Автобусный парк "Демонстрация лучших лайнеров мира"


 

Специалисты говорят: если вас нет в Ганновере – вас нет вообще. Они имеют в виду участие в крупнейшем в мире салоне коммерческого транспорта. И хотя у автобусников есть свои выставки вроде Busworld в бельгийском Кортрайке, они предпочитают не пропускать IAA в Германии. Как и домашняя площадка, она открывает возможности демонстрировать новинки, заявлять о себе максимально широко и находить новых клиентов раз в два года. По этой причине пропустить ее просто невозможно.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

ЗАСТАВКА, без подписи

08575 или 08576         (фото кресел с плюшевыми мишками, которые символизируют удобство и комфорт для пассажиров).

 

Без альтернативы

В транспортном обзоре Немецкой ассоциации производителей автомобилей VDA есть такие данные: на длинных дистанциях уровень выброса СО2 у всех видов автобусов составляет всего 32 г на пассажирокилометр, в то время как на рельсовом транспорте – 52 г. На коротких расстояниях разница тоже заметна: 75 г у автобусов против 95 г у поездов. Городские и туристские лайнеры остаются наиболее популярным видом общественного транспорта. Например, в Германии автобусное сообщение для поездок выбирают 46,1 % граждан, услугами метро и трамваев пользуются 35 %, а пригородными и региональными поездами железных дорог – 18,9 %.

Несмотря на то, что год назад прошла крупнейшая в мире автобусная выставка Busworld, производители нашли, с чем пожаловать в Ганновер. Новинки были едва ли не на каждом стенде.

 

«Автобус года-2013»

Символично, что первый серийный рейсовый автобус с нормами токсичности Евро-6 – Mercedes-Benz Citaro нового поколения эксперты признали «Автобусом года-2013». Он сделан по технологии BlueTec с системой SCR и окислительным катализатором и дизельным сажевым фильтром. Премьера данного решения состоялась в 2004-м, а теперь оно нашло воплощение в коммерческом транспорте Европы, Азии и Северной Америки.

Помимо свежего дизайна MB Citaro вобрал в себя ряд технических усовершенствований. В частности, он получил разработанные практически с нуля 6-цилиндроые двигатели: ОМ 936 объемом 7,7 л и мощностью 299 или 354 л. с., а также ОМ 470 объемом 10,7 л и мощностью 360 или 394 л. с. Межсервисный интервал для них увеличен до двух лет или 120 тыс. км. Различные версии ОМ 936 есть как в горизонтальном, так и в вертикальном варианте, и все они рассчитаны на соло-версии. Для сочлененных пассажирских машин специалисты рекомендуют вертикальные моторы ОМ 470 с уникальной системой подачи топлива X-Pulse с электронным управлением и гидравлическим усилением давления. Передача крутящего момента осуществляется посредством автоматической КПП Voith или ZF Ecolife с гидротрансформатором. Конструкторы смогли выжать из новых двигателей максимальную отдачу, и в итоге расход топлива у Citaro Евро-6 до 5 % ниже, чем у предшественника с Евро-5.

Салон получил улучшенное освещение зон входа и выхода, низкие и широкие подножки, более яркие источники света под потолком, светодиоды на местах для сидения. Переработано и место водителя: оптимизированы карманы в двери, увеличено разделительное стекло, повышен уровень кресла. Петли двери кабины размещены сзади, а сама дверь открывается спереди. Но главное – отточена эргономика приборной панели и органов управления.

Впервые для низкопольного «горожанина» доступна электронная система стабилизации движения ESP. Передняя независимая подвеска, гипоидный ведущий мост НО6, регулировка уровня с электронным управлением, система подавления продольного и поперечного раскачивания кузова, биксеноновые фары головного света, «противотуманки» с адаптивным освещением поворотов, светодиодные ходовые огни – все это относится к новому MB Citaro, и это не полный перечень внедренных усовершенствований.

