Спецобзор "Верный помощник"


 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Рынок прицепов для легковых и малотоннажных коммерческих автомобилей очень неоднороден как в Европе, так и в России. Это вызвано большим разнообразием областей их применения как в частном хозяйстве, так и в бизнесе.

 

 

 

 

двухосный фургон с запаской на дышле

 

Рынок РФ на фоне ЕС

Ежегодно в Европе с населением около 600 млн человек продается более  миллиона новых автомобильных прицепов полной массой от 750 кг до 3,5 т. В России на 143 млн человек такие продажи составляют всего 65 тыс. штук, т. е. при том, что население у нас в четыре раза меньше, продажи прицепов меньше в 15 раз. Правда, по сравнению с 2008 г., когда в РФ производство составляло 52 тыс. прицепов, в 2011 г. рынок вырос на 25 %.

Почти половина реализуемых в ЕС прицепов (более 450 тыс. шт.) – это модели полной массой от 750 до 3 500 кг, оборудованные механической тормозной системой инерционного типа. В России таких продают всего 3,3 тыс. шт. в год, или в 136 раз меньше, чем в Европе. Большинство продающихся в ЕС прицепов составляют прицепы общего назначения для перевозки различных грузов.

Они могут быть бортовыми, бортовыми со съемным тентом и бортовыми с пластиковой крышкой, в виде фургонов и открытых платформ. Хорошим спросом пользуются специализированные модели для  перевозки дорожно-коммунальной техники: мини-экскаваторов, погрузчиков с бортовым поворотом, машин для нанесения дорожной разметки и другой малой и средней спецтехники. Покупатели охотно приобретают прицепы для перевозки специального оборудования: мотопомп, компрессоров, дизельных электростанций, осветительных мачт и много другого. На рынке востребованы также прицепы для транспортировки автомобилей и мотоциклов, планерные и лодочные модели, фургоны различного назначения.

Судя по ситуации на автомобильном рынке, Россия поступательно движется к Западу. Несмотря на это, по структуре спроса российский рынок существенно отличается от европейского. Если в ЕС повышенным спросом пользуются, в основном, прицепы общего назначения для ведения собственного хозяйства, нужд малого и среднего бизнеса, то в РФ данный сегмент только начинает формироваться. Зато у нас пользуются спросом прицепы для перевозки техники для активного отдыха – снегоходов, квадроциклов, катеров, лодок, водных мотоциклов и даже вертолетов.

Анализ показывает, что Россия обладает внушительным потенциалом по многим типам прицепов, которые в силу разных причин пока отсутствуют на рынке. По оценкам экспертов, в течение ближайших 5 лет рынок должен удвоиться. Но пока этого не случилось, активный интерес к российскому рынку проявляют западные производители, включая ближнее зарубежье. Например, в прошлом году из Украины в РФ было продано около 5 тыс. прицепов общего назначения. В небольших количествах импортируются прицепы из Республики Беларусь, Прибалтики, Польши, Германии и других стран.

Практически все новые модели европейского и российского производства имеют небольшую массу, прочную металлическую конструкцию и антикоррозийную защиту. Их создают не для красоты, а для практического использования в личных и коммерческих целях, поэтому они серебристого цвета – так выглядит сталь, покрытая горячим цинком.

Разница в уровне потребления прицепного состава еще более заметна при сопоставлении данных в пересчете на тысячу жителей. В странах Центральной и Западной Европы этот показатель составляет 1,5 прицепа на тысячу жителей и постепенно увеличивается, а в России он самый низкий – ориентировочно всего лишь 0,4. Из этого следует, что граждане единой Европы в четыре раза чаще россиян выбирают в качестве дополнительного транспортного средства прицеп.

Фактом роста рынка прицепного рынка в РФ станет не столько развитие загородного строительства и автомобильного туризма, сколько банальный расчет: использование прицепа очень выгодно с экономической точки зрения.

 

 

Арифметика прагматизма

Убедиться в эффективности использования автомобиля с прицепом несложно. Для примера возьмем «Газель» с 1,5-тонным прицепом и две «Газели» суммарной грузоподъемностью 3 т.

Разница видна даже по стартовым затратам. Автопоезд обойдется минимум в 650 тыс. руб. (500 тыс. руб. за автомобиль и 150 тыс. руб. за прицеп), а две машины потянут на 1 млн руб. При покупке иномарки (Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter, Peugeot Boxer и т.п.) разница еще больше.

В качестве отправной точки используем 22 рабочих дня в месяц и 252 в год. Размер зарплаты используем 30 тыс. руб. за управление одиночным автомобилем (1364 руб. в день) и 35 тыс. руб. за управление автопоездом (т. е. с надбавкой за категорию «Е»). Размер ЕСН (единый социальный налог) установлен государством, и менять его мы не можем, поэтому просто воспримем показатель как данность.

Среднесуточный пробег транспортного средства установим в размере 100 км. Понятно, что зачастую он гораздо больше, но если владелец машины с прицепом возит мебель или стройматериалы в пределах города или другого населенного пункта, эта цифра вполне корректная. Расход топлива берем из опыта эксплуатации «Газели» и норм расхода топлива для городского цикла: 20 л/100 км.

При грамотной эксплуатации транспортным средством расход горючего у автомобиля с прицепом увеличивается всего на 20 %. Для прицепа не нужен отдельный водитель, а это экономия на зарплате. Затраты на техническое обслуживание у прицепа копеечные, а расходы на ремонт существенно ниже аналогичных расходов на автомобиль.

Конечно, можно посчитать остаточную стоимость транспортных средств по истечении 5 лет эксплуатации. К тому моменту цена «Газели» вряд ли превысит 10 - 15 % от первоначальной стоимости, т. е. составит не более 50 - 75 тыс. руб. Примерно такой же остаток характерен для прицепа, за который можно будет выручить 15 - 20 тыс. руб. Но даже с учетом этих данных выгода от использования автомобиля с прицепом налицо. А раз так, то спрос на прицепы полной массой 750 – 3 500 кг в России будет расти.

 

Бортовой (дачный) МЗСА-817730.001 с откидным задним бортом и погрузочной высотой всего 501 мм способен перевозить 450 кг груза

 

Сравнение расходов на содержание и эксплуатацию автомобиля с прицепом в расчете на один месяц, руб.

 

Контрольные параметры

Автомобиль г/п 1500 кг

Два автомобиля г/п 1500+1500 кг

А/м с прицепом г/п 1500+1500 кг

Розничная цена

500 000

1 000 000

650 000

Амортизация автомобиля

8220

16 440

10 684

Затраты на топливо при пробеге 2200 км в месяц

12 760

25 520

15 312

Зарплата водителя при 22 рабочих днях

30 000

60 000

35 000

ЕСН (30 % от зарплаты)

9000

18 000

10 500

Техническое обслуживание

4400

8800

5500

Итого затрат в день

2926

5852

3500

Итого затрат в месяц, руб.

64 380

128 760

76 996

Стоимость перевозки 1 т груза на 100 км

1590

1590

990

 

Из таблицы наглядно видно, что при прочих равных условиях (перевозка одинакового груза массой 3 тонны на двух автомобилях и на автомобиле с прицепом) экономия  составит 2 352 руб. в день или 51 744 руб. в месяц.

Таким образом, прицеп средней стоимостью в 160 тыс. руб. при ежедневной эксплуатации окупится за четыре месяца. Если использовать прицеп всего один раз в неделю, то срок окупаемости немного увеличится и составит чуть более года. Но коммерсанты меня поймут: это очень достойный показатель!