Спецобзор "В сегменте машин лесного пожаротушения"


 

 

Анатолий Скрипник,

фото автора и производителей


 Производители специальной техники для борьбы с огнем выводят на рынок современные и конкурентные машины, которые изначально разработаны под специфические задачи отраслевых ведомств. В последние годы активизировался спрос на лесопожарные автомобили и мобильные комплексы, которыми начали комплектовать лесхозы и сельские пожарные дружины по всей стране.

 

 Заградитель тяжелого класса

Рубцовский машиностроительный завод предложил рынку многофункциональную машину для лесопожарных работ, тушения лесных низовых пожаров, ведения профилактических управляемых выжиганий и создания заградительных минерализованных полос. Поводом для такой разработки стали многочисленные пожары в тех лесных массивах, куда полноприводная колесная техника не может пройти из-за отсутствия подъездных путей.

Гусеничную спецмашину ЛПА-521 с полной снаряженной массой 20,7 т создали на базе транспортера МГШ-521М1, который хорошо себя зарекомендовал в регионах с тяжелыми почвенно-климатическими условиями. Огнеборец такого исполнения имеет фронтальный клиновидный толкательный модуль, 4-кубовую емкость для огнегасящей жидкости, насосную установку, устройство для заправки ранцевых лесных огнетушителей, зажигательный аппарат, комплект ручного и механизированного рабочего лесопожарного инструмента, а также кормовой комбинированный плуг ПЛК-2А навесного исполнения.

В стандартной поставке есть еще и лебедка с тяговым усилием 6 т и 35-метровой бухтой стального каната. Помимо этого машина укомплектована навигационной аппаратурой, средствами радиосвязи, системой переднего и заднего видеонаблюдения прямо из салона боевого расчета на 6 посадочных мест. На вход и выход экипажа используются передние двери и два верхних  проема с откидывающимися назад люковыми крышками.

В моторном отсеке стоит дизельный двигатель ЯМЗ238БВ на 310 л. с. Он агрегатируется с механической коробкой передач, у которой пять ступеней переднего и одна заднего хода. При 40-сантиметровом клиренсе гусеничная машина может справляться с водными преградами глубиной в 1,2 м, преодолевать рвы шириной в 2,5 м. В зависимости от условий рельефа, плотности насаждений за час работы инженерный огнеборец может обустроить минерализованную полосу длиной от 2,4 до 8,2 км.

Фронтальный клин-толкатель захватывает полосу в 3,2 м, а комбинированный плуг способен обрабатывать двухметровую полосу. Мотопомпа с рабочим давлением 0,2 - 0,8 МПа на подаче огнегасящей смеси имеет производительность 400 - 450 л/мин.

Нынче в лесохозяйственный комплекс, страдающий в пожароопасный период от огромнейших потерь,  поступает много разнообразной техники. Не менее масштабная работа ведется по созданию новых образцов машин. По заданию МЧС РФ разрабатывается пожарный танк для тушения лесных и торфяных пожаров. Заказаны разработки на беспилотные летательные аппараты для проведения разведки в лесных массивах. Эксплуатировать такую технику намного дешевле, чем поднимать в воздух самолеты и вертолеты. В последнее время МЧС РФ начало закупать дельтапланы и дельталеты для воздушной разведки. Расширяется линейка мобильных комплексов, которые поступают на вооружение местных предприятий лесной отрасли.

 

 

В прошлом сезоне, к примеру, лесные хозяйства Удмуртии пополнились очередной партией специализированной лесопожарной техники для оснащения пожарно-химической службы (ПХС) III типа. В частности, поступило пять комплексов МТС-Е. В оснащение каждого входит трактор «Беларус» с прямым передним отвалом и пожарная автоцистерна емкостью 5 кубометров. Все лесопожарные комплексы МТС-Е (многофункциональное транспортное средство,  буквенный индекс Е указывает на город производителя - Елабуга) распределены по местам дислокации ПХС на территории региона и сразу же встали на боевое дежурство.

Помимо этого ведомственный парк лесничеств Удмуртии пополнился тремя новыми седельными тягачами автомобильного завода «Урал» с полуприцепами, которые позволят перекидывать тяжелую технику на любые расстояния, а также лесопожарным трактором ЛТ-4ЛП Рубцовского агрегатного завода.

Базовая комплектация МТС-Е - колесный трактор «Беларус - 82.1» (или его аналог) с передним бульдозерным отвалом шириной 2,2 м. В сцепке с тягачом имеется тракторный прицеп-цистерна 2ПТС- 5 с емкостью для воды на 5 куб. м и вооружение для тушения пожара: мотопомпа Koshin SЕH 50 Х, пожарные рукава и стволы, а также установка для тушения низовых возгораний Karcher HD 801 B. Помимо этого в комплектацию входит пенопреобразователь, ствол для тушения торфяных пожаров ТС-1, бензиновая цепная пила с двумя запасными цепями и, как положено спецтранспорту такого предназначения, громкоговорящее устройство СГУ-100. Немаловажное значение имеет также наличие лесного плуга ПЛ 1-1 и погрузочного устройства ПКУ-0,8 с вилочным захватом для уборки и содержания территорий и дорог.