 

07935 или 07937, 07908, 07923, 07926, 07849, 07906, 07922 Обладатель титула «International Bus of the Year 2013» – Mercedes-Benz Citaro Euro 6

07982 или 07850         Рекуперационный модуль выдвигается на салазках с электроприводом

07909 или 07911         Водительское место – мечта профессионала: здесь все удобно и стильно

07913 или 07915, 07917       Дизельный двигатель уровня Евро-6 заслужил высокую оценку специалистов

 

«Пятисотая» Setra

Яркой звездой выставочной экспозиции стал лайнер Setra Comfort Class 500. Его мировая премьера прошла в конце сентября, а уже менее чем через месяц он был доступен для тест-драйва специалистам, клиентам и прессе.

Новый Comfort Class стал длиннее предшественника на 95 мм, колесная база увеличена на 10 мм, при этом передний угол въезда остался прежним, а задний составляет 6,9 градусов. Раму удлинили на 40 мм, что позволило увеличить багажные отсеки с 8,4 до 8,5 м3, а без туалета – до 9,7 м3. Но даже при наличии туалета и спального места второго водителя объем багажного пространства составляет 6,9 м3.

Этот шедевр автобусостроения демонстрирует превосходную аэродинамику: сопротивление воздуха уменьшено на 20 %, за счет чего до 5 % снижен расход топлива. На нем впервые используются плоские стеклоочистители Aquablade со щетками длиной 1 000 мм и равномерным распределением жидкости для омыва стекол. Высота салона увеличена с 1 900 до 2 100 мм. В передней части до места водителя ступени имеют комфортную высоту 184 мм, а дальше к проходу – 220 мм. На заднем входе высота ступеней выдержана с интервалом 250 мм.

Место водителя поднято на 50 мм, до уровня 910 мм, что улучшило обзор. Сидящий за рулем может регулировать рулевую колонку при помощи педали с электропневмоприводом. У лайнера предусмотрена обучающая мультимедийная система CMS и множество других устройств. Одно из важнейших в этом списке – ассистент внимания ATAS. На основе характера управления и торможения, подтверждения указателя направления движения, скорости автобуса и времени суток система непрерывно запрашивает информацию о состоянии водителя. При превышении определенного значения раздается неслышный для пассажиров электронный сигнал в виде вибрации водительского кресла. Подробнее с люксовым лайнером можно ознакомиться в статье «Королева комфорта», публикуемой в этом же номере журнала.

 

07803                  Мировая премьера Ганновера-2012 – туристический лайнер Setra S517HD (6x2)

08027                  Автобус 500-го семейства получил измененную головную оптику

07878 или 07869, 07802       Setra ComfortClass 500 был показан и в двухосном варианте

07870                  Люксовый салон немецкого лайнера располагает к приятному путешествию

07871 или 07872         Комфортабельное рабочее место понравится даже искушенному водителю

08032 или 08031         Двигатель автобусов Setra нового поколения ComfortClass 500

 

MAN и Neoplan

В рамках концепции Efficient Line компания MAN Truck & Bus AG наряду с грузовиками создала и автобус Lion’s City Hybrid. Модель Lion’s Coach Efficient Line кроме снижения выбросов обеспечивает экономию до 3 700 евро в год. Доступной стала бортовая система MAN Telematics для iPhone и iPad, карточка MAN используется в сети DKW.

Яркая новинка сезона – Neoplan Jetliner. Его выпускают в двух вариантах габаритной длины (12,3 и 13,05 м), с багажниками объемом до 8 м3, лампами LED и двигателями MAN D20 мощностью 360 и 400 л. с. Лайнер способен работать как в междугородном, так и в межрегиональном сообщении, обслуживать туристов и дома отдыха. Как и предыдущая версия, его основной рынок сбыта – Центральная и Западная Европа.

