Пассажирские перевозки "РАС наращивает активность"


В разгар летних отпусков состоялся Х съезд (Общее собрание) членов Российского автотранспортного союза. С момента избрания нового президента РАС Олега Старовойтова прошло полгода. За это время разработана новая редакция Устава, налажена работа Исполнительного аппарата, проведены мероприятия по стабилизации положения союза.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото РАС

 

 

Вектор действия

Как и обещал на прошлом собрании Олег Старовойтов, был запущен новый интернет-сайт РАС, на котором будут развиваться тематические разделы, посвященные проблемам пассажирских и грузовых перевозок, деятельности автовокзалов, вопросам сертификации предприятий и обучения персонала. На сайте появится передовой опыт перевозчиков из разных регионов страны, обсуждение проблем и способов их решения.

 

Союз добивается включения предложений РАС в правовые акты. Для этого при Комитете транспорта Госдумы создано несколько экспертных советов. В двух из них, по пассажирскому и грузовому транспорту, заместителями председателей работают О. Старовойтов и член правления РАС М. Чочуа.

 

 

Важность статистики

Руководство РАС понимает: для работы с федеральными органами власти недостаточно просто выражать мнение перевозчиков. Необходимо делать и представлять скрупулезный анализ состояния того или иного вида перевозок. На его основе можно доказать правильность предлагаемых решений, для этого в аппарате РАС организован статистический отдел.

 

Из более 143 млн человек, проживающих в России, около 106 млн являются городскими жителями. Для передвижения в трех из пяти случаев используется общественный транспорт, один житель совершает ежегодно в среднем 245 поездок. Для экономически активного населения интенсивность использования общественного транспорта увеличивается в несколько раз, но доля таких пассажиров не превышает 50 %.

 

Оценивая тенденции развития предприятий автомобильного транспорта, незадолго до Общего собрания РАС разослал в регионы анкету. Две трети (66 %) транспортных предприятий указали, что в период с 2008 по 2011 гг. сократили автопарк, а 73 % – еще и численность персонала. Объем парка в среднем сократился на 13 %, а количество штатных сотрудников – на 15 %.

 

Все предприятия указали на рост средней заработной платы, который с 2008 по 2011 гг. составил порядка 17 %. Однако за этот же период времени рост средней заработной платы в целом по России был в два раза больше. Свыше 80 % АТП отметили рост доходов, который в среднем составил 17 %. Инфляция за это же время превысила 26 %. Закономерно, что 82 % предприятий указали на рост убытков – в среднем за три года они увеличились более чем на 20 %, т. е. расходы росли быстрее доходов.

 

Около 65 % предприятий в текущем году будут в пределах 6 % сокращать численность парка и персонала. За счет этого планируется повысить заработную плату в среднем на 7 %. Одновременно свыше 80 % предприятий ожидает дальнейшего роста убытков примерно на 15 %.

 

 

Понимание проблем

В области пассажирского транспорта перевозчики указывают на три наиболее актуальные проблемы, включая недофинансирование АТП из бюджетов. Вторая проблема связана с непрозрачными процедурами отбора перевозчиков на коммерческие маршруты и с неравными условиями конкуренции между теми, кто осуществляет социально значимые и коммерческие перевозки.

 

Третий камень преткновения – проблемы введения ОСАГО перевозчиков за причинение вреда пассажирам, реализации закона «О транспортной безопасности», ужесточения контроля за соблюдением режимов труда и отдыха водителей на основе тахографов. Специализирующиеся на междугородных перевозках АТП отмечают произвол со стороны владельцев автовокзалов. Большие надежды в решении проблем РАС возлагает на федеральный закон об организации регулярных перевозок, который сейчас дорабатывается в Госдуме.

 

Многие задают вопрос: «Как защититься от неплатежей, если думский законопроект не пройдет?». В частности, как обстоят дела с обещанной Минтрансом методикой определения экономически обоснованных тарифов (ее готовят специалисты НИИАТ)? Разработчики предлагают установить нормативные расценки за километр пробега и час эксплуатации ТС.

 

Серьезные опасения у пассажирских перевозчиков вызывают последствия вступления в силу ФЗ, которым вводится ОСАГО перевозчиков за причинение вреда пассажирам. Уже с 1 апреля 2013 г. начнут взимать штрафы за незаключение договора страхования. В отношении должностных лиц – в размере от 40 тыс. до 50 тыс. руб., а в отношении юридических лиц – от 500 тыс. руб. до одного миллиона.

 

К сожалению, все попытки транспортных ассоциаций исключить из него автомобильный транспорт или сгладить возможные негативные последствия разбились о мощнейшее лобби страховщиков. Остается добиваться приемлемых страховых тарифов и порядка определения количества пассажиров для расчета страховой премии.

 

 

Безопасность и лицензирование

Перевозчиков волнует реализация закона «О транспортной безопасности». В РАС поступило обращение Красноярской межрегиональной ассоциации автомобилистов. В нем предложено внести изменения в федеральное законодательство, направленные на переход к бюджетному финансированию расходов по оценке уязвимости транспортных предприятий. Говорится и об исключении автостанций и ТС из перечня объектов, подлежащих категорированию.

 

РАС уже подготовил соответствующие предложения, они будут размещены на сайте Союза для обсуждения и доработки, а после переданы в Минтранс.

 

Вступившее в силу обновленное положение о лицензировании регулярных перевозок пассажиров формально появилось, чтобы привести лицензионные требования и процедуры в соответствие с новым законом о лицензировании и исправить огрехи старого Положения. Лицензия стала бессрочной, а лицензионные карточки отменены. Однако ряд требований к соискателям лицензий носит декларативный характер. Соответствие им будут определять должностные лица Ространснадзора. И это на фоне очень актуальных вопросов борьбы с коррупцией!

