Тест-Драйв "Трио от «Волгабаса»"


 

Асфальт плавился от жары, когда холдинг «Волгабас» пригласил посетить презентацию и провести тест-драйв новых автобусов на Дмитровский автополигон. Городской и пригородный «Ритмикс» на шасси Ashok Leyland и междугородный лайнер на шасси Avia того стоили. А тут еще сообщили, что мероприятие посвящено выпуску 300-го автобуса. В общем, грех было отказываться от возможности опробовать технику на ходу и напрямую пообщаться со специалистами. И я посвятил этой поездке целый июльский день.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Жажда действия

Год назад в г. Волжском Волгоградской области состоялась премьера прототипа нового мидибуса на шасси Ashok Leyland. Между тем, со времени подписания соглашения о сотрудничестве в производстве автобуса среднего класса «Ритмикс» между холдингом «Волгабас» и индийским концерном прошло два года. Трудно поверить, но на начало июля выпущено уже 308 таких пассажирских машин.

В основном из цехов предприятия выходят автобусы в пригородном исполнении, главными регионами сбыта которых являются Волгоградская область, Астрахань и Краснодарский край. Только в Астрахани у частных перевозчиков на маршрутах используется около 150 «Ритмиксов». Городские машины массово закупают Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москва. У холдинга работает 31 дилер в России, плюс торговые представители в Украине и Казахстане, а это значит, что товар будет предлагаться и там. Сейчас 15 автобусов работают в Луганской области Украины и несколько отправлены в Казахстан. Есть еще и школьная версия, но она только «с пылу,  с жару», и покупательский спрос на нее еще не изучен и не удовлетворен.

В планах компании – выпуск городского автобуса с низким уровнем пола (прототип уже есть в эскизах). А по существующим моделям адаптация делается такая, чтобы на шасси можно было поставить любой кузов. Кстати, это новое поколение шасси, а не то, что использовалось 5 лет назад. Есть вариант и с рессорной, и с полностью пневматической подвеской. Выпуск этих пассажирских машин будет налажен за пределами старой площадки в г. Волжском.

В настоящее время холдинг ведет строительство завода мощностью до 3 тыс. автобусов в год (в первый год – около 1,5 тыс. ед.). Временно оно было приостановлено из-за вопросов по геологии, но в августе все вернулось в рабочий график. Весь производственный комплекс намечено ввести в строй весной 2013 г.

На старой заводской площадке сегодняшний темп выпуска автобусов составляет 60-70 шт. в месяц, тогда как модель «Ритмикс» собирают в количестве более 100 шт. Сборка новинки осуществляется на пяти постах по новой технологии, при которой кабина собирается отдельно. На 60 % пассажирская машина состоит из пластика, борта выполнены из алюминия. В Индии шасси проходит антикоррозийную обработку методом катафореза, что дает возможность говорить о защите от ржавчины на срок не менее 10 лет.

Вся линейка модификаций «Ритмикса» уже сертифицирована. Городской, пригородный и школьный автобусы готовы к массовым поставкам на рынок. Для лучшего продвижения приготовлены 15 единиц для дилеров в Москве, Санкт-Петербурге, Сургуте, Оренбурге и Пензе.

К слову, проект «Волжанин-3290» на индийском шасси ТАТА закрыт. Сборочные мощности в Баксане по понятным причинам простаивают, а заменой как раз и выступил проект с Ashok Leyland. На новых автобусах будут двигатели экологического стандарта Евро-5 и EEV. Кстати, на выставке коммерческого транспорта IAA Nutzfahrzeuge-2012 в сентябре текущего года будет экспонироваться автобус на шасси Avia с мотором уровня Евро-5.

 

Заводские вести

В текущем году ВАП «Волжанин» выполняет крупный заказ российской столицы – 170 автобусов с двигателем MAN. И если верить генеральному директору ООО «ВАП «Волжанин» Дмитрию Мартыненко, до конца года предприятие обеспечено заказом на 500 единиц.

