Автопром "Украинские автопроизводители сдают позиции"


 

Автор Алексей Карпенко

фото автора

Украинский автопром весь прошлый год лихорадило. И хотя спад приостановили, и кое-где появилась динамика роста, докризисных результатов достичь так и не удалось: импортные поставки пошли в рост, вытесняя с рынка отечественную продукцию…

 

«Красная карточка» на собственном поле

  Статистика итогов деятельности украинского автопрома в целом вроде и радует: за год все вместе взятые заводы дали 26 % роста к объемам предыдущего календарного периода. В основном прибавку получили сегменты легкового с показателем 97 585 ед. (+ 30 %) и пассажирского 3 738 ед. (+ 36 %) транспорта. Грузовая линейка предприятий по обе стороны Днепра не дотянула до желаемого результата и ушла в минус на 37 %. Там выпущено лишь 3,33 тыс. грузовиков и шасси, до показателя 2010-го им не хватило 1 977 ед. техники.

Суммарно все заводы выпустили 104 653 автомобиля. Однако на фоне общих продаж и емкости рынка эта цифра производителей не радует, поскольку удельный вес выпущенной в Украине продукции автопрома постоянно падает, в прошлом году он составил всего 28 %. Если проанализировать прошлогодний первичный рынок коммерческих автомобилей и автобусов, то он составил 80 723 и 4 686 ед. соответственно. Согласитесь, украинскому автопрому до этих показателей пока никак не дотянуть.

В национальном сегменте тяжелых грузовых и легких коммерческих машин выделяются сразу несколько производителей, где первая ступенька по праву принадлежит ХК «АвтоКрАЗ». И хотя в количественном выражении у нее показатель меньше, чем у ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод» («ЗАЗ»), где выпускают Lanos Pick-up и ЗАЗ-Пикап, Кременчуг остается  лидером, конкурентов ему в тяжелом сегменте машин нет.

Корпорация «Богдан», специализирующаяся на выпуске легковых коммерческих фургонов и грузовиков Hyundai с надстройками, тоже старается внести свою лепту, но в прошлом году она в этом сегменте пошла по «красной линии», даже не дотянув до показателей 2010-го.

ЗАТ «БАЗ» корпорации «Эталон» и «КрАСЗ» (Кременчуг) с «красного поля» выскочили, но у них всего 232 и 200 выпущенных грузовичков.

Что касается ХК «АвтоКрАЗ», то при всех сложностях послекризисного рынка она прошлый год провела успешнее. За 12 месяцев здесь выпущено 1 071 ед. тяжелой техники и сборочных комплектов. Рост производства к 2010 г. составил 107 %. С учетом складских запасов за год реализовано 1 263 автомобиля и шасси для надстроек, что в 1,2 раза выше показателя аналогичного периода 2010 г. Из общего количества отгруженной техники 71 % автомобилей поставлен в страны СНГ, 20 % - по Украине, 9 % - в другие страны мира. Наибольшее количество техники - 740 ед. (82 %) было экспортировано в Российскую Федерацию, рост поставок туда по сравнению с 2010 годом составил 60 %. Более половины отгруженных российскому потребителю автомобилей составляют шасси, четверть - самосвалы, остальные - лесовозная техника и тягачи.

В Казахстан поставлено 39 автомобилей (в 3 раза больше, чем в 2010 г.), в Азербайджан – 34 ед., в Узбекистан - 26 ед., в Туркменистан - 15 ед. В 2011 г. компании удалось освоить рынки Филиппин и Руанды, куда ранее автомобили КрАЗ не поставлялись, а также, после длительного перерыва, возобновить поставки в Македонию и Таиланд.

Именно поставки готовой продукции в дальнее зарубежье внесли путаницу в итоговые показатели ХК «АвтоКрАЗ», которая частично отгружает технику потребителю в разобранном виде, т. е. в контейнерах. В статистическую отчетность Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» такая техника не входит, поскольку не является готовым продуктом. Впрочем, назвать отправляемые в контейнерах за рубеж полуразобранные или полностью разобранные грузовики и шасси полуфабрикатом тоже нельзя, поскольку на автозаводе такая техника проходит полные заводские испытания и лишь для удобства дальней транспортировки разбирается.

