Актуальная тема "Многострадальный техосмотр"


 

 

По требованиям безопасности допуск автотранспортных средств к эксплуатации возможен только  после проведения технического осмотра. Но представить себе данную процедуру в России без коррупционной составляющей крайне сложно. Между тем, зарубежные специалисты давно решили эту проблему. Может, пора воспользоваться их опытом?

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

 

Как у них

Хочу быть понятым правильно: я не преклоняюсь перед Западом абсолютно во всем, но в данном случае считаю европейский опыт полезным.

 

Например, в Великобритании проведение техосмотра автотранспорта осуществляет транспортное сервисное агентство VOSA, а надзор за процедурой возложен на департамент правительства по транспорту Government DTF. Первый технический осмотр автомобиля проводят через 3 года, а затем ежегодно. По срокам и у нас такой же подход, только передача полномочий по выдаче техталона страховым компаниям на деле вышла боком – за определенную мзду техталон стали получать и жук, и жаба, а безопасности от этого на дорогах не прибавилось.

 

В Германии проведение техосмотра взяли на себя частные компании TÜV, DEKRA, GTÜ, а полномочия надзирающего органа переданы немецкому автотранспортному контролю Kraftfahrt Bundesamt. Первая проверка автотранспортного средства выполняется через 3 года, а затем – через каждые 2 года. На взгляд международных экспертов, это один из наиболее взвешенных и практичных подходов.

 

Во Франции проведение техосмотра доверено частным фирмам в лице аккредитованных сервисов DEKRA и Autosur, а надзирающим органом является автомототехническое сообщество UTAC. Первый техосмотр осуществляют через 4 года после постановки транспортного средства на учет, а затем раз в два года. Как говорится, есть над чем подумать, но с учетом специфики наших дорог и условий эксплуатации первая техническая проверка через 4 года – это роскошь. На мой взгляд, действующая норма в 3 года наиболее оптимальна.

 

Проведение техосмотра в Японии возложено на организацию по инспекции автотранспорта LMVIO, а роль надзорного органа выполняет национальное агентство по транспортной инспекции NAVI. Здесь сроки проведения техосмотра такие же, как в Германии: первоначально через 3 года после постановки на учет в полиции, а затем раз в 2 года.

 

Любопытной стороной процедуры является ее стоимость. В Европе она более-менее одинакова и составляет 50 евро в Германии и 60 евро в Великобритании (без учета разницы в курсе фунта стерлингов и евро). Что же касается Японии, то там техосмотр – настоящая роскошь: в пересчете с йены на европейскую валюту он оценивается в 600 евро.

 

 

Наша Russia

Известно, что в РФ проверка технического состояния легковых машин проводится через 3 года после регистрации в ГИБДД, затем каждые 2 года, а начиная с семилетнего возраста – раз в год.

 

Для коммерческих автомобилей разрешенной максимальной массой более 3,5 т и прицепов к грузовым автомобилям обязательный техосмотр проводится раз в год. С такой же периодичностью проверяются АТС, оборудованные устройствами для подачи специальных световых сигналов и обучения вождению.

 

Самый короткий интервал между техосмотром заложен для автобусов, микроавтобусов, такси и другого транспорта, осуществляющего пассажирские перевозки – каждые 6 месяцев. Раз в полгода должны проходить технический контроль специализированные автотранспортные средства и прицепы к ним, предназначенные для перевозки опасных грузов.

 

Однако специалисты отмечают: даже новое вводимое в эксплуатацию транспортное средство может иметь производственные дефекты, скажем, несоответствующую нормам регулировку тормозной системы или неправильную установку световых приборов. Вот почему первый техосмотр необходимо проводить уже при предпродажной подготовке. Есть и сроки выполнения процедуры: согласно рекомендациям Минтранса РФ, время проведения техосмотра для легкового автомобиля должно составлять не более 43 мин., а грузовика или автобуса – не более 63 мин. Впрочем, проблема не в этом.