В ближайшее время пройдет рестайлинг модель «5270». Она станет выпускаться и с алюминиевым кузовом, и с оцинкованным металлическим. Развитие получат проекты по выпуску специальных автобусов. Например, летом проходит обкатку «Волжанин-5285-06», который отправится в Объединенные Арабские Эмираты. Осенью заказчику будет передан лайнер для паломников, совершающих хадж. Выпускаются штучные образцы техники, например, банкобус – мобильный офис Сбербанка.

Подписано соглашение с Газпромом о производстве модели на метане. По сути, стоит задача провести адаптацию двигателя, а вот автобуса на моторе, работающем на пропан-бутане, скорее всего не будет. Вопрос не столько в создании самой техники, сколько в организации инфраструктуры. Например, в Волгоградской области имелось две ГАЗС, работавшие с 8 до 17 часов. Сегодня их в области восемь, работают они круглосуточно, и все равно мощностей не хватает.

По словам руководства компании, развитие получит и проект «Дельфин». Он был приостановлен из-за активной фазы мирового финансового кризиса, но сейчас вновь реанимируется. Всего, по словам заводчан, выпущено четыре «Дельфина» (на третьем по счету мы ехали из Москвы в Дмитров). Вместе с тем, есть отличия этого лайнера от первенца. Представители завода уверяют, что будет убрана перекладина, ограничивающая обзор пассажирам – вместо нее появится цельное панорамное ветровое стекло. Вместо  двигателя Mercedes-Benz и коробки передач ZF появились агрегаты китайского производства. Но это, скорее, производственный эксперимент. На серийных машинах клиентам будут предлагаться силовые установки компаний MAN, Cumminz, Deutz, а вот агрегаты Mercedes-Benz пока использоваться не будут. Причины отказа от данной марки не комментируются – очевидно, что они явно не экономического характера. В плане сотрудничества с российскими производителями комплектующих многим отечественным предприятиям ничего не светит. Простой пример: боковое стекло из Турции обходится в 1,5 раза дешевле, чем аналогичное из Саратова. Вот вам и «покупайте отечественное»…

Сборка автобусов теперь осуществляется и в Украине, в Луганске. Мощности сборочного предприятия рассчитаны на объем до 1 тыс. ед. в год. Процесс разбит на пять этапов: досборка, покраска и сборка, сварка и сборка, подготовительное производство и заготовительное производство с нуля. Для этого приобретена современная окрасочная камера, а коллектив предприятия насчитывает более 100 специалистов, из которых 30 человек заняты на линии сборки. И хотя автобусы получают здесь свое ОТТС, это не филиал «Волжанина», а деловые партнеры.

Удивительнее другое: совместно с партнерами «Волгабас» готовится к открытию производственных площадок в странах СНГ, Европе и на Ближнем Востоке. А, может, не время строить такие планы – экономическая ситуация в мире не улучшается… Однако динамика производства «Ритмикса» – возрастающая. В октябре прошлого года было собрано всего три автобуса, в ноябре – 10, в декабре – 22. Январь стартовал с 25 собранных пассажирских машин, в феврале выпуск вырос до 33 ед., в марте – до 45, а в апреле достиг 50 ед. В мае из ворот предприятия вышли 58 автобусов, а в июне – 62. Проект поступательно набирает обороты.

 

Проект «Ритмикс»

Авторы проекта уверяют, что «Ритмикс» создавали в качестве доступной альтернативы маршрутным такси. Но такие попытки делал «Богдан» в партнерстве с Isuzu. На рынке РФ есть и белорусские «зубрята» МАЗ-256. Да и российских ПАЗ «Вектор» и его аналогов хоть отбавляй. Впрочем, и «Газели» пока с повестки дня не сняты. Но разработчики «Ритмикса» не сдаются и уверяют: их техника проста и надежна, легка в обслуживании и обеспечивает эффективность перевозок.

