Спецтекст "ZF: сделано в Пассау"


 

 

 

На юге Германии, у границы с Австрией, на месте слияния трех рек – Дуная, Инна и Ильца – расположен небольшой баварский город Пассау. Первые городские постройки датируются XIII в. Его облик в стиле барокко создали итальянские мастера после разрушительного пожара в XVII в. Пассау знаменит крепостью Фесте Оберхаус, церковью Марияхильф, монастырем Нидернбург и самым большим в мире соборным органом в соборе Святого Штефана. А еще здесь находится подразделение компании ZF, разрабатывающее и выпускающее весь спектр элементов трансмиссии – коробки передач и мосты. Собственно, для знакомства с новинками ZF я и приехал сюда за несколько дней до открытия Лондонской Олимпиады.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Глобальные масштабы

 

 

Компанию ZF сегодня знают все, кто так или иначе связаны с современной автомобильной и строительной техникой. Один из ведущих поставщиков трансмиссий, систем рулевого управления, осей, приводов имеет 121 производственное предприятие в 27 странах мира и восемь центров развития в четырех государствах.

Немцы любят точность и потому в рассказе о компании оперируют точными цифрами. В 2011 г. ZF Group увеличила продажи по сравнению с 2010 г. на 20 % и добилась прибыли в размере 15,509 млрд евро. Для того чтобы быть конкурентоспособными, ежегодно компания инвестирует в исследования и разработки около 5 % от дохода. В 2010 г. эта сумма составляла 646 млн евро, а в 2011-м – на 82 % больше, т. е. 1,058 млрд евро. Чистая прибыль в прошлом году выросла на 17 % и достигла 754 млн евро. На начало текущего года в компании были трудоустроены 71 488 сотрудников – на 11 % больше, чем годом ранее. Связь с клиентами поддерживают 34 сервисные компании и более 650 сервисных партнеров. Согласитесь, с такой компанией конкурировать очень трудно.

Масштаб деятельности впечатляет и по отдельным направлениям, связанным со спецтехникой. Например, по системам для карьерных самосвалов доход вырос до 24 млн евро  (3 % от общей суммы доходов), по грейдерам – до 29 млн евро (4 %), миксерам – до 52 млн евро (7 %). Послепродажное обслуживание принесло в общую копилку 79 млн руб. (10 %), устройства для самоходных экскаваторов – 92 млн евро (12 %), системы к погрузчикам – 287 млн евро (36 %). В общей сложности доход подразделения спецтехники в минувшем году достиг 791 млн евро.

Любопытно, что на всю Европу при этом приходится только пятая часть доходов или 155 млн евро, а на Германию – 13 % или 101 млн евро. Более трети продаж (36 % или 284 млн евро) отмечены в Азии и Тихоокеанском регионе. Почти четверть доходов (24 % или 188 млн евро) получены в Северной Америке и только 8 % или 63 млн евро удалось заработать в остальных регионах сбыта.

В Пассау меня пригласили вместе с коллегами из США, Индии, Китая, Бразилии и других стран для знакомства с коробками передач и мостами для строительной и сельскохозяйственной техники. В карьере можно было опробовать работу рулевого управления, коробок передач и приводов во фронтальных и вилочных погрузчиках. И это лишь малая толика того, что выпускает завод в Пассау.

 

Форма одежды – сапоги

Устроители тест-драйва начали с места в карьер в прямом смысле слова. Гостей пригласили в гравийный карьер с названием Хакер в местечке Эгинг. Для «дегустации» были подготовлены более двух десятков единиц спецтехники от известных производителей: фронтальные погрузчики, экскаваторы, катки, скреперы, самосвалы, компактные погрузчики, бетносмесители, грейдеры, экскаваторы-погрузчики. На двух площадках собрали спецтехнику: DВell, Hitachi, John Deere, Volvo и других брендов. Прежде чем забивать голову теорией, было предложено опробовать технику в деле, для чего всем выдали резиновые сапоги. Накануне в Германии несколько дней лили дожди, и без такой спецобуви идти в карьер было бы непростительной глупостью.

