Конференции "Москва приняла Эстафету ОПТОСОЗ"


 

В течение двух дней, 7 и 8 июня, в российской столице работал Международный семинар «Устойчивое развитие городских транспортных систем: вызовы и возможности». Он прошел в НИИАТе в рамках Общеевропейской программы по транспорту, окружающей среде и охране здоровья и стал частью «Эстафеты ОПТОСОЗ», которая состоит из ряда международных мероприятий в разных странах.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Чьи флаги в гости к нам?

Старт проекта состоялся в январе 2009-го в Амстердаме. Затем его поддержали тематическими семинарами в Пругонице, Чешская Республика (сентябрь 2009-го), Скопье, Македония (июнь 2010-го), Батуми, Грузия (сентябрь 2010-го) и Киеве, Украина (июнь 2011-го). От коллег из Киева эстафету в июне 2012-го уже в Москве принял заместитель мэра Москвы в правительстве Москвы – Николай Лямов. Тем самым Россия подтвердила свою готовность участвовать в не только в общеевропейских, но и в мировых проектах. В московской части эстафеты в семинаре приняли участие более 200 человек из Австрии, Нидерландов, Норвегии, США, Франции, Японии – всего из 13 стран, а также из 29 регионов России.

Партнерами Международного семинара стали: ЗАО «Нефтегазоптимизация», ЗАО «Штрих М», ОАО «Калужский завод телеграфной аппаратуры», реставрационная мастерская «КамышМаш», Межрегиональная ассоциация автомобильных школ. Думается, что по мере роста популярности таких мероприятий в нашей стране деловых партнеров будет становиться больше год от года.

С приветственным словом к участникам обратился заместитель министра транспорта Николай Асаул. Он отметил, что проблемы экологии, охраны здоровья населения занимают ведущее место в повестке дня большинства национальных правительств и авторитетных международных организаций. Этим вопросам ежегодно посвящается большое количество международных и национальных форумов и конференций с участием ведущих ученых и специалистов. Одной из тем, которая неизменно находится в фокусе таких дискуссий, является роль транспорта в формировании комфортных, экологически устойчивых и безопасных условий жизни в городах. Именно поэтому главной темой семинара стали вопросы внедрения интегрированных подходов к формированию политики в области устойчивого развития городского транспорта.
Участники обсудили темы, касающиеся обеспечения устойчивой городской мобильности в России, влияния автомобильного транспорта на здоровье населения и состояние окружающей среды в городах, планирования и управления транспортом для создания привлекательной для жизни городской среды, а также возможности применения новых технологий для достижения устойчивого развития транспортных систем в крупных и средних городах.

 

Глобальная проблематика

В первой сессии с докладами о проблемах устойчивой городской мобильности в России выступили специалисты ОАО «НИИАТ» и, в частности, профессор, к.т.н. Вадим Донченко. Содержательные доклады сделали: от ГУП «НИиПИ Генплана Москвы» – к.т.н. Елена Боровик, от Российского государственного строительного университета – профессор, д.т.н. Владимир Зырянов и председатель Комитета по транспортно-транзитной политике правительства Санкт-Петербурга Алексей Бакирей.

Вторая сессия была целиком посвящена влиянию автомобильного транспорта на здоровье населения. Опытом своих стран поделились технический директор Европейского центра окружающей среды и охраны здоровья ВОЗ Пьерпаоло Муду (Германия) и председатель Бюро Управляющего Комитета ОПТОСОЗ, генеральный инспектор Министерства экологии и устойчивого развития Франции Филипп Малер.

О ситуации в России рассказали директор ГПБУ «Мосэкомониторинг» Департамента природопользования г. Москвы, к.т.н. Евгения Семутникова и начальник отдела акустических исследований Департамента экологических обоснований проектной деятельности ЗАО «Нефтегазоптимизация» Наталья Тюрина.

На тему управления транспортом для создания устойчивой городской среды  в третьей сессии дискутировали специалисты Научно-исследовательского института CERTU Министерства экологии и устойчивого развития Франции Мурьель Мариотто, Директората по транспорту – Эйнар Лиллебье, Международного исследовательского центра по устойчивому городскому транспорту – Йошитсучу Хаяши. По этой же проблематике высказались их коллеги – представители Департамента транспорта г. Нью-Йорка – Линда Бэйли, Министерства земельных и водных ресурсов Австрии – Роберт Талер, Международной организации управления транспортом Германии – Манфред Брейтхаупт.

 

Новейшие технологии

Пожалуй, наибольший интерес у участников вызвала четвертая сессия. Ее посвятили новым технологиям. Практическими наработками делились Винсент Блервок из Международного комитета по разработке  программы Всемирного конгресса по интеллектуальным транспортным системам, Петер Ведекер из Министерства земельных и водных ресурсов Австрии, ректор МАДИ Вячеслав Приходько и его коллега Султан Жанказиев, а также Владимир Крючков из «ИТС-Россия».  

