Спецвыставки "Главная тема: безопасность"


 

 

 

 

 

Главная тема: безопасность

В конце весны, с 22 по 25 мая 2012 г. в Москве прошел крупнейший в России государственный форум по безопасности – V Международный салон «Комплексная безопасность». Если в год своего основания, в мае 2008-го он собрал 372 отечественных предприятия из 66 регионов РФ и зарубежных экспонентов только из пяти стран, то в 2012-м в нем участвовали более 500 экспонентов из 20 государств, а число посетителей перевалило за 20 тыс. человек.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Масштаб задач

 

 

Пожарная автоцистерна КрАЗ Н23.2 (АЦ-13-70) завода Tital  первозит боевой расчет из 6 человек, объем воды 11000л и 2000л пенообразователя

 

Организаторами салона традиционно выступают Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Министерство внутренних дел страны, Пограничная служба ФСБ России, ФГУП «Рособоронэкспорт», Федеральная служба по военно-техническому сотрудничеству России.

За пять лет салон «Комплексная безопасность» стал не только крупнейшей специализированной площадкой в России и странах СНГ, но и одной из крупнейших выставочных площадок в Европе. Здесь встречаются производители продукции в сфере безопасности и представители органов федеральной власти, а ученые имеют реальную возможность продвинуть науку, работающую на сферу технологий обеспечения безопасности.

Основная экспозиция пятой выставки была развернута на территории Всероссийского выставочного центра (ВВЦ), где сотни участников заняли новый международный выставочный комплекс «Россия» (павильон № 75) и открытое пространство перед ним. Кроме этого для реализации деловой программы были задействованы другие павильоны и конференц-залы ВВЦ, а также полигон МЧС в подмосковном Ногинске, где под занавес форума прошли демонстрационные учения.

Масштаб выставки нашел отражение в насыщенной деловой программе. В первый день состоялся Международный конгресс служб охраны, авиационной и транспортной безопасности, противопожарного и аварийно-спасательного обеспечения на транспорте. Второй день ознаменовался проведением III Национального конгресса «Комплексная безопасность в строительстве». На третий день в центе внимания оказался II Международный конгресс «ТЭК России: приоритетный вектор развития – безопасность». Наконец, в последний день работы салона прошли Профессиональный тестовый аудит групп личной охраны «Телохранитель-2012» и XVII конференция Национальной ассоциации телохранителей России «Безопасность личности. Современный подход».

Салон открылся пленарным заседанием на тему «Устойчивость экономической системы Российской Федерации в условиях кризисов и катастроф». А ключевым мероприятием первых двух дней форума стало Всероссийское совещание по проблемам гражданской обороны. Оно собрало губернаторов, вице-губернаторов, курирующих в своих регионах вопросы безопасности, а также всех начальников главных управлений МЧС РФ. В 2012 г. впервые в практике салона был открыт Деловой центр, где можно было воспользоваться компьютером, принтером, факсом, бесплатным беспроводным интернетом WiFi, а также зарядить мобильный телефон, аккумулятор фотоаппарата или батарею ноутбука.

В соответствии с характером задач была сформирована и экспозиция. Она полностью отвечала концепции салона, представляющей систему взглядов и единого понимания явлений и процессов, связанных с совершенствованием российской государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на период до 2020 г.

Год юбилеев

Во многом нынешний год стал особенным. Помимо первого юбилея самой выставки отмечались и более весомые круглые даты: 20 лет отряду «Центроспас», 75 лет Всероссийскому НИИ противопожарной обороны и пожарно-прикладного спорта, 80 лет гражданской обороне, 85 лет государственному пожарному надзору. Есть и юбилеи, перемахнувшие 100-летний рубеж: 130-летие водолазной службы России, 120-летие первой пожарной выставки и т. д.

Кстати, первая в царской России пожарная выставка была организована Императорским русским техническим обществом при поддержке пожарных дружин. Она проходила с 23 мая по 4 августа 1892 г. в Санкт-Петербурге в здании Михайловского манежа и собрала 150 организаций и частных лиц, представивших более 2 тыс. экспонатов. Знаменательно, что 120 лет назад наряду с российскими средствами пожаротушения в нашей стране были представлены десятки единиц пожарного и спасательного оборудования 12 фирм из Англии, Германии, Франции и Швеции.

