Таможня "Непреодолимые обстоятельства доставки"


Галина БАЗАНОВА,

юрист


 

При осуществлении международных автоперевозок недостаточно руководствоваться только нормами Гражданского кодекса и специальных законов о видах перевозок. Поскольку международная доставка груза предполагает взаимоотношения с таможенными органами, следует принимать во внимание и таможенное законодательство.

 

 

«Забывчивость» чревата штрафом

 

 

В настоящее время действует Таможенный кодекс Таможенного союза (ТК ТС), который предъявляет к международным автоперевозчикам определенные требования.

 

 

Согласно подпункту 21 п. 1 ст. 4 ТК ТС (приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому решением межгосударственного совета ЕврАзЭС 27 ноября 2009 г. № 17), перевозчиком является лицо, осуществляющее перевозку товаров через таможенную границу и (или) перевозку товаров, находящихся под таможенным контролем в пределах таможенной территории Таможенного союза, или являющееся ответственным за использование транспортных средств.

 

 

Товары, которые пересекли таможенную территорию Таможенного союза, в силу п. 1 ст. 96 ТК ТС с 17 мая 2011 г. находятся под таможенным контролем. А раз так, то существуют определенные правила действия, нарушение которых недопустимо. Подпунктом 3 ст. 223 ТК ТС предусмотрено, что при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита перевозчик независимо от того, является ли он декларантом этой таможенной процедуры, обязан не допускать разгрузки, перегрузки (перевалки) и иных грузовых операций с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замены транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, без разрешения таможенных органов.

 

 

Согласно ч. 1 ст. 222 ТК ТС разгрузка, перегрузка (перевалка) и иные грузовые операции с товарами, перевозимыми в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, а также замена транспортных средств международной перевозки, перевозящих такие товары, допускается с разрешения таможенного органа отправления или таможенного органа, в регионе деятельности которого осуществляется соответствующая грузовая операция. При аварии, действии непреодолимой силы или иных обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, перевозчик согласно ст. 226 ТК ТС обязан принять все меры для обеспечения сохранности товаров и транспортных средств, незамедлительно сообщить в ближайший таможенный орган об этих обстоятельствах и месте нахождения товаров, а также перевезти товары или обеспечить их перевозку (если его транспортное средство повреждено) в ближайший таможенный орган либо иное место, указанное таможенным органом. Таможенный орган, получивший сообщение об этих обстоятельствах, должен известить таможенные органы отправления и назначения о возникших обстоятельствах, препятствующих перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита. Зачастую об этой обязанности перевозчики забывают и, как следствие, возникает административная ответственность в виде штрафа. Обратим внимание, что перевозчик обязан сообщить в таможенный орган о возникновении аварийной ситуации даже в том случае, если она не препятствовала доставке товара в срок. Иначе ответственности избежать не удастся.


 


 

Ответственность о двух концах

 

 

Рассмотрим на примерах судебной практики, какую ответственность может нести перевозчик.

 

 

Шестнадцатого августа Новороссийским центральным таможенным постом Новороссийской таможни в адрес Ростовского таможенного поста Ростовской таможни по нескольким транзитным декларациям был направлен товар, следовавший в адрес  получателя. Перевозчику был установлен таможенным органом отправления срок таможенного транзита - с 15 до 19 августа. Однако фактически товар был доставлен 20 августа.

 

 

В пути следования одному из водителей в глаз попало инородное тело, вследствие чего он не мог управлять транспортным средством и его отвезли в больницу. В таможенные органы никто с сообщением о возникновении обстоятельств, препятствующих доставке товаров и транспортных средств в установленное таможенным органом место и сроки доставки, не обратился.

 

 

Должностными лицами таможни были составлены протоколы по ст. 16.10 КоАП РФ (несоблюдение порядка внутреннего таможенного транзита или таможенного режима международного таможенного транзита) в отношении каждой машины, доставлявшей груз. В действиях перевозчика были установлены признаки события административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, и он оштрафован в размере 5 000 руб. по каждому из дел.

 

 

Используя право на обжалование, предусмотренное ст. 208 АПК РФ, перевозчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным документов таможни. При рассмотрении дела установлено, что перевозчик не сообщал в ближайший таможенный орган об обстоятельствах, препятствующих доставке товаров и транспортных средств в установленное таможенным органом место и сроки доставки, что является нарушением п. 1 ст. 226 ТК ТС и характеризует объективную сторону административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрено ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ. Таким образом, вина заявителя в совершении вменяемых ему административных правонарушений доказана, т. к. у перевозчика имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ предусмотрена ответственность, но им не были приняты все зависящие от него меры к этому. Суд отказал перевозчику в удовлетворении заявленных требований.

 

 

Другой пример: 16 мая перевозчиком для помещения иностранных товаров под процедуру таможенного транзита в таможенный пост в соответствии со ст. 182 ТК ТС были представлены несколько транзитных деклараций с комплектом товаросопроводительных и коммерческих документов. В графе 18 «Идентификация и страна регистрации транспортного средства при отправлении/прибытии» значился состав автомобильных транспортных средств с определенными регистрационными номерами.

