Спецобзор "Естественный отбор: тренды десятилетия"


Очень часто рынок спецтехники анализируют по сравнению с прошлым сезоном или докризисным периодом 2008 г. и очень редко заглядывают в более раннюю историю. Между тем, тщательное изучение ситуации на большом отрезке времени позволяет лучше понять тенденции и принять меры для того, чтобы в полной мере отвечать запросам современного рынка.

 

Александр  ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Парк стареет… и сокращается

         Объективные данные говорят о том, что парк спецтехники российского производства в последние годы стремительно сокращался. В СССР по понятным причинам он был избыточным: рыночной экономики не было, и правители больше думали не о выгоде, а о трудоустройстве населения и социальных гарантиях. Нынче ситуация совсем другая. По мнению специалистов, она будет ухудшаться.

         Так считает, например, Юрий Алексеевич Руднев, заведующий отделом экономических исследований Института промышленного развития «Информэлектро». Недавно он подготовил и сделал выступление по основным тенденциям развития рынка и производства специальных транспортных и строительно-дорожных средств в постсоветский период, начиная с 1991 г. По сути, это был анализ прошедших 20 лет. В выступлении как раз говорилось о том, куда мы движемся.

         В год развала СССР (1991-й) удельный вес машин с истекшим сроком службы (см. таблицу 1) был относительно невысок: от 12,9 % по бульдозерам на тракторах, до 17,4 % по автокранам. Лишь башенные краны выбивались из общей картины, и количество подлежащих списанию составляло ровно треть или 33,6 %. К началу прошлого года ситуация выглядела более удручающей: парк состарившихся машин перевалил за треть, а то и за половину общего количества. Так, каждый второй (49,9 %) бульдозер на тракторах к 2011 г. подлежал сдаче на металлолом. Более половины (51,6 %) автогрейдеров дожидались замены на новые. А количество эксплуатируемых за пределами сроков годности башенных кранов вообще перевалило за 55,8 %. Ситуация, как вы понимаете, критическая…

         Впрочем, анализ официальной статистики показывает, что положение не ухудшается, а по отдельным видам спецтехники постепенно меняется к лучшему. Скажем, по тем же башенным кранам количество техники с истекшим сроком службы на протяжении четырех лет – с 2002-го по 2005-й включительно превышало 70 %, и в 2005 г. составляло уже 74 %, т. е. три из четырех изделий были, по сути, запрещены к эксплуатации. Сейчас этот показатель снизился до 55,8 %.

         Аналогичная ситуация по автокранам: самыми неблагоприятными по объемам просроченной техники были 2004-й и 2005-й годы, когда практически каждый второй автокран (49,4 %) свое уже полностью отслужил. Впрочем, и сейчас до успокоенности далеко: 41,4 % старья тоже очень высокий показатель.

Вот по автогрейдерам ситуация ухудшается, начиная с 1994 г.,  а количество подлежащих списанию автокранов с тех пор увеличилось в 4 раза! С бульдозерами на тракторах ситуация не намного лучше, хотя критические 50 % были пройдены еще в 2000 г. Положение по одноковшовым экскаваторам улучшается, но буквально черепашьим темпом. Все это говорит о том, что потенциал для обновления парка  РФ очень высок, вот только не факт, что это произойдет преимущественно за счет техники отечественного производства…

 

Таблица 1

Удельный вес машин с истекшим сроком службы в общем парке России

в 1998-2010 гг., %

 

Вид техники

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Экскаваторы одноковшовые

31,2

37,6

42,5

44,5

47,4

48,4

47,5

46,8

44,7

42,3

37,7

37,5

37,3

Бульдозеры

на тракторах

37,0

47,3

51,4

53,4

56,2

56,6

57,6

57,6

56,5

54,9

52,4

52,3

49,9

Автогрейдеры

20,9

27,8

30,5

33,4

36,6

39,8

40,4

44,6

47,2

49,2

50,3

51,1

51,6

Автокраны

29,6

35,6

40,1

43,4

46,4

47,5

49,4

49,4

47,8

46,2

42,7

42,5

41,4

Башенные краны

47,9

54,2

60,7

66,1

70,7

72,7

73,0

74,0

69,0

60,9

55,6

57,7

55,8

 

Иностранцы давят…

         В настоящее время в парке специальной и специализированной техники, эксплуатируемой в России, пока, в основном, занята российская техника. Но ситуация постепенно меняется в сторону увеличения доли импортных машин (см. таблицу 2).

