Производство "КАМАЗ-МАЗ: слияние в вялотекущем режиме!



 

Александр ЛУЦЕВИЧ

Фото автора

 

 

Больше года в среде автопроизводителей муссируется тема создания холдинга на базе активов российского КАМАЗа и белорусского МАЗа. За это время она обросла всевозможными слухами, догадками и домыслами, а реальной информации – крохи. И все же по крупицам собралась горстка фактов.

 

Возвращаясь к пресс-конференции годичной давности, приведем сказанное на ней генеральным директором ОАО «МАЗ» Александром Боровским: «Взаимодействие МАЗа и КАМАЗа позволит противостоять внешней конкуренции. В условиях современного рынка развитие стратегического партнерства – это укрепление конкурентоспособности. Поодиночке выжить будет тяжело». Идея ясна. Видение ее результатов разнится. Минский автопроизводитель нацелен на общие рынки сбыта и развитую сервисную сеть КАМАЗа. Российская государственная корпорация «Ростехнологии» рассматривает МАЗ скорее как вспомогательную производственную площадку по выпуску комплектующих узлов и агрегатов. Некоторые эксперты предполагают даже первоначальное поглощение и дальнейшее устранение МАЗа как конкурента на рынке СНГ.

Белорусскую сторону такой подход не устраивает. Премьер-министр республики Михаил Мясникович паритеты определил так: «Мы будем идти на интеграцию в автомобилестроении, отстаивая национальные интересы». По его словам, республика не намерена продавать МАЗ российскому КАМАЗу, но готова(?) противостоять конкурентному натиску на рынке в составе крупной корпорации. Поэтому обоим автопроизводителям надо не бороться между собой, взаимно ослабляя позиции, а создавать консорциум, которому передать в доверительное управление 49 % акций МАЗа и аналогичный процент со стороны КАМАЗа. Таким образом, делать общий бизнес, вести единую производственную, сбытовую, технологическую и сервисную политику в рамках Таможенного союза и на рынках третьих государств, подытожил М. Мясникович. Иными словами, белорусская официальная сторона считает МАЗ равноценным КАМАЗу автопроизводителем и только на этих условиях готова вести обсуждение об объединении.

В российской государственной корпорации «Ростехнологии» придерживаются несколько иного мнения, считая, что КАМАЗ на порядок выше. Поэтому нацелены на 100 % активов МАЗа в обмен на пакет акций КАМАЗа, причем не блокирующий.

Когда государственный комитет по имуществу Беларуси оценил МАЗ в 2,5 млрд долларов США, а «Ростехнологии» выразили по этому поводу сомнение, для определения общего знаменателя было решено привлечь независимого эксперта в лице Ernst&Young. Кандидатуру последнего государственная власть Беларуси поддержала, но как только аудиторская компания оценила МАЗ в 800 млн долларов США, результат не признала. «Это смешная оценка», – резюмировал первый заместитель генерального директора МАЗа Анатолий Дедков. В итоге белорусское правительство объявило конкурс на выбор другого оценщика МАЗа.

В январе текущего года заместитель финансового директора ОАО «МАЗ» Олег Юшко сообщил: «Оценку осуществляет компания из первой четверки RTR, окончательных результатов в виде отчета нам еще не представлено». Нынешний этап объединения двух автопроизводителей топ-менеджеры Минского автомобильного завода рассматривают как процесс, продвигающийся в рамках процедур, утвержденных правительством республики, которому и предстоит принять окончательное решение, поскольку 100-процентный пакет акций ОАО «МАЗ» принадлежит государству.

Глава «Ростехнологий» Сергей Чемезов высказывается более определенно, констатируя, что спустя год реальных подвижек в переговорах по объединению КАМАЗа и МАЗа нет. «Ростехнологии» ждут, когда решится вопрос с оценкой активов МАЗа, поскольку Беларусь не приняла результаты аудиторской компании Ernst&Young, отметил он.

На партнерство с Минским автомобильным заводом претендует и российский холдинг «Русские машины» Олега Дерипаски. В этом варианте рассматривается передача в управление Группы ГАЗ белорусского предприятия, покупка миноритарных или инвестиционных пакетов.

Итак, процесс объединения пребывает в каком-то вялотекущем режиме. Ситуация вроде бы и не тупиковая, а определенности – никакой. Хотя в июне 2011-го первый вице-премьер Беларуси Владимир Семашко утверждал, что проекты документов по созданию холдинга с участием КАМАЗа и МАЗа планируется подготовить до конца года. Уже оставшегося в прошлом…