Экономика "С поправкой на инфляцию и кризис"


 


 

Александр ЛУЦЕВИЧ

 Прошедший год для Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси выдался сложным. С одной стороны, сказалось влияние мирового кризиса, с другой – отразились внутренние инфляционные процессы в стране. Эти аспекты в определенной степени повлияли на социально-экономическое развитие отрасли.

 По данным таможенной статистики, передвижение грузовых автомобилей через белорусский участок внешней границы Таможенного союза возросло на 13 %, тоннаж – на 14 %. Экспорт в Беларусь увеличился на 62 %. Время таможенного оформления для выпуска товаров сократилось с 55 до 15 минут. Применение электронных документов при экспорте составляет 82 %, при импорте – порядка 50 %. К концу 2012 г. планируется проведение всех таможенных операций с использованием электронного документооборота.

Показатели с плюсом и минусом

В прошлом году на 25 % увеличен экспорт транспортных услуг в Беларуси. Рост экспорта и сальдо внешней торговли услугами автомобильного транспорта составил порядка 135 % к 2010 г. Доходы от транзита составили в общем объеме более 2,6 млрд долларов США – на 9 % выше предыдущего года. На уровне 133 % в сопоставимых ценах выполнен показатель по инвестициям, 61 % которых направлен на приобретение оборудования и транспортных средств. Объем перевозок грузов прибавил 7,8 %, грузооборот – 7 %.

Обеспечен рост чистой прибыли к уровню 2010 г. в четыре раза (1,9 трлн руб.). Просроченная кредиторская задолженность сократилась почти на 30 %, внешняя дебиторская – на 27 % в долларовом эквиваленте. Однако в связи с внутренними инфляционными процессами в стране предприятия Министерства транспорта и коммуникаций Беларуси не достигли в полной мере выполнения этих финансовых показателей. На 1 декабря 2011 г. дебиторская задолженность к данным на начало года выросла в 2,4 раза, просроченная дебиторская задолженность – на 52 %. Кредиторская задолженность увеличилась в 2,2 раза.

Не удалось изменить ситуацию в выполнении индикативного показателя «Валовая добавленная стоимость» по виду экономической деятельности «Транспорт».

 

Доступ к рынку автотранспортных услуг

Автотранспортные предприятия Минтранса Беларуси в прошлом году выполнили основные целевые и расчетные балансовые показатели социально-экономического развития, за исключением объема перевозок грузов. Рост экспорта автотранспортных услуг обеспечен в основном за счет доставки товаров в международном направлении.

В прошлом году на 64 тыс. (+ 17,3 %) увеличилось количество использованных иностранных разрешений. Белорусские международные автомобильные перевозчики осваивали рынки европейских и азиатских стран, которые ранее не являлись для них традиционными. Отмечен рост объемов доставки грузов в Бельгию (157,8 %), Китай (154,4 %), Казахстан (151,1 %), Нидерланды (141 %), Швецию (138,9 %), Австрию (126,3 %), Италию (123,4 %). Возрос экспорт транспортных услуг в традиционные для белорусских перевозчиков страны: Германию (130,1 %), Россию (128,6 %), Польшу (128,1 %), Украину (125,6 %), Литву (125,2 %), Латвию (122,9 %).

Инвестиции в обновление парка белорусских международных перевозчиков в прошлом году превысили 100 млн евро. Автомобили высоких экологических характеристик составляют 66 % парка, работающего по процедуре МДП, их удельный вес увеличился в два раза за минувшее пятилетие. Приобретено полторы тысячи новых (не старше 3 лет) седельных тягачей и грузовых автомобилей.

По данным таможенной статистики, количество поездок, выполненных белорусскими международными перевозчиками, увеличилось на 15 %, объем перевозок – на 5 %. Издержки сократились на 4 %, что позволило довести рентабельность до 12,2 %. Однако по-прежнему почти 30 % времени доставки теряется на простоях, связанных с погрузкой и разгрузкой, осуществлением таможенных процедур. Из-за существующих административных барьеров средняя скорость движения автомобиля в международном направлении составляет менее 20 км/ч.

Основная проблема доступа к рынку транспортных услуг – разрешительная система. Для ее решения в прошлом году Министерством транспорта и коммуникаций республики подготовлен проект соглашения о предоставлении услуг автомобильного грузового транспорта в рамках единого экономического пространства, предусматривающего уход от всех видов разрешений, в том числе и от разрешений в/из третьих стран. В рамках Таможенного союза достигнута договоренность о возможности выполнения перевозок грузов на безразрешительной основе, если товар прибыл из третьих стран на территорию Беларуси в адрес белорусского грузополучателя для дальнейшей реализации на территории Российской Федерации.

В текущем году Министерство транспорта и коммуникаций республики нацелено на конструктивное решение вопросов с российскими и казахстанскими партнерами по либерализации условий осуществления транспортного бизнеса в рамках единого экономического пространства. Особое внимание будет уделяться привлечению новых и увеличению существующих объемов транзитных перевозок.

Эти и другие меры позволят создать дополнительные условия для развития транспортно-логистической инфраструктуры. В 2012 г. в рамках выполнения Программы развития логистической системы республики намечено реализовать 23 инвестиционных проекта по 22 участкам, включая четыре по созданию транспортно-логистических центров с площадью крытых складских помещений более 5 000 кв. м в каждом. Запланировано строительство современного мультимодального логистического комплекса на территории свободной экономической зоны «Брест» с использованием и развитием местного аэропорта.