Спецобзор "Самосвал с иголочки"


Александр Калугин

фото автора

 

Теплые зимы последних лет привели к тому, что спрос на строительную технику на автомобильном шасси в России сместился на более ранний срок. В частности, покупательский интерес к самосвалам оживает не в феврале-марте, а уже в январе.

Изменился и состав перевозчиков. В докризисный период клиентская база пополнялась медленно, зато в рамках одного контракта продажи шли партиями по нескольку десятков и сотен единиц техники. Начиная с 2010 г., львиную долю новых покупателей составляют частные лица, приобретающие одну-две машины, реже по три-четыре. Единичные самосвалы, как правило, предприниматели берут для себя, а несколько автомобилей – для обновления и расширения парка, а также для сдачи в аренду.

Двухосники

 

Покупатели присматриваются ко всем категориям автосамосвалов, без исключения. В частности, это показали специализированные выставки коммерческого транспорта, прошедшие в нескольких регионах России. На одной из них в столичном регионе был показан самосвал ГАЗ-330232 «ГАЗель-Бизнес» с двухрядной кабиной и кузовом фирмы «Чайка-Сервис». Когда-то на аналогичную технику импортного производства россияне смотрели с вожделением, теперь же она доступна на родине, причем за разумные деньги.

Опыт конца 2011-го – начала 2012 г. показал что частники, самостоятельно садящиеся за руль, нередко отдают предпочтение двухосным компактным машинам, таким как Isuzu NKR-77 грузоподъемностью 3,5 т и с кузовом с задней разгрузкой объемом 3 м3. Под капотом этого трудяги находится 96-сильный дизель, агрегатированный с механической коробкой передач. Самая простая версия белого цвета с иголочки стоит 1,085 млн руб.

Другой двухосник, уже чешского производства, Avia 120 D грузоподъемностью 6 т и с кузовом, предназначенным для двухсторонней разгрузки, можно приобрести за 2,65 млн руб. В моторном отсеке будет установлен американский дизель Cummins ISB мощностью 177 л.с., а в паре с ним – 6-ступенчатая механическая коробка передач. Кстати, и цвет кабины может быть уже не стандартным белым, а красным, синим или каким-то другим.

 В категории двухосных самосвалов есть также популярные модели Минского автозавода вроде МАЗ-5551, рестайлингового КамАЗ-53605, но они стоят дороже. К тому же не все перевозчики готовы покупать такую экзотику, как КамАЗ-53605. Пойди, попробуй потом его выгодно продать…

Импорт с тремя осями

Наибольший рыночный интерес вызывают трехосные модели с колесной формулой 6х4. Это аксиома для нескольких последних лет, если не десятилетий. Данный сегмент самый насыщенный по количеству предложений. Здесь шире выбор, больше возможностей для ценового маневра, и выше шансы не только выгодно приобрести, но в последующем и выгодно реализовать технику во вторые руки.

 Очень дорогое удовольствие – европейские самосвалы с импортной надстройкой. Например, IVECO Trakker 380 PF с итальянским квадратным кузовом фирмы Cantoni с задней разгрузкой объемом 16 м3 грузоподъемностью 18,7 т тянет почти на 5 млн. руб. (4,97 млн. руб.). Если же положить глаз на кузов овального сечения, цена вырастет до 5,114 млн. руб. Мягко говоря, недешево. Для сравнения: на миллион с лишним меньше (4,05 млн. руб.) в розницу стоит Ford Cargo 3535D грузоподъемностью 21 т с 18-кубовым кузовом квадратного сечения с задней разгрузкой. Машина будет с красной кабиной и серым кузовом, белой кабиной и синим кузовом или в другом классическом для данного бренда цветовом сочетании.

 Строго белая кабина и темно-серый кузов долгое время были характерны для поставляемых в Россию Renault Kerax (цена трехосной модели 380.34 с кузовом «Бецема» – 113 тыс. евро или 4,69 млн. руб.). Теперь монополии нет: в такой же окраске на рынке появился Hino 700. Продавцы особо подчеркивают японскую сборку и принадлежность марки к компании Toyota. С двигателем мощностью 410 л. с. и 16-кубовым кузовом посланец островного государства доступен для российских перевозчиков за 4,27 млн. руб. Наверняка его могли бы продавать и дешевле, но цена сформирована с учетом сложившейся рыночной конъюнктуры, т. е. с оглядкой на конкурентов.

Анализ январских цен показывает, что марка и модель кузова точно так же отражаются в стоимости самосвала, как и характеристики шасси. Например, MAN TGS 40.390 6x4 BB-WW с кабиной М и 18-кубовым кузовом «Бецема» предлагаются за 4,911 млн. руб., а на точно таком же шасси немецкий кузов Meiller идентичной вместимости окажется на 20 тыс. руб. дороже.

Нередко в объявлениях указана цена не в рублях, а в евро. Не всегда это свидетельствует о жадности продавца и означает жесткую привязку к курсу европейской валюты. Просто иногда машина находится не в России, а в Прибалтике, Польше или Германии, и выставленный прайс – справочный. Может оказаться, что искомой модификации в наличии нет, и вам предложат другую. Это обычная практика тех, кто построил бизнес по продаже автомобильной техники. Но есть и автомобили в наличии. В этом случае пересчет нужно вести по текущему курсу ЦБ РФ.