 Осенью пять новейших современных лесопатрульных комплексов «Силант» поступили в Госкомлес Хакасии, которая в числе первых получила эту технику. Silant 3.3TD - это многофункциональные транспортные средства повышенной проходимости с солидной грузоподъемностью. Они способны работать в самых сложных климатических и рельефных условиях.

На лесопожарном вездеходе можно доставить в район бедствия до семи человек расчета. Пожарный автомобиль предназначен для тушения лесных пожаров на начальной стадии. В этом автомобиле все приспособлено для работы в лесу, вплоть до таких деталей, как веткоотбойники на лобовых и боковых стеклах.

Комплекс оснащен баком для воды на 1200 л и двумя мотопомпами. При тушении распыленным составом запаса воды хватает на два часа непрерывной работы. Дозаправка занимает всего 8 − 10 минут, при этом машина может заправлять баки из любого водоема. В комплекте имеются и ранцевые огнетушители емкостью 15 − 18 л со спецжидкостью для тушения огня.

 К сегменту машин лесного пожаротушения можно причислить и малый лесопатрульный комплекс на шасси УАЗ-3909. Правда, он позиционируется как спецавтомобиль для химической обработки и защиты от вредителей лесных насаждений и древесины в штабелях на лесосеках и верхних складах. Однако комплектация машины насосной установкой высокого давления позволяет применять такую технику для предотвращения распространения лесных низовых пожаров, оперативной доставки к месту пожара спасателей.

 Большую популярность имеет малый лесопатрульный комплекс на базе полноприводного автомобиля ГАЗ-23107 «Соболь».  Помимо патрулирования,  он способен тушить лесные пожары, загорания травы и кустарника. Автомобиль оборудован специальной платформой с пожарной установкой высокого давления, баком для воды, мотопомпой, имеет дополнительное освещение. Кабина и платформа защищены от возгорания дугами безопасности, пожарные могут бороться с огнем непосредственно из автомобиля. Дизельный двигатель имеет пониженную пожароопасность по сравнению с бензиновым мотором. Минимальный боевой расчет машины – 3 человека, емкость для воды – 500 л.

Выпущена также модификация лесопатрульного комплекса на базе цельнометаллического фургона ГАЗ-27527 «Соболь» со сдвоенной кабиной на 5 человек. Малый лесопатрульный комплекс на базе «Соболя»  понравился лесникам по многим рабочим параметрам. Во-первых, он оснащён постоянным полным приводом, блокируемым дифференциалом и понижающей передачей. Во-вторых, клиренс составляет 205 мм, а его короткая база и малые свесы кузова позволяют пробраться в самые труднодоступные места и легко маневрировать даже по лесному массиву в.

 Лесопожарный автомобиль на базе полноприводного ГАЗ 33081 «Садко» («Егерь-2») тоже приглянулся, поскольку обладает лучшими внедорожными свойствами среди всех российских среднетоннажных грузовиков. Машина оборудована двухрядной кабиной и всем необходимым противопожарным оборудованием: мотопомпой, ёмкостью для воды на 1 500 л, твёрдым смачивателем для добавления в воду активных тушащих веществ, тремя ранцевыми лесными огнетушителями, пожарным рукавом (120 пог. м) и другими техническими средствами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Спецавтомобиль  ГАЗ 33081 «Садко» интересен еще и своей надстройкой, которую поставляет крупнейший производитель противопожарного оборудования - компания American Lafrance. В таком исполнении он пригоден не только для лесного патрулирования, предотвращения и тушения низовых лесных пожаров, но и для защиты от огня сельских поселений. Отличительные особенности пожарной надстройки – малый вес (за счёт использования легкосплавных материалов) и повышенная эргономичность. Ёмкость для воды выполнена из армированного пластика и имеет пожизненную гарантию от коррозии. Помимо обычного насоса, в автомобиле установлен насос высокого давления, обеспечивающий экономный расход воды и длительное время работы без дозаправки цистерны. Боевой расчёт – 5 человек, объём ёмкости для воды – 1 000 л.

Прошлым летом в тушении лесных пожаров принимала участие не только колесная, гусеничная спецтехника, но и железнодорожная. Пример показал Средний Урал. Для тушения пожара в Тавдинском городском округе (возле поселка Карабашка) успешно задействовали пожарный поезд Нижнетагильского отряда ФГП ВОЖДТ России. Пожар был локализован в короткие сроки, благодаря чему населенный пункт не пострадал.