Мировая премьера "Оранжевое солнце"


 

 

 Знаменитую рок-песню Брюса Спрингстина «Working on the Hi-Way» компания IVECO выбрала в качестве саундтрека и слогана рекламной кампании для вывода на рынок нового флагмана тяжелой гаммы. Stralis Hi-Way – представитель третьего поколения итальянских машин, вслед за первенцем образца 2003 г. и его наследником образца 2007-го. Теперь его будут собирать не в немецком Ульме, а в испанском Мадриде. Для первого знакомства с этим «сеньором» меня пригласили в Италию.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Бремя кризиса

Признаться, появления этой новинки я ожидал только в следующем году. Во-первых, лишь полтора года назад компания вывела на рынок EcoStralis, а во-вторых, все члены «Большой семерки» максимально оттянули премьеры своих машин – взять хотя бы Volvo FH и Renault Magnum последнего поколения, чьи премьеры завязаны на сентябрьский автосалон IAA Nutzfahrzeuge в Ганновере.

Кроме того, автомобильный рынок Европы переживает трудные времена. На официальной презентации Stralis Hi-Way босс компании признался: отрасль испытывает проблемы. Если в 2011 г. IVECO закрыла два завода в Италии и Испании, то до конца 2012-го повесит замки еще на ворота пяти заводов в трех странах: Германии, Австрии, Франции. В Германии остановятся два предприятия, включая крупнейшее в Ульме, где выпускали прежний Stralis. Остальные заводы производили, в основном, пожарную технику под брендом IVECO-Magirus. До конца года будут уволены 1 072 сотрудника в четырех странах. И хотя в ближайшие четыре года руководство компании намерено создать 1 200 новых рабочих мест (в том числе 500 – до конца нынешнего года на заводе в Мадриде), от такой правды веет холодком.

О приближении новой волны кризиса говорит тот факт, что IVECO отказалась от намерения приобрести американскую фирму Navy Star. Цены на автомобили Евро-5 с нынешней осени вырастут на 5 %, а увеличение стоимости IVECO EcoStralis, в зависимости от рынка, составит 7–9 %.

Отрицательную динамику показывают и данные продаж новых тяжелых грузовиков по итогам первых пяти месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Латинской Америке рынок просел на 15 %, в Китае – более чем на 25 %, а в ближайшее время падение достигнет 30 %. В Европе сегмент просел на 5,3 %. Бельгия ушла в минус на 18 %, Испания – на 20,5 %, а Италия – и вовсе на 27,9 %. Из стран Старого Света в плюсе только Великобритания. Падение потребительского спроса отмечается не только в сегменте полной массой свыше 16 т, но и по среднетоннажникам (от 6 до 16 т). В результате рыночная доля IVECO в Западной Европе упала с 8,3 % до 7,4 %. Прежние амбиции – добиться доли в 10 % общего пирога в ближайшие годы, а в обозримой перспективе – и 15 %, похоже, придется забыть. Впрочем, итальянцы говорят, что новый Stralis для того и сделан, чтобы вытащить компанию из трудной полосы.

 

На машине используется стальная рама толщиной 6,7 или 7,7 мм, состоящая из балок С-образного сечения с двойным сужением


Как и на прежней модели, крышка капота не оборудованна замком. Доступ к заправочным емкастям удобный

 

 

 

 

Рабочее место водителя подчинено концепции Hi-comfort и Hi0ergomomics и стало намного уютние и практичние

 

Расходы и доходы

Проект обошелся итальянцам в 300 млн евро, включая 200 млн евро на исследования. Более половины расходов (около 180 млн евро) составили инвестиции в создание системы каталитической нейтрализации Евро-6 без EGR. Еще 70 млн  евро компания намерена вложить в развитие производства в Мадриде (ранее там выпускали строительные шасси), где теперь новый Stralis будут собирать наряду с моделями Trakker и Daily.

До запуска в серийное производство флагман последнего поколения прошел 6 млн км ресурсных тестов и более 11 млн км эксплуатации в компаниях перевозчиков. Была улучшена обработка металла с помощью катафореза: толщину покрытия увеличили на 30 %. Поверхности обработали антикоррозийным материалом Tectyl, чья стойкость к ржавчине сопоставима с корабельным суриком.

Предложения по улучшению продукта сделали 90 % сотрудников IVECO, что позволило на 60 % снизить количество неполадок и отказов. На заводе в Мадриде провели акцию по экономии сырья и материалов, устранению отходов и потерь. Уровень контроля качества вырос на 40 %. Словом, работа проделана титаническая. Она направлена на то, чтобы завоевать клиентов, которые раньше не приобретали грузовики IVECO.

Во время презентации Stralis Hi-Way итальянцы заявили об уменьшении стоимости оригинальных запчастей на 5 %. За счет использования «зеленых» фильтров на 7 % снижена стоимость ТО. Клиентам дан дополнительный год заводской гарантии. По сравнению с предшественником в сопоставимой комплектации почти на 2 % уменьшилось потребление топлива.

