Спецпроизводство "Лестничные верхолазы"


 

 

Виталий Котвицкий,

фото автора и производителей


Эх, прокачу по… лестнице

Тем, кто хотя бы раз пережил заселение в необорудованный лифтом многоэтажный дом, эта проблема известна и понятна - весьма затруднительно поднять на четвертый или пятый этаж «хрущевки» пианино, или в офисное здание старой постройки - оргтехнику, сейфы и прочее.

Решить проблему можно при наличии специальной техники, способной работать даже на узких лестничных маршах. В прошлом году такая в России появилась, в Европе она уже стала популярной, хотя и там ее внедрение началось сравнительно недавно. На одной из прошлогодних специализированных выставок в Москве неподдельный интерес вызвал гидравлический «такелажник» Pianoplan 600. Он спроектирован специально для механизированной доставки крупногабаритного или ценного груза по лестничным маршам.

В России подъемник Pianoplan 600 представлен как новинка. Спрос не очень большой, но интерес к ней появился. Если изначально Pianoplan разрабатывался под конкретную задачу для перемещения пианино, то со временем его применение стало многоотраслевым.

Сейчас имеется три модели с горизонтальными, стандартными и вертикальными платформами. У всех версий гусеничный движитель. Каждая модель отличается гидравлическим оборудованием, с помощью которого идет управление платформой, балансировкой нагрузки, включая ее вертикальное, горизонтальное положение. Гидравлический цилиндрический сегмент расположен в нижней части машины, которая в зависимости от модели весит до 345 кг.

Грузоподъемный диапазон любой из модели не превышает 600 кг. Для привода ходовой базы и работы гидравлического оборудования, которые имеют отдельные двигатели, используются две мощные аккумуляторные батареи. От них питается и электромагнитная тормозная система. Емкости от зарядки Pianoplan хватает для автономного режима поднятия груза до 50 этажей.

На такую высоту Pianoplan практически никогда ничего не поднимал лишь по той причине, что высотные здания имеют грузовые лифты. Паспортная емкость аккумулятора с ресурсом на 50 этажей свидетельствует о том, что подъемник может без подзарядки десять раз подняться с грузом на пятый этаж или пять раз на десятый. По времени сопоставимо с одной сменой работы грузчиков. Правда следует учесть, что при использовании лестничного подъемника задействуется только один-два человека, а не бригада рабочих.

Компактные размеры подъемника (длина 1,28, ширина 0,54 м) идеально подходят для работы в условиях ограниченного пространства. В наших «хрущевках» ему для поворота нужно всего-то 85 сантиметров. Такие габариты позволяют взобраться с грузом наверх, развернуться и войти в дверной проем.

Если размеры лестничных маршей, коридоров и дверных проемов позволяют, то подъемник способен тащить вверх или вниз предметы/грузы, которые выступают за пределы платформы. Аналогичные допуски возможны и по высоте груза. В таком случае груз дополнительно фиксируется в держателях платформы крепежными ремнями с механизмом их натяжения.

 

«Малолитражка» высокого подъема

Привлекательность «такелажника» не только в компактных габаритах, но и в электрическом приводе. Он отвечает всем требованиям экологической безопасности при проведении работ, исключает дискомфортное воздействие выхлопными газами и издает лишь неназойливый шум. Два 12-вольтовых аккумулятора емкостью 65 Ач и мощностью 700 Вт каждый емкость пополняют за 3-4 часа.

Открывает линейку модельного ряда самоходных лестничных подъемников Pianoplan 600 SPEEDY «S» стандартного исполнения. С буквенным индексом «O» машина с горизонтальной подъемной платформой, а в версии «V» - с вертикальной.

Практически все модели имеют одинаковый размер грузовой площадки – 1205 х 430 мм. Исключение есть только по длине у вертикальной платформы Pianoplan 600 SPEEDY V, где в минимальном габарите может стоять стандартный размер на 1205, а в максимальном – 1605 мм при той же ширине в 430 мм.

Все пусковые элементы управления расположены на Т-образной рулевой стойке подвижного типа. Эргономика всего поста управления, который включает джойстик, кнопочные и клавишные регуляторы, удобная, представляет собой упрощенную версию складской тележки. Команды контролируются электронным компенсатором, который гасит все резкие манипуляции оператора, переводит их в плавные и точные движения.

Привлекает и электромагнитная тормозная система тягового привода. Она не позволяет самоходной подъемной машине произвольно скатываться вниз даже с максимально нагруженной платформой. Главное, чтобы сам груз был на ней хорошо зафиксирован и закреплен.

