

«Ромб» тиражирует Premium

 

 

За все время своего производства флагманский Magnum так и не стал хитом продаж, хотя автомобиль очень достойный. В 2012 г. состоится мировая премьера пятого поколения Magnum, и поставщики обещают начать серьезное продвижение этого продукта на наш рынок.

 

 

Зато другой носитель хромированного ромба на решетке радиатора – Premium Route – уже побывал на вершине продаж. Эту модель выпускают на заводе в Калуге. Настоящий хит продаж – магистральный тягач Premium Route с высокой кабиной, 440-сильным двигателем и 16-ступенчатой механической КПП ZF Ecosplit.

 

 

Для внутренних рейсов транспортники чаще приобретают пакетные тягачи «Восток-3» и «Неман», адаптированные для российских климатических условий. Их также выпускают на заводе в Калуге. В конце 2011-го это предприятие собрало 1 500-й грузовик.

 

 

Продажи Renault Trucks в 2011 г. росли поступательно: за первые восемь месяцев только на территории России (не считая Белоруссии и Казахстана) было реализовано 764 грузовика французской марки, из которых 583 – магистральные тягачи. По сравнению с аналогичным периодом 2010 г. это в два с лишним раза больше. В прошлом году в Калуге выпускали всего три новых автомобиля в день, а с сентября 2011-го предприятие смогло довести выпуск до девяти единиц техники в сутки (шесть машин в первую смену и три во вторую). В 2012-м темп сборки увеличен до 12 автомобилей в день (по шесть грузовиков в каждой смене). Это ответ на растущие запросы транспортных компаний.

 

 

В 2011-м завод в Калуге произвел грузовиков в четыре раза больше, чем годом ранее (300 экз.). Около 60 % из них составили седельные тягачи. Если годом раньше доля изготовленных автомобилей российской  сборки в продажах компании составляла без малого 30 %, то в ближайшей перспективе она будет доведена до 80 %.

 

 

На заводе в Калуге и сейчас, и в будущем году в производстве останутся три  основные модели: магистральный тягач Premium Route, строительный тягач Premium Lander и шасси Kerax. В 2012-м объем производства машин с маркировкой «Сделано в России» достигнет 2 600 ед., в 2013-м – 3 500 ед., а в год сочинской Олимпиады,  в 2014-м, приблизится к 5 000 ед., т.е. к производственной мощности предприятия.

 

 


 

Загад не бывает богат

 

 

Глядя на результаты продаж в 2011 г., нетрудно предположить: самыми востребованными на региональных перевозках и в 2012-м окажутся «бюджетники». На международных линиях будет расти число машин, собранных на заводах в России. И необязательно в 2012-м лучше будут продаваться те же грузовики, что и в 2011-м: кризис показал, что рынок может быстро и непредсказуемо меняться. Скорее всего, текущий год станет характеризоваться своими особенностями. И первый квартал наступившего года показал это со всей очевидностью.