Помимо деловой части программы в рамках семинара представители зарубежных научных институтов провели мастер-класс по экономичному вождению автомобилей (при участии Межрегиональной ассоциации автомобильных школ). Параллельно работала выставка ретро-автомобилей, выпущенных с 1956 по 1972 гг. и предоставленных реставрационной мастерской «КамышМаш». Каждый желающий получил возможность не только ознакомиться с раритетными экспонатами или проехать в качестве пассажира, но и сесть за руль и совершить самостоятельную поездку по небольшому кольцевому маршруту. Кроме того, каждый участник мог также прокатиться на электрическом велосипеде. Эмоций от такой практики было – хоть отбавляй!

После окончания деловой части семинара все участники отправились на экскурсию в «Музей техники Вадима Задорожного» в музее-усадьбе Архангельское.

 

На выходе – польза

По традиции одного дня для обсуждения всех вопросов недостаточно, а потому программа расписана на два дня. И, несмотря на огромную занятость большинства специалистов, количество участников семинара практически не уменьшилось.

В дискуссионных панелях второго дня семинара специалисты России и зарубежья обсудили проблемы общественного транспорта, велосипедного и пешеходного движения. Были затронуты вопросы экологии, статистика гибели и травматизма, рассмотрен опыт европейских городов с удачным решением перечисленных проблем.

В первой сессии по общественному транспорту как альтернативе личным автомобилям опытом делились гости из Казахстана. В числе выступающих оказались руководитель проекта ПРООР/ГЭФ «Устойчивый транспорт города Алматы» Елена Ерзакович, директор Департамента по вопросам транспорта, водных ресурсов и информационно-коммуникационных технологий Всемирного банка Хосе Луис Иригойен, Доминик Брюхвайлер из Центра управления дорожным движением г. Цюриха (Швейцария), Манфред Брейдхаупт из Международной транспортной компании Германии.

Вторая сессия была полностью посвящена велосипедному и пешеходному движению. С докладами выступили и ответили на вопросы из зала Франческа Рачиоппи – главный советник по вопросам политики и программы Управления окружающей среды и здоровья Европейского бюро Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), Минзе Валвиус – генеральный директор холдинга «Международная проектная группа» консалтингового агентства ADVIER из Нидерландов и Хельмут Кох – специалист по планированию дорожного движения из Австрии

В завершающей сессии семинара их коллеги Леннарт Эрландссон (Швеция), Элиза Думитреску (США), Робин Кртуак (Австрия) обсуждали принципы усовершенствования экологических характеристик автотранспортных средств. Специалисты с интересом выслушали сообщения и в перерыве поделились своими соображениями.

Нетрадиционный для России международный и межрегиональный обмен опытом позволил выработать во второй день работы практические рекомендации семинара по развитию велосипедного движения. Специалисты подготовили конкретные предложения по электротранспорту. Оказалась затронутой оптимизация парковочной политики. Наконец, эксперты помогли разобраться в понятии «устойчивое развитие» городских транспортных систем с целью внедрения в регионах России и странах СНГ.

 

Договорились!

В рамках семинара были подписаны соглашения о сотрудничестве ОАО НИИАТ с Украинским Государственным автотранспортным научно-исследовательским и проектным институтом, с Венгерским институтом транспортной науки и Японским международным Центром устойчивого развития транспорта и городов. Организации договорились о реализации лучших современных мировых проектов и передовых практик, развитии совместных научных исследований, совершенствовании научных методик и инструментов для решения проблем в сфере обеспечения функционирования транспортных систем.

Неожиданным символичным подарком директору ОАО «НИИАТ» Игорю Титову от австрийской делегации во главе с Робертом Талером из Министерства земельных и водных ресурсов стал электрический велосипед. По окончании деловой части все участники посетили Ситуационный центр Метрополитена Москвы.

Подробнее о важнейших аспектах в рамках семинара ОПТОСОЗ мы расскажем в одном из следующих выпусков журнала.

 

НА СНИМКАХ:

 

С приветственным словом к участникам семинара обратился заместитель министра транспорта РФ Николай Асаул

 

Николай Лямов, заместитель мэра российской столицы в правительстве Москвы принял эстафету от коллег из Киева в июне 2012-го

 

Профессор, к.т.н. Вадим Донченко выступил с докладом о проблемах устойчивой городской мобильности в России

 

Специалисты Научно-исследовательского института CERTU Министерства экологии и устойчивого развития Франции Мурьель Мариотто и Директората по транспорту – Эйнар Лиллебье дискутировали на тему управления транспортом для создания устойчивой городской среды

 

Семинар привлек внимание российских производителей коммерческого транспорта и, в частности, генерального директора ОАО «КАМАЗ» Сергея Когогина (слева)

 

Пожарный автомобиль REO Fire Engine 1929 г.в. имел рядный 6-цилиндровый двигатель рабочим объемом 4 397 см3 и механическую 3-ступенчатую коробку передач

 

Messerschmitt KR-175 1953 г.в. имел снаряженную массу всего 180 кг и с помощью двигателя объемом 174 см3 и мощностью всего 9 л.с. мог разгоняться до 90 км/ч

 

Один из лучших электромобилей начала прошлого века – Waverley Electric Coupe 1910 г. в. стоил 2 250 долл. США – на 300 долл. меньше, чем популярный Detroit Electric