Производство "Повестка дня: локализация"


 

Большой энциколопедический словарь трактует термин «локализация» (от латинского localis – местный, locus – место), как отнесение чего-либо к определенному месту; ограничение места действия, распространения какого-либо явления или процесса, например, локализация пожара. Но в автомобильном мире у этого термина более емкое понятие, и привнесли его в нашу жизнь зарубежные автопроизводители.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Впервые в широком смысле слова о локализации в современной истории России заговорили не так давно – как только в стране появились сборочные производства зарубежных компаний. Сначала это были предприятия по изготовлению легковых автомобилей. Потом появился автобусный завод «Скания-Питер», и пошло-поехало!

Первым среди других производителей дало повод заговорить о локализации совместное российско-итальянское предприятие «Ивеко-УралАЗ» (с 17 апреля 2009-го – СП «IVECO-AMT»). С 1994 г. оно выпускало по лицензии только строительные модификации итальянских машин, адаптированные к российским условиям эксплуатации, в так называемом «северном исполнении» (до –55 °С). В 2011-м расположенное в г. Миассе Челябинской области предприятие начало сборку магистральных тягачей и шасси Iveco Stralis.

Следующим членом «Большой семерки», освоившим собственную сборку грузовиков в 2003 г., стала компания Volvo Trucks. Она открыла мощности в подмосковном Зеленограде. Через несколько лет в Калуге появился объединенный кластер с производством двух марок европейских грузовиков – Volvo и Renault. Весной 2010-го заработали мощности КАМАЗ-Daimler в Набережных Челнах, где освоили сборку коммерческой гаммы Mercedes-Benz, а позже и Unimog. Осенью того же года свой завод в промзоне Шушары под Питером официально открыла шведская компания Scania.

В апреле 2012-го ожидается открытие сборочного предприятия немецкого концерна MAN. Без собственного производства в России остается только DAF Trucks, но все понимают, что это вопрос времени. По сведениям из достоверных источников, выпуск голландских грузовиков с маркировкой «Сделано в России» начнется не позже 2015 г.

Кроме «Большой семерки» в РФ производят технику корейских и японских брендов – достаточно вспомнить Hyundai, Mitsubishi Fuso, Isuzu. Вот-вот может состояться альянс одного из дилеров зарубежных марок с чешским предприятием TATRA. В общем, как говорил Михаил Сергеевич Горбачев, процесс пошел. О том, насколько локализация актуальна для российского рынка, шла речь, в частности, на II ежегодной конференции «КомАвто 2012», организованной газетой «Ведомости» и прошедшей в Москве в начале марта. Например, на ней ООО «Мерседес-Бенц Тракс Восток» («МБТВ») представило российскому бизнес-сообществу собственную стратегию развития с акцентом на локализацию.

Конференция была посвящена производству, дистрибуции и лизингу грузового и пассажирского автотранспорта в России. В ее рамках состоялся круглый стол «Россия в ВТО: угрозы, риски и возможности для игроков российского рынка коммерческой техники». Презентация новой стратегии Mercedes-Benz с акцентом на локализацию состоялась в рамках сессии «Производство коммерческих автомобилей в России: стратегии ключевых концернов».

Эксперты говорят о том, что в современной истории присутствия на рынке грузового транспорта России доля бренда Mercedes-Benz поступательно росла. В разгар кризиса 2009 г. она была самой низкой за весь период и составляла всего 5 %. Но уже в 2010-м доля удвоилась и достигла отметки 10,2 %. В этом немалая заслуга локализации: сократились сроки поставки новой техники, уменьшились затраты на логистику, поставщик перестал зависеть от квот головного завода-изготовителя. В минувшем 2011 г. каждый девятый новый грузовик, проданный в России (11 % от общего количества), уже нес на себе хромированную трехлучевую звезду.

