Производство "Анализируем производство"


 

 Выступает А. Ковригин 

 

Вступление России во Всемирную торговую организацию в 2012 г. вызывает ряд вопросов у рядовых граждан и бизнесменов. Ответы на некоторые из них можно получить, анализируя итоги работы отечественного автопрома в 2011 г. Этому был посвящен состоявшийся в феврале в центре Москвы круглый стол ОАО «АСМ-холдинг».

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Тенденции

Тема круглого стола «Итоги работы российской автомобильной промышленности в 2011 году и перспективы развития автомобильного рынка при вхождении в ВТО» была настолько актуальной, что, несмотря на сильный мороз, собрала десятки журналистов ведущих СМИ отрасли.

Суть выступлений участников круглого стола сводилась к тому, что рынок так и не вышел на докризисные показатели. Более того, намечается замедление темпов производства коммерческих автомобилей. Эта тенденция, полученная в наследство от второго полугодия минувшего года, сохранилась в первые недели нового. Улучшить ситуацию может отложенный спрос и более лояльное отношение кредитных организаций к заемщикам, но кардинальных перемен в данной сфере пока не отмечено.

С 1 июля 2012 г. Россия де-факто вступит в ВТО, и это неизбежно наложит отпечаток на общую статистику, поскольку произойдет изменение структуры рыночного спроса. Часть организаций различных форм собственности предпочтет приобретать не отечественную, а импортную технику, и это неизбежно отразится на количестве изготовленной новой коммерческой автотехники.

 

Грузовые автомобили

Сухие цифры по выпуску грузовых автомобилей в минувшем году выглядят обнадеживающе. Производство такой техники в России в 2011 г. по сравнению с предыдущим отчетным периодом выросло на треть (+33,2 %), достигнув отметки 203,95 тыс. ед. против 153,1 тыс. ед. в 2010-м. Для сравнения: в кризисном 2009-м объем изготовленных в РФ грузовиков не составлял и половины от нынешнего количества и составил всего 91,2 тыс. ед. Но даже показателям 2011-го еще далеко до предкризисного объема в 256,7 тыс. ед., достигнутого в наиболее успешном 2008 г.

Аналитики отмечают, что в минувшем году производство грузовиков российских марок выросло на 31,5 % и достигло 180,4 тыс. ед. против 137,2 тыс. ед. в 2010 г. И здесь до рекордных показателей (238,83 тыс. ед. в 2008 г.) далеко, как пешком до Луны. И только на фоне провальных результатов 2009 г., когда было собрано 84,2 тыс. российских грузовиков, прошлогодние показатели выглядят убедительно.

В отношении производства грузовиков иностранных марок картина сопоставимая, хотя динамика роста более уверенная: 39,1 % по отношению к 2010 г. Кроме того, уровень в 23,5 тыс. выпущенных иномарок российской сборки в 2011-м уже превзошел показатели 2008-го (18,31 тыс. ед.). Нынешние показатели неплохо выглядят не только на фоне данных 2009 г. (7,0 тыс. ед.), но даже на фоне результатов 2010-го (16,9 тыс. грузовиков). В то же время, продажи новых грузовиков иностранных марок пока не превысили уровень реализации трехлетней давности.

По оценкам экспертов ОАО «АСМ-холдинг», в 2012 г. производство грузовых автомобилей в РФ составит от 180 тыс. до 200 тыс. единиц, в том числе техники отечественных марок в количестве 150–160 тыс. ед. и иностранных моделей на уровне 30–40 тыс. ед.

 

Автобусы

Производство автобусов в 2011 г. по сравнению с 2010 г. выросло на 3,5 % и достигло 46,8 тыс. ед. против 45,2 тыс. ед. годом ранее. Докризисный уровень 2008 г. составлял 67,01 тыс. ед., а 2009 г. – 34,9 тыс. ед. Таким образом, годичный рост производства не позволил выйти на контрольные цифры 2008 г.

Показатели по пассажирским машинам российского производства могли оказаться еще более скромными и даже уйти в минус, если бы не пара крупных контрактов на поставки муниципального транспорта в города-миллионеры. Об этом, в частности, в прошлом году говорили участники Международного автотранспортного форума, в рамках которого отдельно прозвучала тема пассажирского транспорта.

Любопытно, что производство отечественных автобусов в 2011 г. выросло только на 1,8 %, до 39,5 тыс. ед., включая 884 ед. вахтовых автобусов, выпуск которых вырос почти на половину (+45,6 %). А вот иностранных моделей изготовлено, хотя и меньше (7,3 тыс. ед.), зато динамика роста почти в десять раз больше: 14,2 %.

По подсчетам экспертов, производство автобусов в РФ в минувшем году составило только 69,8 % от докризисного уровня 2008 г. Таким образом, как и в случае с грузовиками, промышленность не смогла восстановить прежние объемы производства автобусов. Это было связано не столько с возможностями самих предприятий, сколько с ситуацией на рынке и отсутствием должного платежеспособного спроса.

В то же время имеет место и отрицательная динамика: на 10 % снизилось производство микроавтобусов. Если в 2010 г. на российских предприятиях было выпущено 29,1 тыс. микроавтобусов, то в 2011 г. итоговые показатели зафиксированы на уровне 26,2 тыс. Падение произошло из-за приостановки работы Ульяновского автозавода в первом полугодии прошлого года по выпуску «буханок» УАЗ и производства микроавтобусов FIAT Ducato.

Аналитики сходятся во мнении, что в 2012 г. отечественная промышленность осилит производство 45–50 тыс. ед. автобусов всех классов. Впрочем, это только прогноз, который еще не раз будет корректироваться в течение года.