 

Большую часть российского автопарка составляют машины устаревших конструкций. Это не только отечественные «жигули», «москвичи» и «волги», но и ввезенные из-за рубежа иномарки со значительной выработкой ресурса. По имеющейся статистике, более половины автотранспортных средств находятся в эксплуатации свыше 10 лет, а это неблагоприятно сказывается на их эксплуатационной безопасности.

 

Даже не специалисты знают, что по мере выработки ресурса АТС даже при нормальных условиях эксплуатации в машине происходит накопление механических и усталостных повреждений, воздействие коррозии, изменение физико-химических свойств их деталей. Кроме того, эксплуатационная безопасность снижается в результате использования неоригинальных запчастей, ошибок при выполнении ТО и ремонта. В выработавших установленный ресурс авто могут появляться случайные и обычно не поддающиеся выявлению и устранению дефекты.

 

По данным выборочных исследований, примерно 35 % АТС, участвующих в дорожном движении в России, не соответствуют установленным требованиям к их техническому состоянию и имеют по одной и более опасной неисправности. Есть и другой показатель: ежегодно при ДТП в нашей стране погибает 27 тыс. человек, а сколько из них расстается с жизнью из-за неудовлетворительного технического состояния транспортных средств, неизвестно. За рубежом эта цифра установлена: около 5 % всех ДТП совершено по техническим причинам (отказ рулевого управления, выход из строя тормозов и т. п.). В России такая статистика, к сожалению, не ведется. Между тем, настало время по-новому взглянуть на проблемы аварийности, смертности и травматизма на дорогах: на этот раз – через призму технического осмотра.

 

По мнению общественности, настало время решительных действий. Нельзя мириться с тем, что техталон можно запросто купить без проверки технического состояния транспортного средства. Для обеспечения безопасности необходим комплекс мер по отстранению от дорожного движения АТС в неудовлетворительном техническом состоянии. И кроме собственно техосмотра нужно узаконить проверки в промежутке между плановыми осмотрами.

 

Эксперты полагают, что в краткосрочной перспективе в России целесообразно серьезно доработать требования к техническому осмотру дорожно-строительных машин, причем нужно наконец-то разработать профессиональную диагностическую карту.

 

Эх, если бы все было так просто…

 

 

Пилим сук…

…на котором сидим. К сожалению, пока получается так. Эксперты отрасли считают, что для пользы дела нужно в обязательном порядке принять постановление Правительства РФ, законодательно защищающее специализированные пункты и станции технического осмотра, где данный вид деятельности является единственно возможным.

 

Уже не секрет, что поторопившись с принятием Федерального закона № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные акты Российской Федерации», мы сами себе подсуропили. Этот документ допустил до проведения технического осмотра автосервисы, дилерские предприятия и автосалоны. В результате специализированные пункты и станции технического осмотра лишились хлеба насущного и стали неконкурентоспособными. И кто от этого выиграл?!

 

Ответ виден на примере Северо-Западного региона. Достаточно вспомнить финнов, которые намеревались построить в Санкт-Петербурге 15 современных станций технического обслуживания, отвечающих всем международным стандартам. А в результате бизнесмены убрались восвояси…

 

 

Законопроект – в Госдуме

Впрочем, процесс не стоит на месте. В Госдуму Федерального собрания РФ шестого созыва были внесены конкретные предложения по улучшению ситуации. В частности, председатель Комитета по финансовому рынку и его первый заместитель внесли законопроект о поправках.

 

Один из пунктов касается необходимости обязательного введения краткосрочного страхования ОСАГО на 15 дней для тех, кто едет к месту регистрации транспортного средства или на пункт проведения техосмотра. Сегодня владельцу машины, купившему ее с истекшим сроком техосмотра, разрешается эксплуатировать ее в течение 10 дней. За это время хозяин должен пройти техосмотр, купить полис ОСАГО и поставить авто на учет. Но если за это время по его вине произойдет ДТП, то второй участник аварии не сможет обратиться ни в свою, ни в чужую компанию за возмещением ущерба. Выход у него только один – идти в суд, а это занимает уйму времени и отнимает много сил. Ну, а само возмещение ущерба растягивается на годы. Этот перекос можно и нужно устранить.

