Безопасность "Шведский подход"


 

Компания Volvo Trucks давно могла бы стать завсегдатаем Книги рекордов Гиннеса в области разработки систем безопасности для грузового автотранспорта, да только подобные достижения популярное издание не регистрирует. Между тем, со времени начала в прошедшем десятилетии серийного производства многих из них счет установленным комплексам идет на тысячи штук. Это эквивалентно сотням предотвращенных ДТП, тысячам спасенных жизней и миллионам сэкономленных евро. Я сам имел возможность убедиться в эффективности современной электроники на борту седельных тягачей шведского производства.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Почему Питер?

…Микроавтобус лихо свернул на заправку, на выезде из которой нас уже ждал автопоезд с «головой» то ли горчичного, то ли ярко-лимонного цвета с эффектом «металлик». С виду – обычный «вольвешник» последнего поколения, только в наклейках с изображением манекена. Это и есть подсказка – намек на повышенный уровень безопасности.

Оказывается, что для демонстрации возможностей технического оснащения грузовиков Volvo FH системами активной безопасности в Гётеборге был заказан седельный тягач, на который установили практически все, что доступно в качестве опций. Оклейку машины белой пленкой с рисунком осуществляли в Москве. Почему демонстрация проходила в Санкт-Петербурге, стало ясно после разговора с представителями компании.

Шесть из десяти машин в июне 2012 г. отгружали в 10 самых активных по приобретению новых Volvo регионов. Наиболее емкие по количеству приобретаемой техники регионы – Северо-Западный и Центральный федеральные округа. Проведение тестовых заездов и мероприятий вроде «Дня Вольво» в северной столице не случайно: именно здесь продается каждый восьмой новый грузовик Volvo. Вместе с Ленинградской областью шведские тяжеловозы для перевозочного бизнеса берет почти каждый шестой перевозчик. Москва и Московская область оплачивают каждый пятый грузовик, а Смоленская область – каждый двенадцатый.

 

Пассивные элементы

Грузовики Volvo уже несколько десятилетий являют собой пример лучших конструкторских решений с точки зрения пассивной безопасности. У них прочная структура каркаса кабины, легкая и в то же время достаточно жесткая. Она проверена самыми жесткими испытаниями на удар и опрокидывание.

Как и у лучших образцов европейских грузовиков, шведские машины оснащают преднатяжителями ремней безопасности для водителя и пассажира, подушкой безопасности для сидящего за рулем. Кроме того, есть система пожаротушения моторного отсека и датчик задымленности кабины.

Но только перечисленных средств для безопасности перевозок современными автопоездами недостаточно, и фирмы широко применяют системы активной безопасности – то, ради чего меня и пригласили в Питер.

 

Весомый актив

Самые старые по времени разработки системы активной безопасности сегодня являются серийными и устанавливаются на грузовики без дополнительной платы. Это антиблокировочная система тормозов ABS, электронно-управляемая тормозная система EBS, система курсовой устойчивости ESP.

Более поздние электронные помощники доступны в качестве опций. Это система помощи при перестроении LCS, система поддержания заданной полосы движения LSS, адаптивный круиз-контроль ACC, датчик дождя, поворотные фары CS-Light с функцией подсветки поворотов, электронный замок Alcolock, система предупреждения водителя DAS.

Большинство систем не относится к разряду дешевых, и стоимость некоторых из них доходит до нескольких тысяч евро. Убедить перевозчиков нести столь ощутимые траты непросто, тем не менее, продажи комплексов из года в год растут по всему миру. Даже в России, где отношение к большинству таких устройств откровенно скептическое, наконец-то дело сдвинулось с мертвой точки.

Во время проведения тест-драйва была распространена информация о продажах систем безопасности в России и по всему миру. Здесь мы, увы, не впереди планеты всей, но постепенно улучшаем статистику. Самые востребованные опции в области систем активной безопасности у российских перевозчиков – поворотные фонари CS-Light и датчик дождя Rain Sensor, счет которым идет на сотни. Счет продажам других устройств идет на десятки. Но львиная доля новейших шведских помощников пока продается в РФ очень плохо – количество отдельных реализованных систем можно сосчитать буквально по пальцам одной руки.