В 2012 г. готовность принять участие в международной программе «Комплексной безопасности» подтвердили делегации Алжира, Анголы, Армении, Бангладеш, Беларуси, Болгарии, Венесуэлы, Вьетнама, Гвинеи, Греции, Джибути, Египта, Индии, Индонезии, Иордании, Ирана, Йемена, Казахстана, Канады, Киргизии, Кипра, Китая, КНДР, Конго, Кубы, Ливии, Македонии, Малайзии, Монголии, Нигерии, Объединенных Арабских Эмиратов, Сенегала, Сирии, Судана, США, Турции, Уганды, Узбекистана, Украины, Шри-Ланка, Эстонии, Эфиопии.

 

На острие прогресса

 

 

Узлы ходовой части вездехода "Трэкол-39-295" на шинах сверхнизкого давления унифецированы с агрегатами внедарожников УАЗ

 

Горячее лето 2010 г. показало, что работающая со времен СССР спецтехника полностью исчерпала свой ресурс и возможности и не отвечает современным требованиям. Впрочем, и без гигантских пожаров было ясно, что проблема технического обеспечения спасателей и спецподразделений имеет место. Как эвакуировать людей из многоэтажных зданий, чем ликвидировать последствия техногенных катастроф на воде, что лучше заменит устаревшие образцы спецтехники и профессионального оборудования – вопросы далеко не праздные. Свои ответы на них дали многочисленные экспоненты «Комплексной безопасности-2012».

В минувшем году подразделения МЧС России спасли более 200 тыс. человек, сохранили материальных ценностей на сумму свыше 43,6 млрд руб. На территории страны силами МЧС обезврежено 55,1 тыс. взрывоопасных предметов, в том числе 638 авиабомб. Было совершено более 19 тыс. полетов авиацией Министерства, которой перевезено свыше 26 тыс. человек и более 15 тыс. т грузов. Кстати, на 1 января текущего года в 82 субъектах РФ действует 13 тыс. подразделений добровольной пожарной охраны общей численностью более 148 тыс. человек.

В прошлом году завершился первый этап технического перевооружения подразделений военизированных горноспасательных частей МЧС РФ на сумму более 285 млн руб., и в этом году процесс закупок новой техники, включая специализированный автотранспорт, продолжится.

Известно, что к 2015 г. доля новой техники в системе МЧС России должна достигнуть 80 %. Неудивительно, что львиная доля новейших разработок нацелена на применение в подразделениях спасателей. Большая группа спецтехники, представленной на салоне 2012 г., это мощные водоподающие автомобили. Один из них – «Поток», представляющий собой рукавный ход и насосную станцию. В этом же числе и снабженная цистерной «Магистраль», подающая до 220 литров воды в секунду – вдвое больше, чем «Поток». Есть также «Шквал»: два спецавтомобиля с четырьмя насосными станциями, подающими до 400 л/с.

На выставке был показан и универсальный автомобиль ПСА-ММ на шасси Mercedes-Benz Sprinter 515 CDI, объединивший в себе функции «скорой помощи» и автомобиля пожаротушения. Он создан специалистами ОАО «Пожтехника» из г. Торжок. Его медицинский модуль практически такой же, как в обычной «неотложке», а технический блок позволяет тушить загоревшееся в результате ДТП транспортное средство. Он же дает возможность проводить аварийно-спасательные работы с помощью имеющегося на борту гидравлического инструмента. При необходимости пострадавшие будут доставлены в ближайшие медицинские учреждения, если, конечно, такая потребность возникнет.

Иностранные достижения в области производства спецтехники демонстрировала турецкая компания Katmerciler. Уполномоченное представительство «Ивеко-Магирус» ООО «Компания Витанд» привезло на выставку пожарные автолестницы АЛ-42 и АЛ-55 на платформе трехосных КамАЗов, а также новинку сезона – водонапорную телескопическую мачту модели ВНТМ-8.

СП ООО «Ивеко-АМТ» из г. Миасса Челябинской области отметилось автоцистернами на шасси IVECO Trakker и заявило о готовности поставлять заказчикам пожарно-спасательные автомобили арктического исполнения (до –60 ºС), а также шасси с реверсивным движением для работы в туннелях и на ограниченном пространстве.

Новинка текущего года – 32-метровая лестница на шасси IVECO-Magirus M32 L-AS с уникальной системой посекционного выдвижения и возимым запасом воды в две тонны. Второй год подряд выставляется двухколесная техника для мотоциклетной части МЧС. Был показан двухзвенный гусеничный вездеход, выпускаемый совместно со шведами. Привычными становятся пожарные автоцистерны, производимые ПО «Спецтехника пожаротушения» на пару с австрийской компанией Rosenbauer на шасси ЗИЛ и КамАЗ.