 

 

Тахографы и дороги

В соответствии с законом о страховании и поправками в КоАП, с 1 апреля 2013 г. водители и должностные лица перевозчика будут привлекаться к административной ответственности за работу без тахографа или с неработающим устройством.

 

Наличие переработок водителей, особенно на городских и пригородных маршрутах, обусловлено дефицитом кадров, а в крупных городах – еще и постоянными пробками. Усиление контроля за соблюдением режимов труда и отдыха только усугубит данную проблему. Руководство РАС подняло этот вопрос в Правительстве, и Минтранс озаботился внесением изменений.

 

Одной из самых острых проблем остается техническое состояние автодорог. Из 50 тыс. федеральных трасс нормативам соответствуют всего около 38 %. На шоссе в составе международных транспортных коридоров этот показатель еще ниже: 36 %. По планам Росавтодора, к концу 2017 г. до нормативного состояния будет доведено не более 85 % федеральных трасс.

 

Планируется постепенный отказ от введения весенних ограничений. По информации Росавтодора, в 2010 г. не ограничивалось движение на 12 % федеральных дорог, в 2011-м – на 23 %. К 2015 г. планируется, что таких дорог будет около 50 %.

 

 

Весовой контроль

Сегодня на федеральных дорогах обустроено 53 пункта весового контроля, планируется построить еще 66. Но этот контроль вызывает массу вопросов, т. к. зачастую выполнить требования законодательства невозможно.

 

Посредством опроса предпринимательского сообщества был подготовлен перечень первоочередных актов, которые должны пройти экспертизу. В частности, в него был включен 125-й приказ Минтранса «Об утверждении порядка осуществления весового и габаритного контроля транспортных средств». Претензии сводились к тому, что данный приказ не исключает дублирование функций ГИБДД и Ространснадзора и сохраняет право использования на дорогах передвижных весовых пунктов. Погрешность взвешивания на них зависит от правильности установки весов, осуществляемой самими контролирующими органам без метрологической поверки. В новом порядке весогабаритного контроля отсутствует требование о наличии в стационарном пункте весов для контрольного взвешивания, что также не способствует прозрачности отношений между перевозчиками и контролирующими органами.

 

В соответствии с законом об автомобильных дорогах, с 2013 г. должна быть введена плата за проезд тяжелых грузовиков. С этой целью Минтранс подготовил несколько проектов правовых актов Правительства, которыми устанавливаются размер платы, порядок ее взимания и порядок заключения концессионного заключения на создание и эксплуатацию системы взимания платы. Предполагается создать аналог упрощенного варианта чешской системы взимания платы. Пробег будет определяться автоматически с помощью специальных бортовых устройств, которые перевозчики должны будут устанавливать в ТС. Ожидаемый размер платы – 3,5 руб. за 1 км.

 

РАС дал отрицательное заключение на эти проекты, т. к. они пока очень «сырые». Судя по всему, к январю 2013 г. система внедрена не будет.

 

 

Налоги и ВТО

На рассмотрении в Правительстве находится законопроект, которым предполагается с 2013 г. изменить порядок начисления амортизационной премии. Будут разрешены единовременное списание амортизации на новое оборудование, продажа его без восстановления списанной амортизации за исключением случаев, когда покупателем является аффиллированное лицо. Новое движимое имущество в течение 5 лет после приобретения будет облагаться имущественным налогом по нулевой ставке.

 

Срок отмены единого налога на вмененный доход перенесли на 2018 г. Затем для ИП его заменят патентом. Для остальных предприятий малого бизнеса останется право на упрощенку. С 1 января 2013 г. налог на вмененный доход превратится из обязательного в добровольный.

 

Для поддержки российского автопрома в условиях присоединения России к ВТО принято решение о введении разового утилизационного сбора на ввозимые импортные автомобили. Предлагается для новых автобусов установить налог на уровне 95 тыс. руб., а для новых грузовиков полной массой до 20 т – на уровне 230 тыс. руб. Для ввозимых ТС, бывших в эксплуатации свыше 3 лет, размер сбора повышается почти в 6 раз. Рассматриваются предложения о дифференциации транспортного налога в зависимости от возраста и экологического класса ТС. В частности, для автомобилей старше 10 лет предлагается обложение по двойной ставке.

 

 

Спецпроекты

В ряду первоочередных задач Союза на ближайшую перспективу стоит создание федеральных и региональных советов РАС, состоящих из представителей Союза и местных органов власти.

 

РАС активно участвует в разработке проектов нормативных правовых актов. Так, члены РАС инициировали разработку законопроекта против псевдоэкспедиторов, прибегающих к схемам, дающим грузовладельцам возможность незаконного вычета НДС при работе с перевозчиками, освобожденными от уплаты НДС. Сегодня их доля превышает 80 %, а в результате применения «серых» схем стремительно сокращается количество прямых договоров между грузовладельцами и перевозчиками.

 

Готовятся изменения в Правила перевозок грузов: предлагается изменить форму транспортной накладной. От членов РАС поступило несколько альтернативных предложений по решению данной проблемы.

 

Ряд депутатов внесли в Думу законопроект о переводе всех перевозчиков на единый налог на вмененный доход. Однако он ожидаемо получил отрицательное заключение Правительства и поэтому не рассматривался даже в первом чтении. Второй законопроект, который инициировали члены РАС, направлен на введение разрешительного порядка допуска к осуществлению перевозок грузов во внутреннем сообщении.