Потому по многим документам получается, что ХК «АвтоКрАЗ» прошлогодний план завалила, выпустив лишь 1 018 ед. техники. Правда это на производственный ритм завода не повлияло, завод преодолевает трудности и пытается до минимума сократить разрыв с докризисным периодом и вывести на рынок конкурентоспособные машины. Так, в 2011-м были созданы новые автомобили с компоновкой «кабина над двигателем» для коммунальных служб - вакуумный автопылесос КрАЗ К12.2 (4х2), автомобили-мусоровозы КрАЗ К16.2 (6х4), первая опытно-промышленная партия которых успешно прошла эксплуатационные испытания и сейчас работает в Кременчуге, и КрАЗ К12.2 (4х2), который в настоящее время эксплуатируется в Киеве. По заказу горняков создан пожарный автомобиль КрАЗ Н23.2 (АЦ-13-70) (6х4), дорожников – автомобили со снегоуборочным и антигололедным оборудованием КрАЗ С20.2R (6х4) с кабиной Renault Kerax.

ЗАО «Запорожский автомобилестроительный завод», где выпускаются легковые коммерческие машины, в прошлом году наполовину сдал позиции. Если в 2010-м здесь выпустили 2 855 легковых фургонов и пикапов, то в прошлом году по данным аналитиков Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром» удалось изготовить лишь 1 202 ед. Конечно, конкурировать «Таври» в исполнении Piсk-Up с импортными аналогами весьма сложно. Но ранее этот автомобиль являлся весьма популярным из-за низкой стоимости.

Более солидно в этом ряду смотрится ЗАЗ Lanos в исполнении фургона. Это тоже Pick-up с оригинальным решением конструкции кузова, но в более современном дизайне и с улучшенными рабочими характеристиками. У него уже две версии силового наполнения с двигателями объемом 1,3 л (МеМЗ) и 1,5 л (Ланос), усиленной задней подвеской. Запасное колесо расположено за спинкой пассажира и для его извлечения не надо выгружать багаж из грузового отделения.

В нынешнем году «Запорожский автомобилестроительный завод» за первые два месяца пытался улучшить показатели работы, но желаемого успеха достичь не удалось: в январе выпущено 171, а в феврале 144 фургончика.

В таком же диапазоне выпускает свой коммерческий легковой автомобиль Богдан 2310 корпорация «Богдан», взявшая за базовую основу шасси Lada 2110. За счет модернизации подвески грузоподъемность развозного фургончика выросла до 500 - 700 кг. Появились версии колесной базы с удлиненным на 270 мм кузовом. В последнее время популярности такой модели добавило газобаллонное оборудование.

Правда, для корпорации «Богдан» прошлый год тоже оказался не слишком удачным. По подсчетам упомянутой выше Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», выпуск грузового транспорта в 2011 г. корпорация завалила, изготовив лишь 649 машин (1 213 ед. в 2010 г.), что составило лишь 54 %. Впрочем, нынешний февраль для производителя тоже оказался не очень удачным, с конвейера сошло лишь 117 легких коммерческих машин.

 

  Свои автобусы хорошо, но их будет мало…

В сегменте пассажирского транспорта автопром Украины смотрится лучше: за прошлый год выпущено 3 739 автобусов, это на 998 машин больше, чем в 2010-м. Здесь заметно выделяются Бориспольский и Черниговский автозаводы, давшие в зачет прошлого года 1 163 и 571 автобусов соответственно. «Запорожский автомобилестроительный завод», выпустил 300 автобусов, ПАО «Завод «Часовоярские автобусы» изготовило 551, а компания «Черкасский автобус» выпустила 828 пассажирских машин. Корпорация «Богдан», которая сейчас больше тяготеет к выпуску троллейбусов, по данным упомянутой выше Ассоциации автопроизводителей Украины «Укравтопром», произвела за прошлый год 144 автобуса, в феврале этого года изготовила 45 машин.

В нынешнем году особого рывка в производстве автобусов Украина не сделала, в феврале она записала на свой счет лишь 178 пассажирских машин разного класса вместимости, хотя в этот же период за месяц на торговой площадке по оба берега Днепра продано 237 новых автобусов разных производителей, включая зарубежных.

Продажи новых автобусов в феврале 2012 г. по разным маркам

 Практически ситуация в последний месяц зимы повторяет тенденцию прошлого года: импорт будет и дальше расти, уменьшая долю продукции украинского производства. И если за 2011-й на таможенную территорию Украины ввезли коммерческих машин на 847 млн долл. США и автобусов на 54,5 млн долл. США, то в 2012-м эти суммы меньшими никак не будут. Эксперты прогнозируют, что снизятся доходы лишь местных производителей