Экология "Био-диметилэфир для коммерческих автомобилей"


 

Алесь МАРКОВ

 Большинству сочетание «био-диметилэфир» мало о чем скажет. Поясним: диметилэфир – это газ, сжиженный под низким давлением 5 бар, производится из природного газа и различных видов биомассы, в обращении прост  сродни пропану. Диметилэфир из биомассы и называют био-ДМЭ.

 

В поисках альтернативных видов топлива для автотранспорта специалисты, в число которых вошли производитель био-ДМЭ и один из известных европейских изготовителей коммерческого автотранспорта, задались вопросом  о возможности применения био-ДМЭ для заправки… грузовых машин и год назад начали проведение эксперимента, рассчитанного на двухлетний период. По истечении половины срока исследователи утверждают, что био-ДМЭ дает реальную возможность сокращения выбросов СО2 (на 95 %) и вполне может прийти на смену дизельному топливу.

Основанием такому, скажем, громкому заявлению, послужило применение био-ДМЭ в заправке для повседневной работы 10 грузовиков. В доставках грузов на дальние расстояния в суммарном исчислении машины намотали уже 400 тыс. км, причем один из большегрузов преодолел отметку в 100 тыс. км.

– Оценив промежуточные результаты эксперимента, мы пришли к выводу, что грузовик на био-ДМЭ прекрасно чувствует себя на дороге, что, откровенно говоря, превзошло все наши ожидания, – делится мнением один из участников исследований, представляющий сторону автопроизводителя. – Эта технология надежна и энергоэффективна на протяжении всего процесса – от производства и распределения до непосредственного использования на транспорте.

– Наши водители отмечают, что езда на био-ДМЭ ничуть не отличается от дизельного топлива, – говорит представитель компании-перевозчика, которая в своей деятельности использовала машины на новом виде топлива, поскольку поставила цель радикально снизить уровень вредных выбросов от эксплуатируемого транспорта. – И хотя технология абсолютно новая, технических проблем с ней было очень мало. К слову, на био-ДМЭ двигатель работает тише. Поскольку 98 % наших углеводородных выбросов составляют выбросы от грузоперевозок, мы видим большой потенциал охраны окружающей среды при использовании био-ДМЭ.

В рамках проекта новый вид биотоплива изготавливается из черного щелока, который является побочным продуктом изготовления целлюлозы на заводе газификации угля. Хотя производить био-ДМЭ можно и из других видов возобновляемого сырья.

По оценке участников проекта, главная задача – создание рынка и инфраструктуры для нового вида топлива. Для этого требуются инвестиции. Возможность изготовления и поставки топлива в больших масштабах в значительной степени зависит от стимулирования использования возобновляемых видов топлива на коммерческом транспорте. Здесь важна роль социальных институтов, которые во многом влияют на принятие долгосрочных решений по этим вопросам.

Полевые испытания продолжатся еще в течение года, после чего будет проведена оценка жизнеспособности рынка био-ДМЭ в будущем. Тем не менее, специалисты утверждают, что использование это вида биотоплива значительно увеличит срок работы двигателя, а владельцам тяжелых грузовиков, которые занимаются коммерческими перевозками, станут реже обращаться в специализированные мастерские для грузовиков по поводу замены запчастей. По мнению экспертов Евросоюза, теоретически к 2030 г. новое биотопливо сможет заменить более половины объема всего дизельного топлива, которое потребляется сегодня автомобилями.