Городской автобус имеет несколько вариантов исполнения с числом мест сидения 18, 20, 22 или 24. У пригородного число мест составляет 30+1, у школьного – 25+3. В августе на испытания выходит опытный образец междугородного лайнера на 36 посадочных мест. Создатели «Ритмикса» отмечают его экономичность: на трассе он расходует 18 л топлива на 100 км, а в городе – всего на 2 л/100 км больше. Периодичность обслуживания составляет 10 тыс. км для ТО-1 и 20 тыс. км для ТО-2.

Производитель уверяет, что ресурс автобуса составляет около 500 тыс. км. При этом ресурс двигателя больше – он равен примерно 785 тыс. км или 10 годам эксплуатации без замены. Ресурс сцепления и подвесного подшипника карданного вала доходит до 150 тыс. км. Модульная конструкция кузова и пластиковые детали обшивки облегчают ремонт автобуса, а быстросъемная маска моторного отсека ускоряет доступ к двигателю и упрощает замену при необходимости после ДТП. Окраска и антикор кузова произведены по голландской технологии Azko Nobel, и нет сомнений в том, что на выходе заказчик получает достойный продукт.

 

Цена вопроса

Минимальная отпускная цена с завода на модель «Ритмикс» в пригородном исполнении (на шасси Ashok Leyland) составляет 1,35 млн руб., а на шасси Avia – 1,8 млн руб. Для всех трех десятков филиалов в разных федеральных округах цена одинаковая. А крупнейшими дилерскими центрами по продажам «Ритмикса» являются «Агат» в Нижнем Новгороде и «РусБизнесАвто» в Москве.

В целях маркетингового продвижения нового продукта «Волгабас» устраивает автопробеги в ключевых населенных пунктах конкретного региона. Более того, компания предоставляет технику на пробную эксплуатацию потенциальным клиентам, готовым приобрести партию «Ритмиксов». Это позволило в первый же год расширить географию продаж от Краснодара до Сургута.

Пробные поездки на полигоне показали, что в целом «Ритмикс» хорош. У него неплохая разгонная динамика, продуманная компоновка салона, невысокий уровень шума. Он стабильно держит заданное направление, прост в управлении и во время коротких поездок не утомляет. Для него подобран оптимальный список опций: кондиционер, тахограф, бортовая аудио/видеосистема, ГЛОНАСС. Определенные нарекания вызывает коробка передач, на школьной версии предпочтительнее было бы видеть коробку-автомат, а не «механику». В какой-то момент я поймал себя на мысли о том, что автобус на индийском шасси ведет себя не очень покладисто.

Некоторые стилевые решения нахожу спорными. Например, широкая боковая стойка при развороте с замахом перекрывает обзор задней полусферы: когда зеркала уже бесполезны, приходится вытягивать шею. Об удобстве доступа к агрегатам судить не берусь: на такой тест не хватило времени. Но в целом впечатление о «Ритмиксе» положительное. Главное – чтобы он устроил не только потенциальных водителей и владельцев автобусных парков, но и пассажиров,  а это уже совсем другая история.

 

 

 Основные технические характеристики «Ритмикс»

 Колесная формула, ведущие колеса

 

4х2, задние

Количество мест для сидения (город/ пригород)

18, 20,22, 24/ 30+1

Пассажировместимость (город/ пригород)

56/ 48

Габаритная длина, мм

8200

Габаритная ширина, мм

2330

Габаритная высота/ с кондиционером, мм

2765/ 2975

Колесная база, мм

4200

Колея передних/ задних колес, мм

1753/ 1621

Снаряженная масса, кг

5770-5910

Полная масса, кг

11000

Нагрузка на переднюю/ заднюю ось, кг

3800/ 7200

Тип двигателя

Дизельный Евро-4

Число и расположение цилиндров

6, рядное

Рабочий объем, см3

5759

Максимальная мощность, л. с./ об/мин

165/ 2500

Максимальный крутящий момент, Нм/ об/мин

550/ 1200-1800

Коробка передач

5-ступ. механическая

Подвеска передняя / задняя

Зависимая / зависимая

Размерность шин

235/75 R17.5