Свои образцы серийной продукции в рамках форума представили ООО Завод пожарных автомобилей «Спецавтотехника» из Екатеринбурга, промышленная группа «Тегас» из Краснодара, ОАО «Автомобильный завод «Урал» и ООО «Приоритет» из Миасса, ООО «Скания-Русь» и ЗАО «Коминвест-АКМТ» из Москвы, предприятие «Завод «Пожспецмаш» из пгт Ладан Прилукского района Челябинской области. Рядом с ними свои достижения рекламировали: ООО ТПП «Пеленг» из Нижнего Новгорода, тульское ОАО «Комбайнмашстрой», бийское ЗАО «Источник Плюс», ЗАО «Подъемные машины» из г. Великие Луки Псковской области.

Из ближнего зарубежья прибыл десант ООО «Пожснаб» из г. Борисова Минской области, ООО «Компания Титал» из г. Киева и некоторые другие экспоненты. Без преувеличения одними из самых броских экспонатов украинского производства стали пожарная автоцистерна из Кременчуга КрАЗ Н23.2 (АЦ-13-70) с колесной формулой 6х4 от ХК «АвтоКрАЗ» и аэродромный пожарный автомобиль АА-12-150 на шасси КамАЗ-63501 (8х8) с надстройкой завода пожарно-спасательной техники Tital из Киева.

Многих уже не удивляют роботы, разработанные вместе с хорватскими специалистами компании Dok-Ing. На этот раз был представлен многофункциональный противопожарный робототехнический комплекс MVF-5 для тушения пожаров в особо опасных условиях на недоступных участках местности. Он управляется по радиоканалу на удалении до 1,5 км и существенно облегчает задачи пожарным в защите индустриальных объектов высокого уровня риска (нефтехранилищ, газокомпрессорных станций, складов ГСМ и т. п.).

 

 

          

Лесопатрульная пажарная автоцистерна на шасси Газ-33081 "Садко" (4х4) с 1600-литровой емкостью для воды и 100 литровым баком для пенообразователя изготовлена ПК "Автомастер"

 

Сами с усами

Впрочем, мы и сами с усами – достаточно взглянуть на информационный разведывательный комплекс «Пластун», придуманный и воплощенный в реальный образец энтузиастами научно-учебного центра «Робототехника» МГТУ имени Н. Э. Баумана. «Пластун» задумывался как специалист в области выполнения разведывательных операций на слабопересеченной местности, в зданиях и сооружения. Аппарат обеспечивает дистанционную передачу аудио- и видеоинформации по беспроводной линии и способен перевозить специальное оборудование в быстросъемных сменных контейнерах. Он обладает плавной регулировкой скорости движения, имеет навигационную систему, дублирующий канал связи. Я внимательно последил за работой комплекса в условиях выставки, и она меня впечатлила.

Хорошо была представлена автомобильная спецтехника производства ОАО «Варгашинский завод противопожарного и специального оборудования», в том числе аэродромный автомобиль и автоцистерна на шасси КамАЗ-43118, а также пожарные автоцистерны на платформе ГАЗ-33086 и «Урал-5557». Всего в модельном ряду предприятия более полусотни моделей, и, естественно, все их привезти в Москву было физически невозможно, да и экономически накладно.

Открытая площадка порадовала спецтехникой ООО «ПСА ВИС-Авто» на шасси вазовской «Нивы». Предприятие из г. Тольятти показало пожарно-спасательные автомобили на базе ВИС-2946 с двухместной и ВИС-29461 с пятиместной кабиной. В их кузове-фургоне расположены установки тушения тонко распыленной водой высокого давления, емкости с водой до 300 л и баки с пенообразователем объемом до 30 л.

ОАО «Завод Спецмаш» из Смоленска хорошо известно пожарными автоцистернами с объемом воды до 9 м3, монтируемыми на шасси ГАЗ, «Амур», КамАЗ, ЗИЛ, «Урал», КамАЗ, IVECO, MAN. Не пропустило предприятие и выставку текущего года. Не осталось в стороне от участия в «Комплексной безопасности» и столичное АМО «ЗИЛ», за судьбой которого пристально следят специалисты отрасли.

