Спецрепортаж "Портовый «журавль»"


 

Виталий Котвицкий,

фото пресс-службы

 

Почти 50-метровый причальный кран постройки 60-х годов прошлого века после полной эксплуатационной выслуги стал снова востребованным и едва ли не самым популярным в мире действующим инструментом зарабатывания денег…

 

Навстречу утренней заре…

Чудом избежавший утилизации портовый кран так и остался стоять на стареньком, но уже отреставрированном причале. Впрочем, самого крана тоже не узнать – выкрашен, до блеска вычищен и до неузнаваемости переделан внутри. От былой грузоподъемной установки для перевалки леса-кругляка остался разве что корпус на портальной рельсовой стойке и стрела с крюком на стальном канате. Все остальное демонтировали. Правда кран наполовину остался рабочим – надстройка с кабиной оператора и машинным отделением могут вращаться в любую сторону без ограничений в количестве оборотов.

Причальный кран давно потерял свой статус, но обрел невиданную славу и принес небольшому городку Харлинген в часе езды от Амстердама (Нидерланды) солидное пополнение бюджета. Вот уже десять лет переделанный в гостиничный номер кран принимает туристов со всей планеты. Ничего подобного в мире нет. Есть гостиницы, обустроенные в списанных самолетах, в железобетонных трубах, валунах из соли и даже в бочке Диогена, но на доковом кране нигде не встречается.

Главная особенность даже не в том, что это единственный двухместный гостиничный номер, размещенный на четырехногом портале с небольшим пилоном, а в том, что грузоподъемная установка функционирующая. На протяжении доброго десятка лет кран является хитом туристической привлекательности и уверенно удерживает первые позиции в рейтинговой таблице. В прошлые годы запись на бронирование номера растягивалась на восемь месяцев вперед. На 2012-й очередь заказов уже расписана на две трети календаря.

Местные фанаты старинных машин потратили более двух лет на реставрацию и переоборудование 65-тонного исполина. Сложности добавляло то, что это первая в мире практика по обустройству жилого помещения на грузовом кране портового исполнения.

Учитывались все тонкости гостиничного бизнеса. Правда в первую очередь была обеспечена безопасность переоборудованной грузоподъемной установки, которая считается объектом повышенной опасности. Во-первых, следовало выдержать все стандарты по грузовысотным характеристикам, довести степень стойкости установки штормовым ветрам и ураганным порывам до необходимых параметров. Во-вторых, соблюсти все параметры пожарной безопасности и установить системы экстренной эвакуации проживающих на высоте людей.

Портовый кран остался на рельсовом ходу. Правда, его пришлось хорошо заякорить. Огромный машинный зал опустошили полностью, демонтировав двигатели, электрошкафы, канатные блоки, дорожки, трансформаторы и много чего другого. Кабину оператора переделали, но пост управления краном там оставили. Он здесь в упрощенной версии, только с одним рычагом и двумя кнопками. Этого вполне достаточно, чтобы запустить электродвигатель вращения крановой надстройки и дать ей тихий ход влево или вправо по кругу.

 

 

 

 
Стандартные лестницы, предназначенные для подъема оператора с причала в кабину, заменили лифтовой кабиной. Их здесь две. Первый лифт поднимает до уровня высоты стоек, которые нижней частью опираются на рельсовый колесный блок, а верхней − поддерживают на пилоне саму надстройку, на которой в стандартной версии установлен технический мостик с перилами для перехода на следующий ярус ступенек. Однако в данном случае в этом месте оборудован переход из первого лифта во второй, обустроенный непосредственно в цилиндрическом пилоне и доставляющий постояльцев в бывший машинный зал, где, собственно, и находится основной гостиничный апартамент.

