Безопасность "Предельная масса транспортных средств"



 

Федеральная таможенная служба РФ официальным письмом № 01-11/11906 разъяснила отдельные положения по определению предельной массы автотранспортных средств при проведении транспортного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Поводом послужили обращения в ФТС.

 

В соответствии с двусторонними соглашениями Российской Федерации о международном автомобильном сообщении иностранные перевозчики на территории России должны руководствоваться значениями предельно допустимых весовых и габаритных параметров транспортных средств, установленными Правилами перевозок грузов (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2011 г. № 272). Определено, что общая масса с грузом для автомобиля с пятью и более осями не должна превышать 40 т, а предельно допустимая осевая нагрузка – 10 т. При этом на ряде автомобильных дорог, перечень которых размещен на официальном сайте Федерального дорожного агентства (www.rosavtodor.ru), допускается предельная осевая нагрузка 11,5 т.

Согласно п. 4 ст. 15 Конституции РФ, если международным договором Российской Федерации установлены иные, нежели предусмотренные законом правила, то применяются правила международного договора. Таким образом, если, например, соглашением, участницей которого является Россия, оговорены иные предельно допустимые величины массы транспортного средства, то применяются нормы международного договора. Перечень международных соглашений – в открытом доступе на официальном сайте Минтранса России (www.mintrans.ru) в разделе «Международное сотрудничество».

После вступления в силу с 25 июля 2011 г. Правил перевозок грузов как нормативного правового акта более высокой юридической силы, положения Инструкции по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации от 27 мая 1996 г. применяются в части, не противоречащей Правилам перевозок грузов. Из этого следует, что положение Инструкции о предельной массе транспортного средства в 38 т не применяется, т. к. противоречит значению, установленному Правилами перевозок грузов – 40 т.

В соответствии со ст. 31 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в Российской Федерации движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, допускается при наличии специального разрешения. Значения предельно допустимых масс, осевых нагрузок и габаритов транспортных средств для движения по автомобильным дорогам РФ не должны превышать величин, указанных в специальном разрешении.

При этом согласно п. 75 Правил перевозки грузов общая масса транспортного средства с делимым грузом не должна превышать 40 т.

В случае размещения делимого груза на автопоездах в составе трехосного тягача и двух- или трехосного полуприцепа, перевозящего 40-футовый контейнер ISO, общая масса транспортного средства с таким грузом не должна превышать 44 т, а осевая нагрузка – 11,5 т. Для осуществления данной доставки требуется получение специального разрешения на перевозку тяжеловесных грузов.

Если транспортное средство въехало на территорию Российской Федерации по разрешению на транзитную поездку (например, для доставки товара из Турции в Казахстан) его загрузка на российской территории по данному разрешению невозможна как при движении в страну назначения, так и обратно в страну регистрации транспортного средства. В случае, когда на территории РФ осуществлена загрузка, необходимо двустороннее или многостороннее разрешение, предоставляющие право на перевозку груза транспортным средством, принадлежащим иностранному перевозчику, по территории Российской Федерации.

 

А между тем…

 

При весогабаритных ограничениях перевозки экономически нецелесообразны

 

Ассоциация европейского бизнеса озвучила свою позицию по поводу временных ограничений движения фур по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения при нагрузке на одиночную ось более 5-6 т. В нынешнем году приказом Росавтодора данный период был определен тремя месяцами – с 1 апреля по 25 июня.

 

Согласно приказу Федерального дорожного агентства в период действия временных весовых ограничений движения транспортных средств (с грузом или без него) по автомобильным дорогам общего пользования федерального значения, за превышение установленных предельно допустимых нагрузок на ось требуется оплата для завершения маршрута доставки. Члены Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) пришли к выводу, что эти ограничения затрагивают все ключевые федеральные и региональные трассы, по которым в основном осуществляются перевозки. Если учесть предусмотренную компенсацию за превышение предельной нагрузки, то перевозки становятся экономически нецелесообразными. Кроме уже увеличенных в прошлом году тарифов, в 2012 г. регионам дано разрешение принять плавающий график, учитывая как точный месяц вступления приказа Росавтодора в силу, так и максимальный вес и сборы в случае превышения допустимого предела веса транспортным средством.

В связи с весогабаритными ограничениями на движение фур в 2011-2012 гг. Ассоциация европейского бизнеса направляла письма в профильные органы государственной власти, четко изложив причины нецелесообразности применения в данный момент альтернативных систем транспортировки. Причины включают стоимость транспортировки, инфраструктурные ограничения, повышенные сроки доставки и сохранность груза.

АЕБ обратилась по данному вопросу в Министерство транспорта России, доведя до сведения проблемы, связанные с подобными ограничениями. В частности обращено внимание, что вводимые ограничения делают перевозки автомобильным транспортом в указанный период практически невозможными и экономически нецелесообразными, приводят к вынужденной остановке непрерывных производств в условиях отсутствия эффективных транспортных альтернатив.

«Экономический рост и функционирование современных производств, в том числе в рамках государственных программ, не должны становиться заложниками несовершенной транспортной инфраструктуры и недостатка усилий, направляемых на ее развитие и модернизацию», – считают в Ассоциации. В качестве подтверждения приводится пример, когда временные ограничения нагрузки на ось не только существенно ограничивают поставку новых автомобилей и запасных частей потребителям, но и влияют на производство новых машин в важный для российского автомобильного рынка период. Это отражается на финансовых показателях всех компаний, а также на их юридических обязательствах по поставке клиентам продукции, сказывается на сезонности продаж для большинства производителей, может привести к перераспределению продаж в другие периоды года. «Существуют также опасность дополнительных расходов для всех дистрибьюторов, отсутствие товаров в период спроса, снижение предложения, что негативно скажется на конечном потребителе», – считают в Ассоциации.

– В рамках обсуждения ограничений, вводимых Правилами перевозок грузов автомобильным транспортом в отношении нагрузок на ось, мы считаем необходимым поднять вопрос о существующих противоречиях в действующем законодательстве, регулирующем предельно допустимые осевые нагрузки колесных транспортных средств, – говорит представитель Комитета производителей коммерческого транспорта АЕБ Андрей Чурсин. – Разрешенные массы транспортных средств и допустимые нагрузки на оси по Правилам перевозок грузов автомобильным транспортом (в редакции Постановления Правительства РФ от 30 декабря 2011 г. № 1208) ниже, чем эти же параметры, разрешенные российским техническим регламентом «О безопасности колесных транспортных средств». Кроме того, в Правилах перевозок грузов автомобильным транспортом нет разделения допустимой нагрузки на ведущую и ведомую ось.

Генеральный директор АЕБ Франк Шауфф подчеркнул, что Ассоциация европейского бизнеса продолжит поиск конструктивного решения, выгодного для всех заинтересованных сторон, и призывает к конструктивному диалогу с ведущими представителями европейского бизнеса в России, как к одному из методов успешного решения данного вопроса.