Явно в ударе оказался Уральский завод пожарной техники. Несмотря на свою географическую близость к автозаводу «Урал», он специализируется на производстве автоцистерн, аэродромных огнеборцев, пожарных насосных станций, рукавной техники, штабных машин, автомобилей порошкового и пенного тушения не только на платформе «Уралов», но и на базе грузовиков ГАЗ и КамАЗ.

Из Челябинска со своими новинками прибыла Урало-Сибирская пожарно-техническая компания. Она представляет собой объединение промышленных предприятий, специализирующихся на производстве и ремонте пожарной техники, насосов, мотопомп и вакуумных систем. Ее оборудование часто базируется на рамах «Уралов» и КамАЗов.

НПК «Уралвагонзавод» известно спасателям гусеничными тракторами Б10М и Б10МБ для создания противопожарных полос и ликвидации пожаров, лесопожарным агрегатом ЛПА-521 для тушения низовых пожаров и ведения профилактических работ, пожарно-спасательным комплексом на базе двухзвенного гусеничного транспортера ДТ-3П для поиска и спасения пострадавших и доставки личного состава к труднодоступным местам проведения аварийных работ.

 

Не только против пожаров

Кроме пожарной спецтехники было выставлено немало других машин и механизмов. Например, ЗАО компания «Имя-М» показало бронеавтомобиль «Имя-19282» на базе Ford Transit, которые фирма выпускает с 1999 г. Большой потенциал в разработке и выпуске специальных бронированных автомобилей продемонстрировала Корпорация «Защита». Ее окрашенные в цвет хаки броневички привлекли внимание не только рядовых посетителей, но потенциальных клиентов. Что-что, а закованные в броню автомобили для России были и остаются актуальными в течение ряда лет новейшей истории.

Та же «Пожтехника» презентовала автомобиль пожарно-спасательный бронированный АПСБ-6,0-40-10 на шасси КамАЗ-63501 (8х8) с защитой по 5-му классу бронирования для проведения аварийно-спасательных и восстановительных работ в местах с повышенной опасностью. Он оборудован бульдозерным клином-отвалом, краном-манипулятором, цистерной для воды объемом 6 тыс. л, баком для пенообразователя на 400 л, дистанционно управляемым лафетным стволом с расходом 20 и 40 л/с, рукавной катушкой в заднем отсеке для пополнения воды в цистерне, системой ГЛОНАСС и комплексом видеонаблюдения.

Свою технику на суд специалистов выкатило и столичное ООО «Преспо-М». Белый цвет машин и оранжево-синие полосы по бокам недвусмысленно намекали на ведомство, которому адресована производимая предприятием спецтехника. Передвижную ремонтную мастерскую и мобильную базовую станцию связи привез на ВВЦ Мытищинский приборостроительный завод. Он также выпускает передвижные пункты управления – штабы МЧС, коротажные геофизические подъемники, автоклубы, станции гидродинамических исследований и другую спецтехнику.

Гусеничные спецмашины на выставке презентовал Курганский завод нестандартного оборудования. В его арсенале – плавающие гусеничные вездеходы с двухместной кабиной и грузовым отсеком (СМ-581-01), с пятиместной кабиной и грузовым отсеком (СМ-552-01), а также с восьмиместной кабиной (СМ-552-02). Есть в линейке и вездеход с дополнительным противопожарным оборудованием.

В разделе «Средства спасения» на выставке экспонировалась компания «Автоспектр-НН». Ее конек – мобильные инженерные комплексы, учебные классы, радиологические лаборатории, газоспасательные автомобили. На этот раз компания демонстрировала мобильный пункт управления и связи на шасси туристического автобуса MAN Lion’s Coach (6х2) и свою продукцию на платформе фургона Ford Transit.

На выставке показали также плавающий снегоболотоход «Трэкол», гусеничный вездеход «Бобр», мобильный офис на базе автобуса ПАЗ-3205,  телевизионную студию на шасси Ford Transit, газоспасательный автобус ПАЗ-32053 и десятки единиц автомобильной и специальной техники на шасси грузовиков МАЗ, ГАЗ, КамАЗ, «Урал», ЗИЛ, IVECO-АМТ, Mercedes-Benz и других марок. Любопытно, что нашлось место широкой линейке снегоходов, приспособленных для спасательных работ, за что отдельное спасибо рыбинскому ОАО «Русская механика».

…И в первый, и в последний день работы выставки «Комплексная безопасность» в павильонах и на уличных стендах было многолюдно. Это говорит о том, что мероприятие по-настоящему удалось. И не нужно быть гениальным предсказателем, чтобы понять: в следующем году эффект окажется не хуже.