При эксплуатации тяжелого грузовика на международных линиях издержки выглядят так: первичные инвестиции (8 %), обслуживание и ремонт (5 %), налоги и сборы (18 %), зарплата водителя (33 %), топливо (36 %). По заверениям итальянцев, объединив высокое качество продукта, комплексные услуги, программы помощи, систему управления парком и тренинги по экономичному вождению, можно на выходе получить хорошую экономию. Как аргумент в пользу выбора Stralis Hi-Way создатели приводят снижение совокупной стоимости его владения на 4 %. Расчет сделан при ежегодном пробеге более 130 тыс. км на протяжении 4 лет.

 

Суперкаб

Визитная карточка Stralis 2012 г. – сменившая просторную ActiveSpace кабина Hi-Way, над которой корпели 250 инженеров под руководством Норберта Хольцера, воплощавшие пожелания дилеров, экспертов и перевозчиков. В итоге коэффициент лобового сопротивления был снижен на 3 %, а заодно уменьшился уровень шума. Кабина Hi-Way внутренним объемом более 10 м3 доступна с высокой и низкой крышей, она может быть оборудована для одного водителя или для водителя и его напарника.

Наряду с самой комфортабельной магистральной кабиной Hi-Way шириной 2 500 мм в качестве альтернативы предлагаются и версии средних кабин шириной 2 300 мм: спальная Hi-Road с высокой и низкой крышей, а также  дневная Hi-Street без спального места с низкой крышей. Для знакомства с ними компания выложила видеоролики на Youtube на пяти самых распространенных языках. В Интернете можно посмотреть и девять фирменных цветов кабины, доступных клиентам: оранжевый, бежевый, синий, желтый, серый, морская волна, белый, красный, зеленый.

Изменений в кабине много и снаружи, и внутри.

Снаружи изменились угловые дефлекторы, решетка радиатора, бампер, солнцезащитный козырек со светодиодными огнями. Новые блок-фары оснащены светодиодными ходовыми огнями DRL и ксеноновыми фарами основного света. На макушке кабины можно встретить дополнительный кондиционер (опция), способный создавать приемлемый микроклимат в течение восьми часов даже при неработающем двигателе.

В топовой кабине Hi-Way стало больше отсеков – теперь их 32, а суммарный объем полезного пространства увеличился на 30 л. Внутри – новый щиток приборов и развернутая к водителю центральная часть передней панели, увеличенные вещевые отсеки, кресло с вентиляцией, подогревом и встроенным ремнем безопасности. В зоне отдыха – нижняя спальная полка Hi-Comfort шириной 80 см и длиной более 2 м с деревянным каркасом и отклоняющейся спинкой. Доступ к просторным отсекам с подсветкой для хранения инструментов и рабочей одежды есть и снаружи, и изнутри. В бортовом холодильнике объемом более 50 л есть полка для бутылок, а стандартный контейнер с холодильником рассчитан на 35 л.

Эргономика кабины безупречна: руль приятного охвата, его сердцевина не перекрывает приборную доску даже при повороте на большой угол; все кнопки и рычаги в удобной зоне. Комбинация приборов выполнена в фирменном стиле, и создавал ее явно человек-праздник: она очень пестрая из-за россыпи разноцветных контрольных лампочек. Сенсорный 7-дюймовый дисплей системы IVECONNECT не вызывает нареканий. Он позволяет управлять навигацией, информационно-развлекательными устройствами и автомобильным парком. Из новшеств стоит отметить систему оценки эффективности вождения Driving Style Evaluation – наподобие тех, что используют на Scania R и Mercedes-Benz Actros.

 

Десятки вариантов исполнения позволяют адаптировать технику под требования конкретного клиента и для любого вида грузоперевозок

 

Hi-техника

В зависимости от исполнения машины и колесной базы, толщина рамы составляет 6,7 или 7,7 мм. Рама состоит из балок С-образного сечения с двойным сужением. Максимальная нагрузка на передний мост достигает 9 т, на задний – 13 т. Как опция доступны мосты с блокируемым дифференциалом и двойной главной передачей. На выбор предлагаются мосты с передаточным числом от 2.64 до 5.29. Подвеска может быть рессорной параболической, задней пневматической и полностью пневматической.

Stralis Hi-Way комплектуют 6-цилиндровыми рядными двигателями Cursor FPT Industrial. Они имеют несколько вариантов рабочего объема: 8, 10 и 13 л при соответствии нормам Евро-5/EEV, а также 9, 11 и 13 л при соответствии нормам Евро-6. Всего клиентам доступны восемь разновидностей дизельных версий мощностью от 310 до 560 л. с., плюс три варианта моторов мощностью от 270 до 330 л. с., работающих на природном газе.

