Спецобзор "Прицепной «неформат» популярности не теряет"


 

Василий Доценко,

фото автора и производителей

 

 

Какими бы темпами не развивался рынок самоходных подъемников, а их упрощенная версия прицепного типа по-прежнему остается актуальной. При небольшом спросе рейтинг таких установок не падает и даже показывает динамичный рост…

Чужой среди своих

Нужно сразу сказать, что рыночная емкость прицепных подъемников ни раньше, ни сейчас большой не была и не будет. Эксперты оценивают ее в какую-то треть от доли самоходных рычажных, телескопических и рычажно-телескопических подъемных машин. Те действительно более популярны по своим возможностям и рабочим характеристикам. Однако годы финансового кризиса внесли в статистику продаж некоторые коррективы: упрощенная версия подъемников оказалась более стойкой к рыночным колебаниям, нежели самоходки.

И хотя падение было у всех, прицепные подъемники такого обвала не дали, их динамика продаж где-то на четверть была лучше самоходных машин. Сейчас обе группы спецтехники постепенно возвращаются на прежние рейтинговые позиции. Однако факт стабильного интереса потребителей к «простачкам» подъемного сегмента налицо. Правда, наше машиностроение эту тему не развивает.

Такая позиция привела к тому, что торговая площадка России и СНГ в этом сегменте спецтехники практически полностью отдана зарубежным производителям. На наш рынок устремились компании Haulotte Group (Франция), Genie Industries и JLG Industries, Inc. (США), Dinolift (Финляндия), NiftyLift Ltd (Англия), Denka Lift и Omme Lift A/S  (Дания), Shanghai Cheuklift (Китай).

Трейлерные подъемники, конечно, уступают самоходным, но в тоже время они имеют ряд преимуществ. Во-первых, это приемлемая и вполне доступная цена установки. Во-вторых, дышловая схема рамы со сцепной головкой для тягового шара или с проушиной позволяет транспортировать подъемник легковым автомобилем с фаркопом или грузовиком с универсальным узлом тягово-сцепного устройства по типу «крюк-петля».

Узкий габарит не сказывается на устойчивости установки во время рабочих операций, поскольку ее надежная фиксация достигается за счет солидного опорного контура аутригеров. Если раньше опоры были выдвижными с квадратным сечением по типу «короб в коробе» и с червячным механизмом ручного поддомкрачивания, то сейчас они убирающиеся вверх и с гидравлическим приводом развертывания.

Червячный механизм фиксации машины аутригерами является самым простым. Он надежен, но развертывание установки с такой опорной схемой требует времени. У некоторых производителей он изредка еще используется при изготовлении недорогих подъемников, но в основном все перешли на гидравлические опоры, в т. ч. и с коленчатыми лапами для «паука».

Активное внедрение гидравлической схемы опорного механизма обусловлено несколькими причинами. Самая главная заключается не столько в скорости развертывания установки в рабочее положение, сколько в удалении из процесса ручного труда, т. к. рынок рабочей силы даже в развитых странах ощущает дефицит кадров в сфере строительства, ремонта, коммунального обслуживания.

 


Самые простенькие поднимающиеся/опускающиеся гидравлические опоры прямолинейного типа для диагонального контура фиксации установки

 

Прицепные подъемники привлекают покупателей низкой стоимостью, малозатратностью обслуживания и надежностью. Что касается безопасности рабочих операций, то подъемники такого исполнения не более травмоопасны, чем приставная лестница.

Последнее поколение вышек трейлерного исполнения имеет автоматическую систему контроля грузового момента: при достижении критических вылетов или перегрузке срабатывают звуковой, световой сигналы, предупреждающие об опасности. При игнорировании подсказки работа установки блокируется, дальнейшие операции без устранения критичных режимов невозможны.

Прицепы-подъемники  предназначены для работы на малых и средних высотах. Они являются хорошей альтернативой приставным лестницам и строительным лесам для операций на высоте 4–5 м. Но наиболее распространенный диапазон их рабочей зоны в пределах 12-метровой отметки. Правда, это не пиковая величина. Последнее поколение трейлерных подъемников некоторых производителей позволяет достигать высоты в 21 м (Niftylift 210) и даже 30 м (Denka DL30).

 Подъемная комбинация

Группу прицепных подъемников можно разделить на подгруппы по исполнению подъемного механизма и его системе привода. В одну подгруппу вошли установки коленчатого типа, которые могут дополняться коленчатым гуськом. В другой подгруппе находятся подъемники с телескопической стрелой. Обычно заказчик в выборе исходит из специализации предприятия и условий площадки для эксплуатации.

Для особо требовательных потребителей больше подойдет универсальный тип конструкции подъемного механизма с комбинацией локтя и телескопа. Эта схема, названная рычажно-телескопической, позаимствована у самоходных подъемников. У самоходок некоторых модификаций позаимствован локтевой изгиб с телескопической секцией на концевике стрелы, который дает корзине дополнительный вертикальный и горизонтальный ход.