 

Продажи адаптивного круиз-контроля (АСС)

 

Начало продаж – сентябрь 2003 г.

Всего в мире*

Германия

Франция

Нидерланды

Великобритания

Дания

Россия

8 568

3 256

645

520

487

391

39

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи встроенного на заводе алкотестера (Alcolock)

 

Начало продаж – ноябрь 2007 г.

Всего в мире*

Швеция

Франция

Бразилия

Чили

Норвегия

Россия

2 962

1 929

491

149

72

55

3

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи поворотных фонарей (CS-Light)

 

Начало продаж – июнь 2008 г.

Всего в мире*

Германия

Швеция

Нидерланды

Норвегия

Россия

35 965

4 787

3 362

2 756

2 410

851

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи системы слежения за разметкой (LCC)

 

Начало продаж – сентябрь 2007 г.

Всего в мире*

Германия

Чили

Италия

Франция

Бразилия

Россия

8 784

2 448

980

806

652

440

10

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи системы предупреждения водителя (DAS)

 

Начало продаж – сентябрь 2008 г.

Всего в мире*

Германия

Чили

Италия

Франция

Бразилия

Россия

6 882

2 020

973

675

472

431

3

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи системы поддержки при смене полосы движения (LCS)

 

Начало продаж – июнь 2008 г.

Всего в мире*

Италия

Германия

Чили

Франция

Нидерланды

Россия

11 035

2 797

2 190

1 070

725

448

14

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Продажи датчика дождя (Rain Sensor)

 

Начало продаж – июнь 2008 г.

Всего в мире*

Бразилия

Германия

Швеция

Норвегия

Израиль

Россия

34 241

5 083

4 101

3 314

2 401

1 943

446

Примечание. *Статистика для моделей Volvo FM/FH по результатам анализа на 08.06.2012 г.

 

Мировой опыт

На практике доказано: cистемы активной безопасности Volvo Trucks снижают риск ДТП на 15 %. Это подтверждают результаты европейских полевых испытаний под названием EuroFOT (FOT – Field Operation Test или испытания в полевых условиях). Данный проект стартовал почти четыре года назад. В нем принимали участие 28 партнеров под эгидой ЕС с целью изучения систем легковых и грузовых автомобилей, которые предотвращают или снижают риск ДТП и делают вождение более эффективным и безопасным.

Volvo Trucks совместно с Volvo Car Corporation и Технологическим университетом Чамберса представляли в этом проекте Швецию. Всего в тестовых испытаниях было задействовано свыше тысячи автомобилей. В рамках проекта исследовали 30 грузовых автомобилей двух операторов: «DHL Tradeteam» (Великобритания) и «Nijhof Wassink» (Нидерланды). Внимание уделялось эффективности трех систем: адаптивного круиз-контроля, оповещения о возможном столкновении и сохранения полосы движения.

Тесты показали, что совместное использование систем адаптивного круиз-контроля АСС (Adaptive Cruise Control) и оповещения о возможном столкновении FCW (Forward Collision Warning) позволяет сократить риск ДТП на величину до 15 %. Более того, существует потенциал к увеличению этого значения поскольку, как правило, эти системы задействуются водителями не постоянно.

Система сохранения полосы движения LKS (Lane Keeping Support) зарекомендовала себя в тестах с наилучшей стороны, однако статистической базы в данный момент недостаточно, чтобы делать далеко идущие выводы. Как факт доказано, что эта система помогает водителю управлять грузовым транспортным средством более плавно и аккуратно, а процентные значения будут установлены позднее.