Так, парк одноковшовых экскаваторов почти уже наполовину (44,5 % на 2009 г.) иностранного производства. Почти четверть парка (22,4 % на 2009 г.) составляют выпущенные за рубежом бульдозеры на тракторах. В 2009 г. каждый шестой автокран (16,5 %) и каждый восьмой автогрейдер (12,8 %) имеют импортное происхождение, хотя пять, а уж тем более 10 лет назад их доля была скромнее, например, в 2004-м – соответственно 13,3 % и 7,4 %.

По всем видам спецтехники за прошедшее десятилетие отмечается постепенное уменьшение продаж строительных машин отечественного и зарубежного производства. При этом продажи российской техники проигрывают объемам продаж образцов зарубежных фирм. Нисходящие графики характерны для большинства типов спецтехники, разве что за исключением автогрейдеров, где ситуация более-менее стабильна, начиная с 2004 г. Но с этого периода удельный вес машин зарубежного производства из года в год увеличивается.

Аналитики утверждают, что после фактического вступления России в ВТО тенденция натиска иностранцев на рынке спецтехники усилится. Пройдет не так много времени, и цифры станут еще более «убедительными» в пользу зарубежных производителей. Кстати, и прошедшая в Москве выставка «СТТ-2012» показала, что намерения европейских, китайских, американских и других производителей строительно-дорожной техники в отношении России  весьма амбициозны и, надо полагать, не без оснований.

 

Таблица 2

Удельный вес машин зарубежного производства в общем парке России

в 1999-2009 гг., %

 

Вид техники

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Экскаваторы одноковшовые

19,2

19,6

21,4

22,1

23,2

25,4

28,3

31,6

34,9

41,3

44,5

Бульдозеры на тракторах

12,2

13,0

14,4

13,5

13,5

13,6

14,9

16,6

17,6

21,1

22,4

Автогрейдеры

8,9

9,5

9,7

7,5

7,7

7,4

9,3

10,5

10,9

11,5

12,8

Автокраны

12,0

12,5

13,7

13,1

13,1

13,3

14,0

13,3

13,7

16,1

16,5

 

А работает все меньше!

         Один из важнейших показателей состояния рынка строительно-дорожной техники – наличие машин в парках строительных организаций. Анализ реального положения дел показывает, что количественные показатели по большинству видов спецмашин идут вниз, практически со времени развала СССР. Замедление падения отмечается примерно с 2000 г., хотя до благостного состояния еще очень далеко (см. таблицу 3).

         Проседает парк одноковшовых экскаваторов, бульдозеров на тракторах, автогрейдеров, башенных кранов и особенно сильно – скреперов. Только в сегменте одноковшовых погрузчиков в 2000 годы фиксируется определенное улучшение. Более того, с 2004 по 2009 гг. здесь отмечался постепенный рост.

         Тем не менее, в общем и целом количественный состав парка строительно-дорожной техники в современной России оставляет желать лучшего. Если в 1991-м бульдозеров на тракторах было 77,6 тыс. ед., то в 2011-м их стало в пять раз меньше – 13,1 тыс. ед. За тот же период более чем в 5 раз уменьшился парк башенных кранов – с 21,9 тыс. ед. до 4,2 тыс. ед. Почти второе, с 13,9 тыс. ед. до 5,1 тыс. ед., сократилось «поголовье» автогрейдеров. В 2,2 раза уменьшилась численность находящихся в организациях одноковшовых погрузчиков. Наконец, самым катастрофическим стало скукоживание парка скреперов: с 16,6 тыс. ед. 20 лет назад до 0,7 тыс. ед. в прошлом году. Только вдумайтесь: количественное сокращение составило 23,7 раза!

         Ухудшение ситуации видно не только при сравнении таких удаленных друг от друга дат, как 1991 год и 2011-й. Даже в сравнении с 2010-м и пятью предыдущими годами положение можно назвать тревожным. Остается только догадываться, что нас ждет после вступления в ВТО и открытия рынка… Впрочем, нетрудно представить. Скорее всего, положение будет постепенно улучшаться, вот только кто даст гарантию того, что от этого выиграют отечественные производители…

 

Таблица 3

Наличие машин в строительных организациях России

в 1998-2011 гг., тыс. ед.