Одна из представленных новинок – бесступенчатая передача ZF cPower для колесных погрузчиков, снижающая расход топлива до 25-30 %. Вместе с другими специалистами ее представлял Герман Бек, вице-президент и руководитель направления внедорожных трансмиссий и мостов. Сама новинка, как выяснилось, позволяет увеличить КПД самой машины до 20 %. В условиях роста цен на топливо и осознания необходимости уменьшения выбросов СО2 рынок требует более эффективных систем привода, и производитель отвечает на этот вызов. Выгода клиентов от использования продукции ZF становится более ощутимой.

Особенность условий, в которых приходится работать узлам и агрегатам немецкого производства, можно охарактеризовать словосочетанием «высокие нагрузки на низких оборотах». Инженеры компании нашли ответ на запросы клиентов с помощью технологии бесступенчатой передачи CVT, что расшифровывается как Continuously Variable Transmission. Как показали испытания, другие технологии и смешанные концепции гидродинамического и гидростатического распределения мощности имели недостатки и применялись только с ограничениями в производительности и эффективности.

Новая серия ZF cPower имеет постоянно регулируемый привод во всем диапазоне. Электроника обеспечивает минимально необходимые обороты двигателя, независимо от скорости движения, в том числе в наиболее часто используемом диапазоне до 10 км/ч.

 

Трансмиссия с интеллектом

Оказывается, есть такая. В угоду эксплуатантам компания разработала пакет ZF Efficiency, позволяющий увеличить экономию топлива, сократить выбросы и продлить срок службы трансмиссии в колесных погрузчиках. Данный вид спецтехники – один из самых востребованных на рынке, поэтому и внимание разработке уделено соответствующее.

Блок электронного управления анализирует условия применения и в автоматическом режиме обеспечивает повышение комфортности работы оператора, повышает производительность вместе с уменьшением износа компонентной базы. В итоге трансмиссия с искусственным интеллектом обеспечивает увеличение производительности до 40 % и одновременно уменьшает потребление горючего до 20 %.

Пакет ZF Efficiency может включать несколько модулей и, в частности, мосты Multitrac и Multisteer, которые обеспечивают легкость привода, стабильность и мощность передачи. Есть также полностью автоматическая коробка передач серии Ergopower с пятью передачами вместо прежних четырех. Модуль Ergolockup блокирует гидротрансформатор уже при использовании низких передач. Включение и разъединение дифференциала обеспечивает модуль Ergotraction. Наконец, существует Powerinch, динамически регулирующий порог сцепления в муфтах передач в зависимости от величины передаваемого крутящего момента.

Проверенная временем КПП Ergopower представляет собой 5-ступенчатый «автомат», оптимизированный для различных строительных машин. Она стала удобнее и эффективнее, а стоимость расходов на ее обслуживание удалось снизить. Коробка предоставляет владельцу дополнительные возможности для подключения электронного управления трансмиссией. Это существенно облегчает жизнь оператору.

Как показали испытания, Ergolockup дает возможность снизить потребление топлива на величину от 10 до 20 %. На практике это соответствует экономии в объеме около 2,5 л/ч. Если учесть, что рабочая смена может длиться до 10-12 часов, то экономия получается весьма внушительной. Учитывая средний годовой показатель в 2 тыс. часов и флота из 10 транспортных средств экономия выливается в солидную цифру – 50 т топлива в год. Наряду с этим уменьшенная частота вращения коленчатого вала способствовала уменьшению уровня шума. К слову, на всех представленных образцах спецтехники работающие агрегаты ZF не создают акустического дискомфорта и перекрывают действующие нормы по шумности.

Функция Ergotraction по контролю привода мостов обеспечивает блокировку межколесного дифференциала во фронтальных погрузчиках и межосевого дифференциала в шарнирн-сочлененных самосвалах. Включение и выключение блокировки происходит автоматически под нагрузкой и при ее отсутствии. Ранее блокировку мог включить только сидящий за органами управления оператор. Главное преимущество – защита привода. Специалисты уверяют, что Ergotraction способствует значительной экономии топлива, улучшает мобильность транспортного средства на пересеченной местности (в том же карьере) и повышает производительность.

Функция интеллектуального управления муфтами передач Powerinch динамически регулирует порог сцепления в муфтах при передаче крутящего момента от двигателя позволяя использовать всю мощность двигателя для привода рабочих механизмов при удержании машины на тормозах. Усовершенствованное управление трансмиссией улучшает такие операции как, например, загрузка грузовиков. Для этой функции характерно уменьшение потерь мощности в гидротрансформаторе. Функция Powerinch обеспечивает плавное управление машиной на высоких оборотах двигателя и низкой скорости автомобиля.