Прошедший год стал самым успешным с точки зрения увеличения продаж практически для всех брендов, представленных в нашей стране. Это позволило России войти в десятку лучших рынков по сбыту грузовых автомобилей Mercedes-Benz. Всего реализовано 2815 ед. новой техники данного бренда (общий рынок составил 25,5 тыс. ед.), что более чем вдвое превышает показатели 2010 г., когда перевозчикам поставили 1216 автомобилей немецкой марки.

Руководство «МБТВ» рассматривает данный результат как промежуточный на пути к доле рынка среди европейских импортеров в 20 %, а в среднесрочной перспективе – и до 30 %. Ко времени, когда весь рынок нового коммерческого транспорта вырастет до 165 тыс. ед. в год, компания рассчитывает продавать в РФ не менее 10–15 тыс. грузовиков, произведенных в России.

До 2009 г. компания «МБТВ» предлагала российским клиентам только тягачи и самосвалы, изготовленные в Германии. Но после создания в 2010 г. совместного предприятия с ОАО «КАМАЗ» на производственных мощностях в Набережных Челнах с марта 2011 г. началась промышленная сборка российских Mercedes-Benz. Выбор Татарстана был обусловлен выгодным местоположением (центральный регион России), большим количеством квалифицированных кадров в области машиностроения и возможностью тесного сотрудничества с КАМАЗом по компонентам.

 

Преимущества локального производства для Mercedes-Benz, как и для других брендов, выражаются в лучшем понимании конечного потребителя, большей гибкости, сокращении сроков поставок, ценовой конкурентоспособности, перспективе увеличения сбыта и возможности участвовать в федеральных программах субсидирования.

Выгода для РФ также очевидна: получение современных технологий и ноу-хау, высокий контроль качества, модернизация производственных мощностей и обновление модельного ряда. Локализация производства в России создает дополнительные рабочие места, позволяет быстрее развивать сеть поставщиков, улучшает качество послепродажного обслуживания и способствует притоку инвестиций в российскую экономику. Она служит благоприятной средой для увеличения мощностей завода и способствует развитию совместных проектов по компонентам.

На сборочных мощностях в Набережных Челнах каждая станция и пост контролируется специалистом из Германии на качество и соответствие фирменным стандартам Mercedes-Benz. В итоге собранные здесь грузовые автомобили не уступают по качеству тем, что производятся на головном предприятии в г. Вёрт (Германия) или импортируются из Турции. Аналогичное положение и на других предприятиях, например, в калужском Volvo Trucks.

Локализация позволила «МБТВ» производить весь модельный ряд грузовиков Mercedes-Benz как в стандартной, так и в индивидуальной комплектации. Если в 2010 г. на новом предприятии в Набережных Челнах выпускалась только одна модель с двигателем Евро-3 - участок сборки работал в одну смену, а лакокрасочная камера была временной, то в 2011-м здесь освоили уже 7 моделей, а производство выросло с 30 до 1132 автомобилей в год.

В 2012 г. завод в Набережных Челнах освоит 20 моделей грузовиков, а также специальную технику модельного ряда Unimog. Наряду с автомобилями, оснащенными двигателями Евро-3, в серийное производство включены машины с двигателями Евро-5. По отношению к предыдущему году суммарный выпуск готовой продукции удвоится и составит 2,5 тыс. грузовых автомобилей Actros (тяжелая гамма), Axor (средняя гамма) и Atego (легкая гамма). Заказчикам предлагается и спецтехника модельных рядов Unimog, Zetros, Econic.

В перспективе завод намерен выйти на полную мощность и ежегодно выпускать 10 тыс. коммерческой автомобильной техники с маркировкой «Сделано в России». С учетом продукции других предприятий отрасли суммарное производство большегрузов европейских марок будет исчисляться десятками тысяч единиц. А это значит, что на дорогах РФ появится больше современных, экологически чистых, более безопасных и высокопроизводительных машин. Таким образом, задача пополнения и обновления парка во многом будет решаться и за счет локализации, нравится это кому-то или нет.