 

Вид техники

1998

1999

2000

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экскаваторы одноковшовые

29,9

27,9

25,7

21,6

20,6

18,1

16,6

16,2

16,6

16,5

15,7

15,2

14,4

Бульдозеры

на тракторах

29,4

27,3

24,9

20,9

20,2

17,2

15,7

15,6

15,5

15,0

14,4

13,7

13,1

Автогрейдеры

9,0

8,7

7,8

6,7

6,3

5,8

5,9

5,8

5,7

5,6

5,6

5,2

5,1

Башенные краны

11,1

10,0

8,9

7,8

6,7

6,0

5,6

5,3

5,5

5,5

5,3

4,7

4,2

Погрузчики одноковшовые

9,3

8,8

8,0

7,3

7,2

6,4

6,6

6,7

6,9

8,9

8,1

7,5

7,7

Скреперы

3,6

3,0

2,6

2,2

1,7

1,4

1,2

1,1

1,0

0,9

0,9

0,8

0,7

 

Произвели и… прослезились

         Эксперты отмечают: до кризиса в России имела место линейная зависимость роста выпуска спецтехники. Но после 2008 г. кривая производственных показателей скачет то вверх, то вниз.

Ученые головы Института промышленного развития «Информэлектро» считают, что необходимо учитывать не только штучное количество изготавливаемой спецтехники, но и объем выполняемой ею работы, скажем, экскаваторов – по емкости ковша, бульдозеров – по мощности двигателя и т. д. На эту мысль наталкивает и результат анализа действующего парка. Например, к 2008 г. (по сравнению с 2002 г.) производительность экскаваторов выросла втрое, а автогрейдеров – вдвое, и это также сыграло свою роль в сокращении годового производства.

По логике, спрос на спецтехнику должен расти, но он более-менее стабилизировался, хотя за последующие за развалом Советского Союза годы парк легковых машин вырос в 4 раза, грузовых автомобилей – в 2 раза, а протяженность дорог при этом сократилась. Кризис  2008 г. подрубил также объем капитального строительства, что в свою очередь сказалось на рынке спецтехники.

Анализ выпуска новой строительно-дорожной техники в России (см. таблицу 4) показывает, что за минувшие 10 лет количественный рост изготовленной спецтехники шел вверх только до 2007 г., за которым последовал двухлетний спад. По сути, машиностроительная отрасль по производству спецтехники раньше других отраслей экономики отреагировала на предстоящие финансовые потрясения. Падение остановилось в 2009-м, но даже вплоть до 2012-го отрасль не вышла на докризисные показатели. По ряду образцов спецтехники выпуск достиг объемов 2005 г., что не может устраивать ни самих производителей, ни других представителей бизнес-сообщества.

         Положение дел такое, что многие не берутся строить прогнозы и очень осторожны в построении планов. Как рынок замер в ожидании выборов в начале 2012 г., так он делал паузу и в начальной стадии выхода из кризиса. Проблема в том, что сейчас многие с тревогой наблюдают за ситуацией на мировых рынках. Падение цен на сырую нефть, лихорадка курсов основных валют (доллара США и евро) не могут не беспокоить. Однако никто из серьезных производителей не собирается сидеть, сложа руки. Ряд отечественных заводов активно внедряет новые технологии, совершенствует свою продукцию и в погоне за прибылью обновляет средства производства. Сохранение конкурентоспособности вынуждает ряд заводов кооперироваться с иностранцами, и таких примеров сколько угодно.

         Таким образом, рынок и производство специальной и строительно-дорожной техники выходят на новый уровень. В этом процессе кто-то неизбежно сойдет с дистанции, кто-то утратит свою самостоятельность, а кто-то, напротив, обретет дополнительную силу. Идет естественный отбор, нравится это кому-то или нет.

        

Таблица 4

Производство специальной и строительно-дорожной техники в России

 в 1999-2011 гг., ед.

 

Вид техники

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

Экскаваторы

2599

3370

3615

3181

2889

3527

3565

3985

6272

5506

1391

2121

1983

Бульдозеры

2434

3027

2703

1667

1770

1767

1774

2219

3349

3139

721

911

1787

Автогрейдеры

1818

1709

1281

995

953

898

979

1053

1302

1364

660

943

1224

Автокраны

1261

2257

3165

3043

3091

3922

4370

5202

6862

6362

1363

2912

4075

Башенные краны

33

36

80

115

167

249

286

406

546

487

38

62

87

Погрузчики

1934

2279

1947

1449

1377

1431

1307

1843

1484

1027

368

567

433