Например, в объявлении сказано, что MAN TGS 33.390 с кузовом Meiller продается за 120 тыс. евро. Это значит, что для пересчета в рубли данную сумму нужно умножать как минимум на 41,50. Выходит, продавец хочет за машину около 4,98 млн. руб. Устраивает порядок цифр – можно звонить и договариваться, нет – лучше не тратить ни свое время, ни чужое. Иногда покупатели горячатся и начинают спорить с продавцом: дескать, точно такой же самосвал у другого продавца можно взять на 7,5 тыс. евро или на 311 тыс. руб. дешевле. Продавец начинает уточнять детали, и выясняется, что речь идет о машине с менее мощным двигателем, с отдачей в 350 л. с. и в другой комплектации.

 Одни из наиболее доступных в ценовом выражении самосвалов – «китайцы». Судите сами: при покупке нового Shaanxi SX3255DR384 (6х4) белого цвета, с прямоугольнымкузовом с задней разгрузкой грузоподъемностью 25 т можно уложиться в 2 млн. руб. За такие деньги не всякий КамАЗ купишь!

 

 

 

Рыжее племя России

Если иностранные самосвалы в России можно встретить любого цвета (доминирующий у них красный), то отечественные легко узнать по оранжевой кабине и кузову. Прежде всего, это вызвано соображениями безопасности, но менять колер никто не запрещает. Не редкость и российские самосвалы желтого, красного, серого цвета, но все-таки подавляющая масса – апельсинового. Перекрашивать технику в какие-то эксклюзивные тона просто не резон: нередко в собственности одного хозяина машины находятся непродолжительное время (сезон-два), после чего их продают или сдают в трейд-ин.

КамАЗ-45143-112-15 грузоподъемностью 10 т с высокими бортами и боковой разгрузкой принято считать машиной сельскохозяйственного назначения. Но некоторые владельцы используют его и на подрядных работах при вывозе снега, веток деревьев, строительного мусора и других грузов. Комплектация силовой линии стандартная: 240-сильный двигатель КамАЗ-740 и камазовская «механика» 154-й модели. Стоимость удовольствия – 1,842 млн. руб.

За большую грузоподъемность и платить придется больше. Скажем, способный везти 15 т груза 260-сильный КамАЗ-65115-017 без пробега, оснащенный кузовом с задней разгрузкой, обойдется желающему его приобрести примерно в 2,133 млн. руб. Чтобы понять разницу, просто сравните ее со стоимостью других машин меньшей грузоподъемности из Набережных Челнов.

В категории трехосников встречаются и полноприводные версии, причем необязательно с односкатной ошиновкой. Классический пример таких «строителей» – КамАЗ-65111-013-62 (6х6). При 280-сильном камазовском двигателе, 9-ступенчатой механической коробке передач ZF и квадратном кузове с задней разгрузкой он перевозит до 14 т. Цена удовольствия на начало 2012 г. – 2,148 млн. руб.

 Практически столько же, как и полноприводные КамАЗы, стоят МАЗ-5516А5-371 с колесной формулой 6х4. Кузов объемом 12,5 м3, грузоподъемность 20 т, бак на 350 л, двигатель ЯМЗ с отдачей в 330 сил и механическая ярославская восьмиступка обойдутся в 2,2 млн. руб. Минус у минского самосвала – узкая дневная кабина: в такой как следует не отдохнешь.

 

Восемь на четыре

Если вы хотите взять четырехосный импортный самосвал и при этом уложиться в три миллиона, вам следует обратить свой взор на продукцию КНР. Китайский Shaanxi SX3315DR326 (8х4) доступен за 2,95 млн. руб. Автомобиль будет желтого, красного или оранжевого цвета, с 25-кубовым обогреваемым кузовом квадратного сечения грузоподъемностью 13 т. Под кабиной а-ля MAN F2000 будет установлен 336-сильный дизельный двигатель Weichai, если эта марка вам о чем-то говорит. В кабине клиента порадует наличие одного спального места и механический кондиционер.

Хотите более доступную альтернативу? Приценитесь к FAW 3312 (8х4) с прямоугольным кузовом объемом 24 м3, грузоподъемностью 29 т, 8,6-литровым дизелем и колесами самого ходового размера 315/80 R22,5. На такую покупку нужно готовить 2,83 млн руб. Только не забывайте о том, что через два года после покупки вы в лучшем случае возьмете за него половину первоначальной стоимости, если не меньше. Это справедливо в отношении всех самосвалов, но китайского производства – в особенности.

Полнокомплектному «европейцу» можно противопоставить микст из европейского грузового шасси и самосвальной платформы российского производства. Например, MAN TGA 41.390 (8x4) с кузовом «Бецема» объемом 20 м3 можно приобрести за 125 тыс. евро или за 5,182 млн. руб. Как вариант можно рассматривать самосвал турецкого производства Ford Cargo 4135D грузоподъемностью 27 т. С двигателем Евро-3 мощностью 350 л. с., кузовом с задней разгрузкой объемом 20 м3 он готов сменить владельца за 4,45 млн руб.

Как и в остальных случаях, необязательно брать машину в один присест за свои деньги: можно воспользоваться кредитной или лизинговой программой или договориться с продавцом о рассрочке платежа. Но король положения вы только в одном случае – при внесении всей суммы сразу. А если есть возможность оплатить грузовик налом, самое время договариваться о скидке: что-что, а «живые деньги» частные продавцы любят. И если к круглой сумме «приделан» небольшой ценовой «хвостик», будьте уверены: эта та скидка, которую готов предоставить продавец.