Подтверждено, что ни одна из систем активной безопасности Volvo Trucks не дала негативного эффекта, влияющего на ухудшение восприятия водителем дорожной обстановки и отвлекающего его от управления грузовым автомобилем. И это не субъективная оценка: во время тестовых испытаний каждый грузовик был оснащен пятью камерами видеонаблюдения, которые располагались спереди, по направлению взгляда водителя на дорогу, над водителем для слежения за его поведением за рулем и отдельно – для слежения за движением его глаз. Камера в «мертвой зоне» со стороны пассажира, у правой ноги водителя снимала все ее перемещения. Всего отснято 70 террабайт уникального видео, охватывающего почти четыре года эксплуатации автомобилей и свыше 4 млн. пройденных километров. В общем, сомневаться в достоверности данных не приходится.

 

Польза очевидна. Или нет?

Практика использования систем активной безопасности российскими перевозчиками пока невелика, и потому приходится больше ориентироваться на собственный опыт и ощущения.

Одна из самых полезных систем, на мой взгляд, это АСС или адаптивный круиз-контроль. Он позволяет задать скорость и дистанцию до впереди идущего транспортного средства в попутном направлении, а дальше электроника берет на себя функцию автоматически сохранять эти параметры. При необходимости блок управления дает команды на подачу топлива и работу тормозных механизмов. АСС может использовать вспомогательную и основную тормозные системы, обеспечивая замедление до 2 м/с2.

Конечно, нужно отдавать себе отчет в том, что АСС – не панацея от дорожных инцидентов, а просто дополнительная страховка для водителя. Кроме того, к устройству нужно привыкнуть – только в этом случае оно принесет пользу. Если же уверенных навыков нет, то польза от него будет невелика.

То же самое можно сказать и применительно к системе слежения за разметкой LSS. Ее основная область применения – магистральные перевозки с высокими скоростями и монотонностью движения, например, на магистрали М1 Е30 Москва – Брест. При выключенном указателе поворота и нарушении рядности движения на скорости более 60 км/ч LSS подает звуковой сигнал и дублирует информацию на дисплее. Иногда этого достаточно, чтобы водитель с рассеянным вниманием взбодрился и сконцентрировался, но не всегда. Беда в том, что система не всесильна: она не различает разметку под снежным накатом и льдом, «не видит» желтые полосы временной разметки и «не читает» плохо нанесенные и истертые линии белого цвета. Проще говоря, в российских условиях она вроде бы не очень актуальна. Но если разобраться, устройство очень полезное.

Всем известна проблема «мертвых зон». Сколько из-за этого происходило коллизий! Но, оказывается, есть устройство, которое помогает их избегать - это система поддержки при смене полосы движения LCS. Она помогает водителю при перестроении на соседнюю полосу в сторону пассажира, т. е. справа. Встроенный радар отслеживает наличие машин в «мертвой зоне» диапазоном 150 градусов. По сути, электроника сканирует пространство в радиусе 3,5 м от кабины грузовика. LCS активируется при скорости более 35 км/ч и включенном указателе поворота. То есть при маневре с выключенным «поворотником» она не работает. В случае возникновения опасности раздается звуковой сигнал, а на правой передней стойке кабины загорается световой «глазок» оранжевого цвета. Таким образом, LCS помогает предотвратить столкновение с транспортом попутного направления, а такие ситуации могут возникнуть, скажем, при попытке другого водителя обогнать автопоезд справа.

Большое число аварий на трассах происходит из-за банального переутомления водителя. Человек за рулем устает и засыпает, а в результате – съезд в кювет, опрокидывание или самое страшное – выезд на встречную полосу и лобовое столкновение. И здесь на помощь перевозчику приходит очень прогрессивная и полезная штука – система предупреждения водителя DAS. Она отслеживает поведение водителя и положение автомобиля относительно разметки и края проезжей части. Настойка дисплея показывает утомленности водителя от первой до пятой степени. Она берет в расчет количество морганий глазами, соблюдение рядности движения и выдает подсказки вроде: «Время выпить чашку кофе». Правда, делает она это на английском языке: «Time for a break». Все хорошо в этой системе, но она поставляется только совместно с системой LSS, а такую роскошь себе могут позволить далеко не все транспортные предприятия РФ.