У двигателей Cursor теперь нет насос-форсунок: на головке расположена система централизованного впрыска Common-Rail. Кроме того, встроен моторный тормоз Super Engine Brake с увеличенной на 30 % мощностью торможения. Но, к сведению: мотор Евро-6 сделал машину увесистее на 170 кг: на 50 кг стал тяжелее сам двигатель и на 120 кг – выхлопная система. На новом флагмане применяется система выборочной очистки выхлопных газов Hi-eSCR.

Для своего хита итальянцы приготовили три варианта коробок передач: 9- и 16-ступенчатую механическую, 12-ступенчатую автоматизированную ZF Eurotronic и полный 6-ступенчатый «автомат» фирмы Allison, особенно выгодный при использовании автомобиля в режиме «stop & go».

Конструкция позволяет устанавливать топливные баки объемом 1 400 л. Все двигатели работают совместно с моторным тормозом IVECO Turbo Brake и встроенным интардером. В Европе заказы на автомобили с моторами Евро-5 уже принимаются. С июля текущего года оформляются заявки на Евро-6 для клиентов из Германии, Австрии и стран Бенилюкса. Для других рынков поставки начнутся с 2013 г.

Отдельно стоит сказать про концепцию Hi-Safety: новый флагман оснащен электронно-управляемой тормозной системой EBS, электронной системой стабилизации ESP, противооткатной системой помощи при трогании на подъеме Hill Holder. Перевозчикам доступен адаптивный круиз-контроль АСС, система предупреждения об аварийном торможении AEBS, система слежения за разметкой LDWS и система контроля усталости водителя DAS.

 

Вокруг Турина

Во время итальянского тест-драйва я не успел проверить работу абсолютно всех систем нового флагмана, но скажу определенно: Stralis Hi-Way понравился. Обзор по зеркалам хороший, хвост полуприцепа легко контролировать даже в крутом повороте. Полочки, подстаканники, кармашки в дверях находятся там, где и ожидаешь брать и класть ручку, блокнот, кружку или бутылку с напитком. Производительность кондиционера хорошая, работает он тихо. А вот уровень шума от двигателя, по субъективным ощущениям, великоват. IVECO заявляет о снижении порога шумности на 2 дБ, но заочное сравнение с немецкими и шведскими конкурентами «итальянец» проигрывает.

С «механикой» ZF и фирменной роботизированной коробкой Eurotronic я водил Stralis не раз, а вот опробовать IVECO с 6-ступенчатым «автоматом» Allison довелось впервые. Всего три кнопочки на приборной панели – вот и вся система управления и переключения: верхняя кнопка D (Drive) соответствует режиму «движение», средняя N (Neitral) – нейтралка и нижняя R (Rear) – задний ход. Снял машину со стояночного тормоза и – поехал!

Машина трогается плавно, и топить педаль газа в пол не приходится. С первых метров «автомат» включает вторую передачу, а после выезда через узкие ворота и прохождения круговой развязки дисплей подмигивает цифрой «3». Разгон на груженой машине хороший, но не бешеный. Под кабиной 460-сильный Cursor 10 с пиком крутящего момента в 2 100 Н ∙ м, а тянуть ему приходится автопоезд, груженный до полной массы в 40 т. Несколько секунд – и трансмиссия задействовала высшую передачу.

За время поездки по 36-километровому маршруту, сочетающему городской цикл с трассовым режимом, бортовой компьютер показал средний расход топлива на уровне 36,5 л/100 км. Неплохо, если учесть, что ехать довелось не на результат. На спидометре 90 км/ч, хотя из-за ограничителя реальная скорость – не более 85 км/ч. Нареканий к подвеске, эргономике и обзору нет. Но первое неприятное ощущение имеется: руль пустой, не информативный, и для сохранения заданного направления движения приходится постоянно подруливать. Это неприятно еще и оттого, что полосы движения зауженные, без обочины, и в нескольких сантиметрах от края проезжей части – металлический отбойник.

Интардер хорошо замедляет автопоезд на спуске в любом положении рычага, главное – не забыть нажать на педаль тормоза – иначе никакого эффекта. По сравнению со старым интардером новый стал эффективнее на 30 %, хотя определить это «спинным мозгом» просто невозможно. Аэродинамических шумов от завихрений воздуха вокруг наружных зеркал и дефлекторов не слышно. Претензий к управляемости нет – радиус поворота небольшой, и машина прописывает траекторию предсказуемо. И в целом машина классная. И хотя ей трудно на равных конкурировать с «немцами» и «шведами», свое место под солнцем она точно займет. В борьбе за титул «International Truck of the Year 2013» у Stralis Hi-Way нет соперников: в конце августа состоится голосование международного жюри, а производство нового Volvo FH и Mercedes-Benz Antos начнется не раньше сентября.

Спецификация для РФ появится, скорее всего, к концу года. Так что перевозчикам, нацелившимся на покупку Stralis Hi-Way, придется немного подождать.