Из номера небольшая лестница ведет в кабину оператора. Она в размерах осталась прежней, только стала более оригинальной и облагороженной по стилю дизайнерского замысла. Дополнительного остекления там не делали, оставили в первоначальном заводском исполнении, что придало экзотике гостиничного номера промышленный колорит и эстетику производства. При общей площади всего в 60 м2 присутствует эффект пространства, поскольку имеющиеся зеркальные вставки добавляют воздуха и объема, а дизайнерский ход по схеме «умный дом» улучшает эргономику имеющейся квадратуры. По сути, это почти 5-звездочный мини-люкс, в котором присутствуют все атрибуты гостиницы такого статуса.

У большого окна с кормовой стороны бывшего машинного зала, где в заводском исполнении была глухая стена, обустроена компактная зона отдыха. В комнате установили двуспальную кровать, есть душевая кабина, туалет, кухонный шкаф с утварью для приготовления обеда, холодильник, мини-бар. Помимо этого здесь имеется многорежимная система освещения на пять различных комбинаций яркости и композиционного построения, полный набор аудио-видео электроники.

 

 

Терраса для капитанского мостика

При переоборудовании крана дизайнеры постарались выжать из имеющихся возможностей практически все. Без внимания не осталась даже крыша машинного зала. Здесь поставили ограждение из перил, уложили пористое прорезиненное покрытие, поставили столик, лавки  и обустроили настоящую палубу, внешне смахивающую то ли на открытый капитанский мостик, то ли на террасу, где при  хорошей погоде можно загорать, отдыхать, принимать гостей, любоваться закатом или встречать рассвет. Из штатной крановой атрибутики остался лишь сигнальный фонарь, который автоматически включается с наступлением темноты. Такие же сигнальные маяки имеются на стреле. А вот лестничные пролеты с верхней палубы на технический мостик и на решетчатую стрелу по настоянию технической инспекции пришлось демонтировать. Решение тоже вполне оправданное, исключает проникновение постояльцев в зону повышенной опасности.

Правда туристам из России демонтаж лестниц на технический мостик и стрелу преградой не показался, пару лет тому наш бесшабашный смельчак «покорил вершину», забравшись едва ли не на самую макушку стрелы. Охрана своевременно заметила нарушение и заставила туриста спуститься. Все обошлось предупреждением занести постояльца в «черный список» клиентов.

Построенный в 1967 г. портовый кран в линейке Figee на то время считался очень мощным. Его масса составляет 65 т, а самая высокая точка над водой находится на отметке 49 м. Правда, это в тихую погоду и во время отлива. В шторм, когда волны накатываются на берег, или во время мощного прилива, старенький причал практически полностью уходит под воду, но устойчивости крана это не мешает, как и штормовые порыва ветра.

В непогоду от штормовой волны причал и кран на нем хорошо защищают волнорезы и искусственные гидротехнические сооружения, которые еще в прошлом столетии прикрывали действующую торговую гавань от стихии.

В зимнее время кран-гостиница тоже функционирует. Поскольку при переделке рабочей установки в жилой комплекс встал вопрос о круглогодичной эксплуатации отеля, во время восстановительных работ в 2001−2002 гг. стены машинного зала, как и кабины, дополнительно с внутренней стороны обшили сэндвич-панелями, дающими хорошую теплоизоляцию. Помимо этого внутри помещения поставили конвекторную систему отопления. Для летнего сезона установили кондиционеры.

Обустроена надежная защита силового кабеля, по которому ведется энергообеспечение гостиничного объекта. Оно здесь бесперебойное из-за полной целостности и герметичности подпричального фидера с его выводом в шкаф управления высоко вверх над пилоном.

 

Эксклюзив двойным не бывает…

Супружеская чета Карла Комелло и Виллем Курнстра, спасшие кран от сноса, пообещали властям города сделать это место настоящей достопримечательностью всего побережья. Но здесь получилась неувязка: кран-гостиница стал достопримечательностью и визитной карточкой всей страны и обрел мировую славу.

Можно было бы поставить рядом еще один такой кран, но, во-первых,  его демонтаж где-то в другом месте, транспортировка и снова возведение с нужным облагораживанием, были бы слишком дорогостоящими, а во-вторых, это была бы непосильная нагрузка для старенького причала. Есть и третий фактор: два крана-