 

«Второй эшелон»

Крупные компании нет-нет, да и сталкивались с проблемой пьянства за рулем. Даже водители-международники и то периодически позволяют себе «расслабиться» за рубежом, срывая сроки доставки груза и рискуя сохранностью дорогостоящих грузов. Как с этим бороться? С помощью системы Alcolock.

Этот «алкозамок» был придуман уже в новом тысячелетии, и на грузовиках Volvo используется с ноября 2007-го - менее пяти лет. Он представляет собой встроенный в автомобиль прямо на заводе алкотестер, связанный с замком зажигания. Основное назначение – не дать запустить двигатель человеку, находящемуся под воздействием алкоголя. Понятно, что теоретически его можно обмануть, например, пустив за руль и попросив дыхнуть в трубочку стороннего человека. Но представить себе картину, при которой в Европе прохожий соглашается помочь потенциально опасному дальнобойщику, просто невозможно – там сразу же вызовут полицию.

В России ситуация иная: «доброжелателей» хоть отбавляй. Но сам факт наличия такого устройства сильно дисциплинирует водителя. Да, на выпитую бутылку кефира или безалкогольного пива прибор не отреагирует, а вот на бокал вина или рюмочку водки – запросто. При обнаружении паров алкоголя запуск двигателя блокируется на одну минуту. А при успешном прохождении теста двигатель можно оживить в течение пяти минут. Кстати, после выключения двигателя в течение 30 минут он может быть запущен снова, уже без использования системы Alcolock. Любопытно, что из трех тысяч алкозамков, проданных во всем мире, в России пока проданы только три штуки. Мы что, меньше всех пьем?

К системам так называемого «второго эшелона», т. е. не таким сложным и дорогим, как, например, адаптивный круиз-контроль, относится датчик дождя. Эта черная пластина, монтируемая внутри кабины в нижней части ветрового стекла, позволяет водителю не отвлекаться на процесс управления стеклоочистителями. Чувствительность датчика можно отрегулировать, и тогда он будет давать команду «дворникам» на включение при маленьких каплях, случайно упавших, скажем, при проезде в туннеле. Штука полезная, недорогая, и потому пользуется большой популярностью.

Есть и такая опция, как поворотные фонари – дополнительные огни, встроенные в нижнюю секцию передних фар и включающиеся при скорости менее 40 км/ч. Функция регулируется отдельной кнопкой на панели приборов, а зажигаются огни одновременно с включением указателя поворота. Днем от них толку нет, а в темное время суток дополнительная подсветка поворота помогает при маневрировании – знаю это по собственному опыту.

 

Не панацея!

…Во время сэфэти-теста на круговой развязке появилась завалившаяся набок фура: то ли водитель входил в поворот на большой скорости, то ли отвлекся от управления. Как бы то ни было, по вине водителя автопоезд закончил свой рейс досрочно.

Поначалу я сказал себе: вот будь на этой сцепке хотя бы половина устройств нашего Volvo FH Safety, инцидента наверняка бы удалось избежать. А потом подумал: а при чем тут устройства безопасности?! Да, в большинстве случаев они помогают, но это отнюдь не стопроцентная гарантия от ДТП. Как известно, защиту от дурака еще никто не придумал. А Россия как раз и славится двумя «бедами», и самое страшное, когда одна «беда» выезжает на другую…

Тем не менее, что касается меня, то при наличии средств я бы обеспечил свой автопарк самыми необходимыми системами активной безопасности, и в первую очередь – такими, как адаптивный круиз-контроль ACC и система поддержки при смене полосы движения LCS. Пожалуй, можно раскошелиться и на Alcolock. В конце концов, когда-то директора предприятий мирились со сливом топлива и левыми рейсами, а сейчас используют системы мониторинга и спутниковой навигации. Прогресс неумолим, и я не удивлюсь, если через несколько лет большинство ныне опционных систем станут серийными. Европейское законодательство медленно, но уверенно движется в этом направлении. И мы когда-нибудь научимся ценить людские жизни больше, чем «железо» и деньги.