 

Второе предложение касается установки сроков проведения техосмотра для прицепов и полуприцепов полно массой свыше 3,5 т (в ФЗ № 170 прописаны до 3,5 т).

 

Третий аспект инициативы заключается в том, что смена собственника АТС не должна влиять на длительность действия талона технического смотра. Сейчас же при смене собственника период действия техталона сокращается до шести месяцев, а это не совсем справедливо.

 

 

Что надо менять

Специалисты и, в частности, руководитель научно-исследовательских и образовательных программ Научно-исследовательского и учебного центра диагностики и технологии ремонта автотранспортных средств, сельскохозяйственных и дорожно-строительных машин иностранного и отечественного производства Константин Львович Гаврилов считает, что процесс проведения техосмотра в России нужно коренным образом менять.

 

По его мнению, монополизация проведения техосмотра и передача его под контроль только Российского Союза Автостраховщиков (РСА) нецелесообразна. Стоит обратиться к опыту крупнейших в мире экспертных организаций, специализирующихся на техосмотре: TÜV, DEKRA, GTÜ. Их компетентность в сфере экспертно-консультационной деятельности на автомобильном транспорте и спецтехнике не вызывает сомнений. И результат виден на дорогах: в Европе вы вряд ли увидите чадящий сажей грузовик, трактор без тормозов или автобус с вываливающимися на ходу стеклами. Сколько у нас дряхлой техники, не отвечающей элементарным требованиям техники безопасности, думаю, и говорить не стоит…

 

Аналитики сходятся во мнении, что собственник транспортных средств не должен иметь права проводить их техосмотр у себя. По понятным причинам недопустимо разрешать открытие станций технического осмотра и структурам, занимающимся, например, пассажирскими перевозками.

 

Отдельно стоит проблема повышения безопасности технического состояния специальных и специализированных автомобилей, перевозящих крупногабаритные, тяжеловесные и опасные грузы. С этой целью эксперты предлагают принять ряд мер. Например, регламентировать в ФЗ № 170 требования к производственной базе, оборудованию, технологическим процессам и профессиональной компетентности контролеров. Для этого нужно переработать приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г.

 

Важно проводить техосмотр исходя не только из времени, но и из реального пробега автомобиля. По мнению знатоков, все АТС, выполняющие перевозку пассажиров и грузов, должны проходить техосмотр после каждого планового обслуживания, связанного с обеспечением безопасности, т. е. через каждые 20, 40 или 60 тыс. км.

 

Напрашивается необходимость существенной доработки диагностической карты (приложение № 3 к постановлению Правительства РФ № 10078 от 1 января 2012 г. «О проведении технического осмотра транспортных средств»). В частности, нужно ввести требования к специальным и специализированным автотранспортным средствам, которых сейчас в документе нет.

 

Должен быть установлен и четко определен ресурс АТС и предусмотрено возможное ухудшение его показателей с течением времени. Отсюда – потребность в регламентировании содержания документации по эксплуатации. В регламенте нуждается и система проверок, включая выборочный контроль безопасности технического состояния АТС на дорогах. Неплохо бы законодательно определить не только перечень и содержание регламентных работ, но и выходной контроль.

 

Чрезвычайно важно в регламентацию порядка проведения техосмотра ввести персональную ответственность контролеров перед надзирающими органами и разграничить ее с ответственностью их руководителей.

 

Наконец, на повестку дня просится создание профессиональной экспертной организации, независимой от РСА. На ее плечи можно и нужно возложить аккредитацию организаций, проводящих техосмотр, включая проверку профессионализма их сотрудников и наличия диагностического оборудования. Им же следует поручить постоянный мониторинг качества проведения технического осмотра на всей территории страны. Необходимо, чтобы все желающие проводить технический осмотр проходили полноценную аккредитацию на месте, а не по документам. А для этого, как считают специалисты, требуется провести «антикоррупционную» экспертизу данного положения ФЗ № 170.

 

Словом, работы по техосмотру в России – непочатый край. В обществе есть понимание важности таких перемен и, как говорится, глаза страшат, а руки – делают. Хорошо бы, чтобы в этот процесс включились еще и головы чиновников!