Безопасность "За рулем в сонливом состоянии"


Александр Луцевич

 

 

 

 

 

Во всех странах Евросоюза взяли под тщательный контроль выполнение водителями-международниками требований по соблюдению режима труда и отдыха. Проводятся не только оперативные проверки на дорогах, но и специализированные акции, например, недельные рейды, в ходе которых выявилось, что каждое восьмое нарушение относится к несоблюдению водителями большегрузных автомашин времени нахождения за рулем и отдыха.

 

В Финляндии провели специальные исследования взаимосвязи физического состояния водителя и его реакции. Согласно полученным данным сонливость и усталость являются причиной каждого пятого дорожно-транспортного происшествия с участием большегрузного автомобиля, при этом каждое третье ДТП – со смертельным исходом.

 

 

– Доказано, что нахождение за рулем во время движения в сонливом состоянии приравнивается к управлению автомашиной нетрезвым водителем, – отмечает исследователь проблем сна профессор Медицинского института Каролинска и Стокгольмского университета Торбьерн Акерштедт.

 

 

Он провел ряд экспериментом, в ходе которых за руль автомобильного симулятора усаживали уставших людей, чтобы изучить их реакцию в таком состоянии на дорожную ситуацию. У большинства тестируемых после первого же задания возникали зевота и тяжесть век, проявлялись симптомы микросна, когда человек на несколько секунд «отключается» даже не осознавая этого.

 

 

Кроме очевидных симптомов засыпания, есть и другие проявления усталости, влияющие на управление автомобилем.

 

 

– Водитель медленнее думает, дольше вспоминает те или иные вещи, сильно снижается скорость простых реакций, – поясняет профессор Акерштедт. – Также теряется контроль над эмоциями. А эмоциональная неустойчивость – это, безусловно, плохая характеристика для водителя, она снижает способность здраво мыслить.

 

 

Обратимся к результатам других наблюдений. Эксперты Национального совета по безопасности транспорта США определили, что 52 % дорожно-транспортных происшествий с участием грузового автомобиля – это аварии, связанные с переутомлением водителя, который почти в каждом пятом случае уснул во время движения. А в ходе исследований переутомления в рамках проекта Европейской комиссии SafetyNet выяснилось, что около 60 % водителей большегрузного автотранспорта сталкивались с проблемой сонливости за рулем.

 

 

Что делать, если возникло ощущение усталости при управлении?

 

 

– Понимая, что находится в состоянии усталости, водитель должен предпринимать меры, чтобы избежать непоправимых последствий, – уверен профессор Акерштедт. – Сонливость можно преодолеть, выпив большую порцию кофе и делая частые остановки, то есть необходимо предпринимать паузы. Но следует знать и помнить, что даже после перерыва концентрация сохраняется на протяжении не более получаса, и с усилением усталости период, когда водитель сконцентрирован, становится все менее продолжительным.

 

 

Реакции уставшего водителя замедлены, ему требуется больше времени на то, чтобы заметить встречную опасность, например, железнодорожный переезд или проводимые дорожные работы. Ухудшается способность обрабатывать информацию, снижается потенциал так называемой оперативной памяти. В данном случае однозначно необходим полноценный отдых.

 

 

Сегодня многие автопроизводители большегрузов нацелены на то, чтобы создаваемые ими машины были не только мощными, надежными и безопасными, но и комфортными как при управлении, так и в период отдыха. Например, специалисты Volvo Trucks подсчитали, что в неделю водитель-дальнобойщик проводит в кабине грузовика в среднем 4 – 6 ночей. При опросе более двух тысяч водителей-международников им было предложено отметить 15 наиболее важных деталей устройства кабины. Респонденты отдали приоритет комфорту сна и отдыха.

 

 

– Создание комфортных условий для водителя – это своего рода забота автопроизводителя о его безопасности, – отмечает руководитель отдела безопасности дорожного движения и автомобилей компании Volvo Trucks Карл Йохан Алмквист. – Недоработки в проектировании кабины приводят к снижению безопасности на дороге, и, что еще хуже, способствуют постоянной усталости водителя из-за некомфортных условий отдыха. Мы изменили дизайн спального места в кабине, чтобы обеспечить водителям полноценный сон. Например, спальное место можно отрегулировать под индивидуальные предпочтения, использовать матрасы разной степени жесткости и пр.

 

 

Помимо того специалисты Volvo Trucks разработали специальную сенсорную систему безопасности Driver Alert Support (DAS), которая реагирует на засыпание водителя. Если проявляются симптомы усталости, допустим, отклонение от линии движения или возникают хаотичные рывки, система подает водителю аудио- или видеосигнал. Без нужды эта система не отвлекает водителя во время движения. А если дает о себе знать, то тому есть очень важная причина – водитель представляет опасность на дороге и нужно предпринять оперативные меры.

 

 

***

 

 

Последствия сонного состояния водителя могут быть губительными в прямом значении этого понятия. Такие аварии часто имеют гораздо более серьезные последствия, нежели столкновения, произошедшие по другим причинам, поскольку водитель в сонном состоянии не успевает маневрировать, чтобы попытаться избежать дорожно-транспортного происшествия.

 

• Организм человека живет по естественному биологическому ритму, который предполагает ночной сон. Как следствие, сон в дневные часы уступает по качеству ночному сну.

• Наибольшая усталость приходится на период с 4 до 6 часов утра.

• Повышенная утомляемость днем может быть следствием истощения ресурсов организма из-за недостатка сна.

• Если состояние вялости и сонливости днем – это следствие медицинских показаний, то необходимо обратиться к врачу.