Концепции "Многозвенный автопоезд для трансконтинентальных перевозок"


 

 

 

 

 

 

 

Анна ТАРАНОВИЧ

Несмотря на имеющиеся ограничения весогабаритных параметров   автотранспортных средств, применяемых для доставки грузов в международных направлениях, эксперты склонны считать перспективным направление создания многозвенных автопоездов. Большой опыт их эксплуатации накоплен в Австралии и Америке. Европейские автопроизводители при поддержке транспортных компаний с 2005 г. осуществляют опытную эксплуатацию автопоездов с двумя грузовыми звеньями общей длиной 25,25 м при полной массе 65 т и выше. Авторами белорусского проекта предложено развитие магистрального автомобильного транспорта на основе модульных принципов его построения для повышения эффективности и конкурентоспособности трансконтинентальных перевозок грузов. Своим видением данного направления делится генеральный директор Объединенного института машиностроения Национальной академии наук, генеральный конструктор по автомобильной технике Беларуси академик Михаил Высоцкий.

 

 

 

 

 

 Динамичное развитие экономики многих стран ставит перед транспортниками задачи по увеличению объемов и оперативности перевозки грузов на дальние расстояния, а также снижению затрат на их осуществление, – говорит М. Высоцкий. – Каждый перевозчик осознает, что основой материально-технической базы предприятия, занимающегося международными грузоперевозками, является подвижной состав. От его технико-эксплуатационных показателей и технического состояния во многом зависит выполнение договорных обязательств по доставке товаров и, следовательно, финансово-экономическое положение транспортного предприятия.

В свое время мы провели анализ тенденций развития мирового автомобилестроения и пришли к выводу о проблематичности совершенствования автотранспортных средств для международных перевозок, или, другими словами – о необходимости принципиально нового конструктивного подхода к их дальнейшему развитию. Это и послужило отправной точкой для создания новой концепции автотранспортного средства для международных перевозок – модульных многозвенных автопоездов, основная задача которых – освоение трансконтинентальных перевозок по транспортному коридору «Запад – Восток» от Бреста до Пекина.

Основная цель разработки многозвенных магистральных автопоездов – создание таких транспортных средств, которые бы существенно превосходили по эффективности ныне эксплуатирующиеся автопоезда при осуществлении скоростных перевозок по автомагистралям больших объемов грузов на дальние и сверхдальние расстояния. Это позволит на основе новых технических решений увеличить объемы перевозимых автомобильным транспортом грузов при снижении транспортных затрат.

В настоящее время произошли существенные положительные изменения в формировании Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) и Единого экономического пространства Беларуси, Казахстана и России. Эти обстоятельства позволяют значительно расширить сферу применения модульных многозвенных автопоездов на всем пространстве Евразийского экономического сообщества.

– Михаил Степанович, в чем заключаются основные конструктивные особенности многозвенных модульных автопоездов, которые будут способствовать повышению их эффективности по сравнению с существующими транспортными средствами, используемыми для международных грузовых перевозок?

– В своей базовой комплектации автопоезд состоит из двухосного седельного тягача, полуприцепа и двух прицепов. Каждый из них имеет свою силовую установку и электронную систему управления. Его полная масса составляет немногим более 97 т, а перевозить он может около 56 т груза, объем которого 259 м3 Общая длина автопоезда 47 м. По существу, модульный автопоезд может один заменить сразу три обычных магистральных автопоезда.

Разработка многозвенного автопоезда ведется совместно с МАЗом. Используются самые современные технические решения, материалы и компоненты отечественного и зарубежного производства, включая гибридный привод, ведущий мост с мотор-колесами, электронные системы согласованного автоматического управления силовыми установками и приводом звеньев, электронные системы автоматизированного управления согласованного криволинейного движения звеньев, автоматическое регулирование длины сцепки и другие решения.

Одна из важнейших конструктивных задач состоит в разработке новых электронных систем, обеспечивающих безопасное функционирование данного автопоезда. Среди новинок – системы управления силовыми установками и сцепкой звеньев, электротрансмиссией автопоезда, автоматического рулевого управления автопоездом и даже система автоматического управления движением автопоезда.