 

 

К данным транзитным декларациям, в соответствии со ст. 183 ТК ТС, в числе прочих документов были представлены товаротранспортные накладные, согласно которым должна осуществляться перевозка в рамках процедуры таможенного транзита. В графе 1 «Транспортного раздела» значился государственный номерной знак прицепа, аналогичный указанному в графе 18.

 

 

Семнадцатого мая по прибытии таможенного наряда для осуществления таможенного сопровождения было установлено, что под погрузку товаров, находящихся под таможенным контролем, подано транспортное средство с иными регистрационными данными, нежели указанные в уже оформленных документах ( в транзитных декларациях и товаросопроводительных документах). Несколько позже, но в тот же день, от перевозчика в таможенный орган поступило заявление о том, что прицеп с государственным номером, указанным ранее, по техническим параметрам не соответствует предполагаемой перевозке. Он обратился за разрешением на погрузку товаров, находящихся под таможенным контролем, на другой прицеп, а также с просьбой о продлении срока таможенного транзита.

 

 

Посчитав, что замена транспортного средства международной перевозки указывает на обстоятельство, препятствующее доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия в соответствии с заявленной в ТД процедурой, таможней по выявленным нарушениям в отношении перевозчика были составлены протоколы об административном правонарушении по признакам правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ по каждой из таможенных деклараций. По результатам рассмотрения дел об административном правонарушении вынесены постановления, по которым перевозчик привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ в виде штрафа 5 000 руб.

 

 

Перевозчик обратился в арбитражный суд с заявлением о признании постановлений незаконными. Суд посчитал заявленные требования перевозчика подлежащими удовлетворению.

 


 

 Поясним.

Перевозчиком поданы транзитные декларации (ТД), согласно которым следует, что осуществлена перевозка иностранных товаров между внутренними таможенными органами. Согласно п. 7 ст. 190 ТК ТС, с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение. Юридическое значение имеет факт указания сведений в ТД, в том числе о перевозке товара в соответствии с процедурой таможенного транзита на определенном автотранспортном средстве. Осуществление замены транспортного средства международной перевозки на отличное от указанного в ТД  (с иным регистрационным номером) выявлено должностным лицом таможни, прибывшим для осуществления таможенного сопровождения. Замена транспортного средства международной перевозки указывает на обстоятельство, препятствующее перевозчику  доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия в соответствии с заявленными в ТД  сведениями процедура.

 

 

 

Перевозчик заблаговременно, а также на момент прибытия должностных лиц таможенного органа для проведения таможенного сопровождения товаров не подал заявление о разрешении замены транспортного средства перевозки, т. е. о возникновении обстоятельств, препятствующих доставке товаров и (или) транспортных средств в место прибытия по заявленным в ТД сведениям. Таможенное наблюдение проводилось должностными лицами таможенного органа в условиях, когда перевозчик уже начал предоставление под погрузку другого транспортного средства, сведения о котором в ТД не были указаны.


 

 

На основании п. 2 ст. 224 ТК ТС за неисполнение своих обязанностей при перевозке товаров в соответствии с таможенной процедурой таможенного транзита, за исключением случая, указанного в п. 1 ст. 224 ТК ТС, перевозчик несет ответственность по законодательству государства – члена Таможенного союза, на территории которого выявлено нарушение. Оценив представленные доказательства, суд пришел к выводу, что факт выявленного административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, подтверждается, поскольку перевозчик должным образом не обеспечил надлежащий контроль со своей стороны. Имеется в виду, что в случае невозможности доставки товара на заявленном автотранспортном средстве необходимо своевременно обратиться за разрешением на его замену и уведомить таможенный орган.

 

 

Однако суд счел необоснованным привлечение перевозчика по шести постановлениям к административной ответственности по ч. 2 ст. 16.6 КоАП РФ, поскольку задекларированный товар по шести ТД подлежал доставке в одном автотранспортном средстве, которое было заменено, а следовательно, в рассматриваемом случае перевозчик совершил одно правонарушение. В соответствии со ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

 

 

В то же время суд посчитал, что с учетом конкретных обстоятельств дела, исходя из характера совершенного правонарушения, необходимо применить положения ст. 2.9 КоАП РФ, устанавливающей правило, в соответствии с которым при малозначительности совершенного административного правонарушения суд может освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием. При этом учтено, что товар доставлен в установленный срок, перевозчиком приняты меры к устранению недостатков, сотрудник таможенного органа знал о замене транспортного средства и впоследствии таможенный орган был извещен о его замене. Поскольку правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда жизни, здоровью граждан, общества и государства, не наступили иные негативные последствия, суд пришел к выводу, что совершенное перевозчиком правонарушение является малозначительным. Руководствуясь ч. 2 ст. 211 АПК РФ и ст. 2.9 КоАП РФ, суд принял решение об отмене постановления об административном наказании в отношении перевозчика.