 

Две буквы – везде!

Даже несмотря на установившуюся жару, агрегаты ZF работали безотказно. Присутствовавшие на тест-драйве инструкторы охотно делились информацией и отвечали на вопросы, не забывая при этом нахваливать ZF. Когда я сказал об этом одному из операторов, он парировал замечание: «Я не имею к ZF никакого отношения». Оказывается, в кабинах находились не сотрудники немецкой компании-производителя, а представители разных фирм, выпускающих подготовленную к тест-драйву спецтехнику. Что ж, это еще раз говорит о высоких эксплуатационных свойствах продукции с аббревиатурой из двух букв, таких привычных и хорошо знакомых не только специалистам отрасли.

На повестке дня у нас стояла проверка в деле гидростатической трансмиссии 2 НС 85, которая позволяет компактному погрузчику и другой строительной технике массой до 10 т передвигаться со скоростью до 42 км/ч. Затем настала очередь тестировать мосты для компактных погрузчиков и, в частности, MT-L 3015 и MT-L 3020. Их главные особенности – большой дорожный просвет, высокая эффективность и долгий срок службы. Впрочем, это справедливо и применительно к другим изделиям ZF.

 

Самосвальная тема

Как нельзя представить речку без воды, так нельзя представить и современный самосвал без агрегатов ZF – на этой мысли я поймал себя, садясь за руль шарнирно-сочлененного монстра.

Восемь скоростей вперед, четыре передачи заднего хода, 50 т полезной нагрузки – все это возможно благодаря агрегатам ZF. При этом инженеры сумели добиться снижения расхода топлива на 20 % за счет уменьшения числа оборотов двигателя. Равномерное распределение нагрузки, максимальный контакт колес с землей, высокая прочность – все это буквально чувствуешь кожей. В данном случае ZF предлагает продукцию, способную эффективно работать на самосвалах грузоподъемностью от 12 до 50 т с двигателем мощностью от 90 до 400 кВт.

Еще один агрегат для самосвалов – автоматическая коробка передач Ergopower L II для самосвалов полной массой до 82 т и грузоподъемностью до 50 т. Трансмиссия оборудована гидродинамическим тормозом-замедлителем, значительно снижающим износ тормозов и гарантирующим хорошее торможение. В зависимости от модели, тормозной момент варьируется от 1 000 до 1 800 Нм. Экономия топлива может достигать 20 %.

Немецкие специалисты показали в деле и мосты нового поколения серии MT-D 3000. Они разработаны для спецтехники массой от 22 до 82 т Понятно, что в течение одного дня объективно оценить их эффективность сложно. Но все операторы с многолетним стажем в один голос положительно отзывались об агрегатах ZF, и лично у меня нет оснований им не верить.

 

Миксеры и не только

Постарались немецкие инженеры и в области приводов для бетономешалок. Скажем, новое поколение Ecomix II легче предшествующей модели Ecomix на 24 %, на 50 % короче, надежнее, мощнее и обладает выходным крутящим моментом до 62 000 Нм. Кроме того, оно характеризуется меньшим уровнем шума, более жесткой конструкцией и простотой в обслуживании.

Во время тест-драйва было предложено ознакомиться с Ecomix (II) модели CML 10. Это привод для низкоскоростных миксеров с барабаном емкостью  до 10 м3. Приведенные выше характеристики как раз справедливы для этой модели в сравнении с предыдущей моделью PLM 9. Использование   запатентованной демпферной муфты производства ZF Boge Elastmetall позволило увеличить допуск на осевое биение барабана и увеличить пределы его смещения. Новая концепция подшипников позитивно сказалась на рабочих характеристиках: теперь угол установки не зависит от размеров барабана, и установка под углом до 20º перестала быть проблемой.

На «десерт» организаторы поездки в Пассау приготовили знакомство с производством непосредственно на заводе и тест-драйв вилочных электропогрузчиков с уменьшенным на 10 % энергопотреблением. Подробный отчет об этом в деталях достоин отдельного материала. А данную статью я закончу откровенным признанием: на заводе ZF я впервые пожалел о том, что не причастен к ZF как штатный сотрудник…