Последняя изменит подходы к использованию энергии силовых установок автопоезда, для обеспечения максимальной эффективности которого она объединит и согласует работу остальных систем. Это даст возможность вывести работу двигателей на экономичные режимы и, в том числе, уменьшить вредные выбросы, повысить динамические характеристики автопоезда за счет использования рекуперированной энергии.

Особое внимание будет уделено электронным системам, обеспечивающим высокий уровень безопасности движения и комфорта работы водителя, а также диагностику транспортного средства.

Учитывая, что на пути от Европы до Китая водителю придется провести в дороге не менее двух-трех недель, большое внимание уделено созданию не просто комфортных, а практически «домашних» условий. В бытовом модуле предусмотрено комфортное спальное место, небольшая кухня, душ, туалет.

– Что может способствовать более эффективной эксплуатации многозвенного автопоезда в современных условиях?

– Давайте рассмотрим несколько аспектов этой проблемы. Первое. Если принять во внимание, что продвижение товаров от производителя к потребителю имеет целью минимизацию финансовых и временных затрат, то в нашем случае – при разработке и освоении многозвенного автопоезда –  эта задача разбивается на несколько составляющих. Во-первых, создание в сжатые сроки и с минимальными затратами непосредственно самого товара – многозвенного автопоезда. Во-вторых, ознакомление потенциальных потребителей этого товара с его техническими характеристиками и эксплуатационными возможностями, т. е. продвижение товара на рынок. В-третьих, создание условий для эффективной работы автопоезда в период его эксплуатации.

В настоящее время решение первой задачи практически завершается и идет ознакомление широкого круга перевозчиков с возможностями многозвенного автопоезда. В то же время во всем мире наблюдается тенденция широкого распространения высококачественного технического сервиса, поэтому мы активно приступили к решению третьей задачи – созданию необходимых условий для его эффективной эксплуатации. Для этого необходимо будет разработать эксплуатационную документацию по техническому обслуживанию и ремонту автопоезда, создать необходимое оборудование и инструмент. В связи с усложнением конструкции машин появляется устойчивая тенденция, при которой непосредственный пользователь машин сервисом не занимается. Это задача дилеров, торговых организаций, специализированных сервисных предприятий и др. Поэтому необходимо будет провести ряд организационно-технических мероприятий по созданию опорных технических центров на всем протяжении транспортного пространства от Европы до Китая.

Второе. Оптимальными маршрутами многозвенного автопоезда в силу его технических и эксплуатационных характеристик являются международные и трансконтинентальные магистрали, а отправными и конечными точками должны стать международные логистические центры.

Планом мероприятий по развитию транспортной инфраструктуры и созданию системы логистических центров при формировании единого транспортного пространства государств-членов ЕврАзЭС уже предусмотрены модернизация и усовершенствование автомобильных дорог, строительство международных логистических центров. Необходимо также доработать существующие дорожные стандарты России, Беларуси и Казахстана, которые в настоящее время не позволяют эксплуатировать такие длинные автопоезда. Поэтому специалисты нашего института заняты разработкой методических основ транспортно-логистического использования многозвенных и классических магистральных автопоездов.

– Можно ли сейчас оценить эффективность использования многозвенных модульных автопоездов?

– У многозвенника имеются большие перспективы. А со временем такие автопоезда могут составить конкуренцию железнодорожному и морскому транспорту по объему перевозимых грузов и времени их доставки потребителю, т. к. автомобильный транспорт обладает очень важным преимуществом – возможностью доставки грузов потребителю по принципу «от двери – до двери» без дополнительных перевалок, с большей степенью сохранности. Все это делает многозвенный автопоезд реальным транспортом для международного автокоридора Брест – Минск – Москва – Нижний Новгород – Екатеринбург и далее до Владивостока и Китая, а также для трансконтинентальных магистралей различных регионов Европы и Азии.

По оценке, выполненной в нашем институте, замена используемого в настоящее время подвижного состава на многозвенные автопоезда позволит получить снижение общего количества поездок грузовых автомобилей при выполнении всех транзитных автомобильных грузоперевозок в 2 - 3 раза. При этом более чем наполовину снижается расход топлива на одну тонну перевозимого груза, следовательно, улучшаются экологические показатели. Также снижается количество задействованных транспортных средств и в три раза уменьшается число занятых водителей.