Летом прошлого года компания Sterti Rus ltd предоставила редакции для теста Dino 180 XT – прицепной рычажно-телескопический подъемник с бензиновым мотором. Его  корзина при раскладывании колена и полном выдвижении секций достигает отметки 18 м. В линейке финского производителя это «середняк», самый большой высотный диапазон у 260-й модели, а самый маленький у 120-й. В цифровом индексе производитель обозначил первыми двумя цифрами рабочую зону установки по высоте.

 

Перед подъемниками с телескопической стрелой без колена у Dino 180 XT несколько преимуществ. Главная в том, что комбинация рычажной и телескопической конструкции позволяет огибать препятствия в виде крыши, стоящей техники. На некоторых площадках такие условия встречаются довольно часто, сочетание двух схем исполнения стрелы становится в таких случаях востребованным.

На подъемниках «авось» не катит…

Сказать, что Dino lift блеснул яркой новизной, не получится: по пути создания комбинации локтя и телескопа пошли практически все производители – общепринятые нынче каноны налицо. Подъемники Dino, к примеру, более чутки к органам управления. Если на установках под другими брендами гидравлическая система сглаживала неточности в действиях оператора, то здесь она болезненно реагировала на резкие команды. Правда ранее приходилось больше управлять подъемниками кнопками и пальчиковыми рычажками, здесь же частичное управление корзиной шло через джойстик, к  которому нужно привыкнуть.

У Dino lift хороший выбор силового наполнения для привода гидравлического насоса (станции). Это может быть электрический, карбюраторный и дизельный мотор, опционная комбинация электромотора с двигателем внутреннего сгорания и даже аккумуляторная база с зарядным устройством для ограниченного передвижения в автономном режиме.

 

 

Это практически аналог ранее тестируемого 230-го Dino с электроприводом, у которого управление телескопической стрелой  также происходит джойстиком. Правда, по схеме фиксации «якорная» система там другая. Резких действий на органы управления движением стрелы та модель тоже не любит. Когда к джойстику привыкаешь, все операции проходят гладко, без резких рывков. К Dino прицепного типа долго привыкать не нужно. Впрочем, как и к самоходным. Забегая вперед можно сказать, что трейлерный вариант подъемников этого производителя мало чем уступает самоходным вышкам. Единственное отличие видится в его упрощенной конструкции, стоимости приобретения и владения, хотя по характеристикам и возможностям почти аналог.

 

На самом большом почти 11-метровом вылете стрелы по горизонту корзина 180-го покачивается. Это обычное явление для грузопассажирской платформы на максимальном вылете у всех производителей,  потому тестовые упражнения с задачами по маневрированию, точности подачи корзины в нужную точку проходят по всем стандартам техники безопасности и без пресловутого «авось пронесет». Последнее, как понимаете, на таких установках «не катит».

 

Самодвижущиеся… прицепы

Трейлерные подъемники считаются несамоходными на дорогах общего пользования. Там буксировка обязательна. На большое расстояние такую спецтехнику лучше перевозить в кузове грузовика. Однако на строительной площадке или в зоне ремонта объекта подъемники такого исполнения могут передвигаться самостоятельно в пределах обновления рабочей зоны.

Прямого привода на ходовую базу в таких установках нет. Практически все разработчики использовали схему контактного привода по типу «беличьего колеса». Это очень распространенный способ для придания прицепным системам возможности передвижения. Наш читатель с ним уже знаком из публикации о тартуских прицепах RDM-12 и RDM-14 для перевозки сортимента, где колеса получают привод на протектор от контакта с цилиндрическим роликом. Только там вращательная энергия передается от заднего вала отбора мощности трактора через кардан на редуктор моста прицепа, а здесь ходовая база получает энергию от гидравлической станции подъемника или электромотора.

 

Легкий диапазон прицепных подъемников обходится без контактного привода, по площадке перемещается ручным способом – два-три человека перетягивают установку без особых усилий как обычную тележку. Для примера можно взять вышки Niftylift 90-й и 120-й моделей. В первом случае масса составляет 595, а во втором – 1 160 кг. Передвинуть с места на место такую установку не составляет труда.

Подъемники с более высоким диапазоном подъема рабочей платформы массивнее по габариту и весу, без системы передвижения там не обойтись. Они по конструкции практически повторяют легкий класс, отличие  касается масштабов и частично рамы. Если одноосные «малыши» обычно создаются на однолучевой раме, то установки среднего и большого класса имеют А-образную или 2-балочную раму с поперечинами жесткости.

 

В любом случае это 3-точечный колесный контур в составе одной осевой балки и вспомогательного колеса на дышле, которое в буксировочном режиме может отстегиваться или перемещаться вверх. У некоторых производителей есть и 2-осные прицепные подъемники, но особой популярностью у потребителей они не пользуются.

Основной центр тяжести направлен в зону осевой балки с постепенным перераспределением веса по раме и дышлу на третью колесную точку. На рабочих операциях 3-точечный колесный контур не задействован, вся нагрузка равномерно распределяется на имеющиеся четыре опорные лапы аутригеров, которые дают машине нужную устойчивость и обеспечивают безопасное положение установки в пределах паспортного грузового момента.