Автобизнес "Гордская доставка"


 Виталий Котвицкий,

фото производителей

 Производители автомобилей городской развозки постепенно начинают уходить в нишу перспективных моделей: завтрашний день требует не только экологически чистых, но и более производительных машин с максимальным перечнем вшитых операционных систем.

 Умеющие приседать

Компания Renault совместно с кузовостроительной фирмой Gemco E-Truck B.V создала экспериментальный грузовик для городской доставки продуктов. Главная особенность новинки в том, что для облегчения и ускорения процесса погрузки и разгрузки специальная подвеска грузовика позволяет опустить кузов почти до уровня земли.

По мнению разработчиков, это существенно сократит простои машины на таких операциях, позволит перевозчикам обслужить больше торговых точек, увеличить число выполняемых заказов и рейсов. За первые два месяца эксплуатационных испытаний путем хронометража разгрузочно-погрузочных операций и сравнений с машинами предыдущих версий было установлено, что новое исполнение подвески позволяет экономить 30 % рабочего времени.

Базовой основой для автомобиля городской доставки послужило шасси 16-тонной модели Midlum DXi 5 грузоподъемностью 8-9 т. В задних ступицах находятся мотор-колеса с приводом от генератора, совмещенного с дизельным двигателем Detroit Diesel. При въезде в жилые центры городов аккумуляторные батареи позволяют тихо передвигаться в полностью электрическом режиме, что удобно в утренние часы: скоропортящиеся продукты доставляются к открытию магазинов. Грузовик, получивший рабочее название Urban Lab 1, не только хорошо вписался в логистику дистрибуции товаров, но и дал начало концептуальной программе CityFlet по изменению технологии городских перевозок. Что касается режима подъема и опускания грузовика, то эта опция работает только во время полной остановки.

По кабине угадывается среднетоннажная модель Midlum DXi 5, а вот кузов фургона, свисающий бортами чуть ли не до уровня земли, смотрится непривычно

 Для такой машины не нужна рампа или гидравлический борт. По прибытии к магазину водитель прямо со своего рабочего места в кабине включает систему изменения клиренса кузова. Гидравлика «сажает» пол практически до нулевой отметки. Грузчикам достаточно подкатить тележку к машине, взять фасованный в коробки или ящики товар и спустить его по откидному пандусу на тротуар. По аналогичной схеме осуществляется загрузка. Разница может быть лишь в том, что на погрузочных операциях для ускорения процесса логистические центры, терминалы используют складскую погрузочную технику. В магазинах же при разгрузке больше в ходу средства малой механизации, несамоходные тележки, а то и вовсе ручная методика приема товаров.

Автомобиль городской развозки Urban Lab 1 имеет кузов фургонного типа. Вместо створчатых дверей по бортам проемы снабжаются шторчатыми дверьми вертикального хода. Такое исполнение позаимствовано у спецмашин пожарного сегмента, горноспасательной техники, где дверная гофрированная шторка весьма распространена. Во-первых, прочно, надежно и экономично. Во-вторых, в стесненных условиях скопления транспорта поднимающиеся и опускающиеся шторки не требуют дополнительного пространства, поскольку в зависимости от конструкции скручиваются в рулон или складываются в вертикальный пенал под крышей. В-третьих, при их открытии и закрытии водителю не нужно прикладывать физическую силу – легкий ход.

 

Городской автомобиль развозки Urban Lab 1 в режиме «приседания». Согласитесь, при таком клиренсе пола ни рампа, ни гидроборт уже не нужны…

Фургон первого экспериментального грузовика можно условно разбить на четыре секции. Такая конфигурация кузова позволяет одновременно перевозить сразу несколько разных партий товара по группам, начиная от мясных, молочных продуктов и заканчивая бакалеей, напитками. Каждая секция по ширине вмещает четыре стандартных ящика продовольственной группы, которые могут штабелироваться на поддоне по высоте 7-8 ящиков. Это позволяет помимо ручной разгрузки на обычную тележку использовать механизированные складские электропогрузчики.

 Над задней колесной аркой расположена еще и промежуточная секция, но, по понятным причинам, до земли она не достает. Это своего рода технологический отсек, который предназначен не столько для товарной группы, сколько для оборудования, к примеру тех же аккумуляторных батарей.

