Обзор рынка "Тенденции в продажах на рынке РФ"


 

В посткризисный период продажи отечественной автомобильной техники растут, но в долевом отношении постепенно уступают рынок импортируемым иномаркам и собранной в России технике иностранных брендов. Об этом говорится в ежегодном обзоре, подготовленном аналитической компанией ОАО «АСМ-холдинг». Особенно четко данная тенденция прослеживается на протяжении последних пяти лет.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Слайд. 29.  см. Диск

Грузовики

Как и прочили эксперты, реализация грузовых автомобилей в России за минувший год выросла: совокупные продажи составили 331,9 тыс. ед. против 209,2 тыс. ед. в 2010-м. Рост составил 58,7 %, и это при том, что само производство выросло только на 33,2 %. Данный факт говорит о том, что на рынке усилилось влияние импорта.

Для сравнения: продажи грузовиков в России в 2009 г. достигли отметки 117,1 тыс. ед., а в 2008-м – 430,3 тыс. ед. Таким образом, к 2012 г. российский рынок продаж не восстановился в полной мере. Для достижения докризисных объемов в текущем году он должен вырасти на треть по отношению к предыдущему отчетному периоду.

Специалисты считают это возможным, однако отмечают, что насыщение рынка будет происходить уже не с доминантой российских грузовиков, а примерно на паритетных началах с импортируемыми иномарками и машинами зарубежных брендов, собранными в России.

Объективные данные свидетельствуют: продажи отечественных грузовиков в РФ в 2011 г. вышли на уровень 165,3 тыс. ед., в то время как годом ранее они составляли 121,2 тыс. ед. Эквивалент роста – 44,1 тыс. ед. или 36,4 %. Для сравнения: в 2009 г. показатель выпуска готовой продукции составлял 75,8 тыс. ед., а в 2008-м – 203,7 тыс. ед. Таким образом, производство отечественных грузовиков на докризисные рубежи пока не вышло.

Куда более существенный рост отмечен в категории грузовиков иностранных марок, включая собранные в России. Продажи такой техники в прошлом году составили 150,54 тыс. ед. против 76,25 тыс. ед. в 2010-м. Годовой рост почти удвоился и достиг значения 97,4 %. Особенно убедительно эти цифры выглядят на фоне провальных результатов 2009 г., когда объем реализации новой грузовой автотехники составил 27,68 тыс. ед. До показателей «сытого и безмятежного» 2008 г. (163,65 тыс. ед.) буквально рукой подать. И если не случится никаких потрясений, то на финише 2012 г. мы можем увидеть рекордные показатели продаж новых иномарок.

 

 

 

 

 

 

Примечательно, что сбыт новых иностранных грузовиков российской сборки в 2011 г. вырос более чем наполовину (+56,45 %) и зафиксирован на уровне 21,34 тыс. ед., тогда как в 2010-м реализация составила всего 13,64 тыс. ед. Такая бурная динамика показывает, насколько стремительно меняется структура российского рынка коммерческого автотранспорта.

По оценкам экспертов, недалек тот день, когда продажи иномарок будут доминировать над продажами отечественных машин, и статистика прошедших пяти лет – наглядное тому подтверждение. Не будем забывать и о том, что Россия вступила в ВТО, а это также чревато последствиями для нашего автопрома. Натиск грузовиков из-за границы усилится, а количественное присутствие иномарок с клеймом «Сделано в России» существенно увеличится.

Не останется в стороне и сегмент грузовиков с пробегом. За минувший год продажи подержанных грузовых автомобилей выросли более чем на четверть (на 27,4 %). Всего в 2011 г. реализовано 16,12 тыс. б/у грузовых автомобилей, что достойно выглядит только на фоне результатов 2010 г., когда новых хозяев обрела техника из вторых рук в количестве 11,71 тыс. ед. Даже в самом плохом с точки зрения продаж 2009-м «бэушек» реализовали больше – в количестве 16,21 тыс. ед. А до показателей 2008-го, когда грузовой сэконд-хэнд пополнился парком в 62,99 тыс. ед., сейчас как до неба.


 

 

 

Автобусы

Как показал минувший год, пассажирский транспорт в России испытывает те же проблемы, что и рынок грузовых автомобилей, но здесь другая динамика роста и своя специфика продаж.

В 2011 г. реализация новой автобусной техники в России достигла значения в 60,6 тыс. ед. против 50,6 тыс. ед. годом ранее. Рост составил 10 тыс. ед., что эквивалентно динамике в 19,8 %. В принципе, неплохой показатель, но он не отражает реальных потребностей транспортных предприятий в современном подвижном составе. Это касается как муниципальных предприятий крупных городов, областных и районных центров, так и частных автоколонн, имеющих договора на обслуживание регулярных маршрутов.

Кроме того, проблемой остается старый подвижной состав, эксплуатируемый арендаторами, индивидуальными предпринимателями на так называемых заказных перевозках и на междугородних линиях. Это вообще тема отдельного разговора. Однако для специалистов очевидно: статистику продаж улучшают, в основном, государственные предприятия, приобретающие крупные партии автобусов в рамках бюджетного финансирования из своих регионов и софинансирования из федерального центра.

Продажи новых автобусов иностранных брендов, включая собранные в РФ (7,4 тыс. ед.), отмечены на уровне 20,17 тыс. ед. По этому показателю рост составил 57,2 %. Гораздо лучше продаются микроавтобусы для использования в качестве маршрутных такси. Их охотно используют частники на регулярных линиях и индивидуалы, работающие через диспетчеров и нацеленные на обслуживание корпоративных клиентов или разовых заказов.

 

 

 

Прогноз-2011

Текущий год только теоретически дает шансы выправить положение дел с продажами относительно контрольных значений 2008-го. На деле же эксперты предрекают остановку роста сбыта. И говорят они это не в кулуарах, а открыто, не боясь ошибиться в прогнозах.

По мнению аналитиков ОАО «АСМ-холдинг», в грузовом сегменте 2012 г. будет хуже предыдущего. В частности, это вызвано беспрецедентно большим ввозом новых грузовых автомобилей в 2011 г. Второй немаловажный фактор сдерживания продаж – вступление РФ в ВТО во втором полугодии текущего года. Согласно оценкам специалистов, российский рынок грузовиков останется на уровне продаж 340−350 тыс. ед. Однако при этом наблюдатели предрекают изменение структуры рынка за счет снижения объемов продаж российскими предприятиями, и прежде всего такими крупными игроками, как КАМАЗ и ГАЗ.

Относительно рынка автобусов прогноз такой: рынок останется в значениях 2011 г. или незначительно вырастет (на 5−10 %). По некоторым оценкам, он достигнет 50 тыс. штук. При этом с учетом вхождения РФ в ВТО доля отечественных автобусов будет снижаться, а присутствие автобусов иностранных марок увеличится.