 В сегменте сверхмалой механизации


Pianoplan 600 оправданно относят к сложной малоформатной технике, однако торговая площадка пестрит самыми простенькими подъемниками, облегчающих подъем по лестничным маршам груза массой до 50 кг.

Такие средства малой механизации аналогичны складным двухколесным тележкам серии AT, TR или дачно-дорожного типа. Здесь прочнее конструкция: может быть телескопическая или цельная дуга поручня, вместо одинарного колеса с каждой стороны стоит тройной колесный блок. Именно он принимает всю нагрузку при перемещении груза вверх или вниз по ступенькам. Человеку достаточно лишь правильно центровать нагрузки на вращающийся блок, перераспределяя вес то на одно, то на другое колесо путем небольшого усилия и наклона тачки на себя и от себя.

 Здесь трубчатые конструкции, сведенные в один блок три колеса. Грузоподъемность на такую тележку по горизонтальной плоскости 110-118 кг, все зависит от размера труб, применяемого металла и типоразмера колес. Может применяться как экструдированный алюминий, так и трубчатая сталь, покрытая эпоксидным порошком.

В режиме подъема по ступенькам нагрузка на ручную платформу увеличивается, что требует большей мускульной силы. В большинстве случаев рекомендуемая масса груза не превышает 50 кг, с которыми при подъеме вверх или спуске вниз легко управляется один человек.

 Обычно используются бескамерные резиновые шины. Попытки применить полимерные колеса успехом не увенчались, поскольку при перекатывании с одной точки прилегания на другую ощущалась жесткая амортизация. Резиновая ошиновка мягче и менее агрессивна для хрупкого груза с элементами стекла или точно настроенных приборов.

При всей простоте конструкции наше машиностроение выпуск таких средств малой механизации массово не освоило. Службы доставки торговых центров при доставке покупателю крупногабаритных бытовых товаров пользуются универсальными импортными тележками.

 Затрагивая тему лестничных подъемников, нельзя обойти вниманием еще одну группу машин такого предназначения - мобильных установок для инвалидов. Правда, это сегмент у нас начали развивать тоже недавно и только на импортной основе.

 

«Малолитражки» пассажирского исполнения


 На рынке России сегмент мобильных подъемников для инвалидов наиболее широко и профессионально продвигает ООО «Лифтовая компания «АФОНСКАЯ» (Санкт-Петербург), которая представляет интересы сразу нескольких мировых производителей гусеничных и колесных подъемных устройств. Среди них брендовые  Shepra N 901, Trans, LG 2004, YACK № 911.

Частично в этот список можно включить подъемник Run, но это устройство не столько для колясочной атрибутики, сколько эвакуационное, предназначено для быстрой и безопасной эвакуации пострадавших и инвалидов вниз по лестнице в чрезвычайной ситуации как в сидячем, так и в лежачем положении. За счет запатентованной системы регулирования скорости и торможения эвакуировать тяжеловесного пассажира под силу даже старшекласснику.

 Практически все подъемники для оказания помощи инвалидам разработаны с усиленной системой регулирования скорости и увеличенными электромагнитными тормозными свойствами с дублирующей автоматической системой торможения в случае аварийной остановки или сбоя в системе питания.

К примеру, гусеничный подъемник Shepra N 901 приводится в движение электроприводом, работающим на аккумуляторных батареях (2 х12 Вольт / 12 ампер), и управляется контроллером плавного запуска и остановки. В отличие от грузового, пассажирский подъемник для инвалидов имеет не очень большой запас хода, рассчитан на несколько циклов подъема и спуска, в среднем это не более 800 ступенек.

Пост управления эргономичный, кнопки управления и аварийные кнопки находятся на выдвижной рукоятке. Зарядное аккумуляторное устройство вмонтировано внутри корпуса подъемника, уровень зарядки аккумуляторных батарей отражается на панели управления. Для полной зарядки полностью разряженной батареи необходимо 8-9 часов.

Подъемники для инвалидов несколько сложнее по конструкции. Это видно по устройствам для помощи активному инвалиду, который в кресле-коляске преодолевает лестничные марши без посторонней помощи. Подъемник Stairmax устроен так, что пользователь способен самостоятельно закрепить коляску на нем, подъехать к лестнице и подняться по ней, маневрируя на промежуточных площадках.

 Движение по ступеням осуществляется на гусеницах, колеса кресла-коляски подняты по отношению к гусеницам. Для движения по горизонтальной поверхности и маневрирования кресло-коляска опускается на колеса с опорой на задний ролик подъемного устройства, гусеницы при этом подняты над поверхностью пола и не используются. Благодаря этому, маневренность кресла-коляски остается прежней, даже с прикрепленным к нему подъемным устройством.