 

Тихоход городского извоза

Renault Midlum стал базовой машиной не только для модели Urban Lab 1, в которой используется симбиоз привода от двигателя внутреннего сгорания и аккумуляторов. Автопроизводитель недавно создал полностью электроприводный грузовик без какой-либо привязки к ДВС. В линейке завода он пока экспериментальный. В течение всего нынешнего года машина будет проходить эксплуатационные испытания в автопарке сети продуктовых магазинов Carrefour. Торжественная передача ключей от автомобиля ведомственному автохозяйству состоялась в Лионе 13 октября 2011 г.

Шестнадцатитонный Midlum PVI Electric сейчас обслуживает восемь магазинов в центре Лиона и пригороде. Это самый настоящий тихоход, но не по скорости, а по тихой работе электромоторов и трансмиссии. Его главная задача заключается в том, чтобы ранним утром, пока жители города еще спят, доставить продукты в центральные торговые точки и к семи часам вернуться в логистический центр Saint-Pierre-de-Chandieu. Там он грузится и еще до обеда осуществляет новую доставку товаров в магазин Carrefour Planet, расположенный в городке Венисье. Среднее плечо ежедневного маршрута составляет около 75 км.

 

Эксперты прогнозируют полностью электроприводной машине хороший спрос уже в ближайшей перспективе. Во-первых, у нее прекрасный акустический комфорт в кабине и по маршруту движения  она едет тихо. Во-вторых, такая машина безвредна по выбросу CO2 в атмосферу. В-третьих, подкупает грузоподъемность в 5,5 т и 100-километровый запас хода на одной зарядке аккумуляторных батарей. Этой емкости вполне достаточно для короткого плеча перевозки в черте города и даже для маршрутов в пригород.

Как быстро грузовик городской дистрибуции вольется в городскую транспортную среду и пойдет в серийное производство - будет зависеть от эксплуатационных испытаний. Экспериментальную модель хотели взять для долговременного теста сразу несколько крупных торговых сетей, но производитель ограничился лишь одной машиной. Ее Renault Trucks создал совместно с PVI и IFP Energies в рамках проекта Melodys, который получил финансовую поддержку фонда ADEME. Именно на этом автомобиле протестируют технологии, которые в скором времени могут быть воплощены в серийных грузовиках.

 На сегодняшний день это пока самый  крупный полностью электрический грузовик для дистрибуции свежих продуктов питания в городской черте не только во Франции, но и в странах ЕС. В перспективе полностью электроприводную версию планируют оснастить подвеской с системой изменения клиренса кузова, что позволит на треть ускорить погрузочно-разгрузочные операции. Такое изменение конструкции (как и при использовании холодильного оборудования) уменьшает плечо перевозки, дальность пробега из-за дополнительных источников потребления падает. Правда, уже сейчас по заданию Renault Trucks конструкторские бюро смежников активно работают над увеличением емкости аккумуляторных батарей, что в дальнейшем позволит увеличить пробег.

 Электродвигатель мощностью 103 кВт питается от литиево-ионных аккумуляторных батарей, емкость которых составляет 150 кВт-ч. Полная зарядка длится восемь часов. Для этого после смены водитель ставит автомобиль на заправку и к утреннему выезду получает полностью заряженные аккумуляторы.

Нужно отметить, что сотрудничество Renault Trucks с компанией PVI развивается довольно успешно. Общими усилиями они создали еще ряд автомобилей для городской эксплуатации. Базовым шасси стала уже знакомая серия машин Midlum и Maxity. Правда, те наработки больше относятся к сегменту спецтехники из-за надстроек.

 В основном это уборочные, мусоровозные машины для аэропортов, парковых зон и густонаселенных жилых районов с узенькими старинными улочками, где для сохранения атмосферы древности и минимального воздействия на окружающих полностью электрическая трансмиссия очень актуальна. Главная задача такой спецтехники - не вносить дискомфорт в жизнь горожан и их гостей. Цель достигнута: использование только одного автомобиля Maxity с электрической трансмиссией позволяет за год сократить выбросы  СО2 на 11 т.