 

08665 или 08666         MAN Lions City Hybrid можно встретить не только на выставке, но и на улицах немецких городов

08643 или 08772         Сочлененный MAN Lions City GL CNG привлек внимание перевозчиков Евросоюза

08794                  Двухпалубный MAN со сдвижной крышей. Такие очень любят европейские туроператоры

 

08660 или 08661         Междугородный лайнер Neoplan Jetliner выполнен в лучших традициях фирмы

08663 или 08664         Инструментальная панель: в ней усматривается преемственность и здоровый консерватизм

 

С нулевым выхлопом

В Ганновере также присутствовали транспортные средства с нулевым выхлопом. В частности, низкопольный CitySmile CS10E от компании AMZ-Kutno SP Zoo. Незамеченным не остался 12-метровый Electro-Bus от фирмы Ebusco B.V. и Ford Transit Smith Electro от TS Fahrzeugtechnik GmbH. Пожалуй, самым представительным в данной когорте стал польский 12-метровый городской автобус с низким уровнем пола Solaris Urbino 12 Electric.

 

07772         Компактность – одно из главных преимуществ Volvo BSR

08249                  Volvo 7900 Hybrid был участником Bus Euro Test и номинировался на звание «Автобус года»

08251 или 08253         Volvo 8900 - любимец скандинавских транспортных операторов

 

08488                  Для пригородных автобусов наличие инвалидных мест стало нормой

 

08030                  В клубных автобусах все чаще встречается именно такая компоновка «камчатки»

 

Турецкая рать

Две мировые премьеры устроил Ankai: HFF6110GS-1 и HFF6904KZ-8. Первый автобус при габаритах 11,4х2,5х4,0 м является двухпалубным и предлагает более 70 посадочных мест: 25 на нижней палубе и 46 на верхней. Второй демонстрирует компактность: 8,99х2,5х3,35 м, и рассчитан на перевозку людей по формуле 15+1.

Двумя новинками был богат стенд турецкой компании Otokar: Vectio U LE и Navigo T. При габаритной длине 9,165 м и колесной базе 4271 мм пригородный Vectio U LE обладает 29 местами для сиденья и площадкой для двух инвалидных кресел. А 8,4-метровый «турист» Navigo T на 35 мест занял промежуточное положение между такой моделью длиной 7,7 м и 10-метровым Vectio T.

 

08476         или 08506 Otokar Navigo T был отмечен стикером New

08482 или 08479, 08481       Otokar Vectio U LE – одна из двух премьер компании на IAA-2012

08473 или 08471, 08472, 08510    Otokar Centro C имеет одну широкую дверь и откидную аппарель для въезда и съезда инвалидов-колясочников

08474                  Otokar Vectio C – одна из самых массовых моделей турецкой фирмы

08475                  Компактные габариты туристического Otokar Vectio Т позволяют использовать его в исторических центрах городов

08478                  Как и другие модели, Otokar Territo был окрашен в шоколадный «металлик»

 

08461 или 08462         TemSA MD9 LE, классический представитель турецкого автобусостроения

08511 или 08513, 08514, 08518    TemSA MD9IC для междугородных и пригородных маршрутов

08519                  Руль и приборная панель TemSA MD9IC выполнены с учетом пожеланий клиентов

08520                  Интерьер TemSA MD9IC выполнен в черно-белых тонах. В  корме справа по ходу установлена туалетная кабина

08522                  Обновленный 12-метровый «турист» TemSA Safari HD

08467                  Руководство холдинга TemSA в хорошем расположении духа

08469                  Avenue LF – одна из самых удачных моделей TemSA, хотя и не самая популярная

 

Не числом, а идеей!

Компактным является и туристический Sahara – первый внедорожный экскурсионный автобус полной массой до 3,5 т, изготовленный фирмой HRZ Reisemobile GmbH. А вот 14-метровый Viseon LDD Open Top с 400-сильным двигателем MAN – представитель экскурсионной элиты. Это трехосный двухпалубный лайнер со сдвижной крышей, способный перевозить до 101 пассажира. По соседству с ним фирма экспонировала и компактную версию C-Series, которая объединяет полдюжины моделей.

 

08523                  Десятиметровый Viseon C10 (4x2)

08527                  Двухпалубный Viseon LDD14 (6x2) может перевозить 101 пассажира

08530                  Рабочее место водителя Viseon LDD14 оформлено просто, но продумано до мелочей

 

Полной неожиданностью стало присутствие Львовского автобусного завода, да еще с двумя мировыми 12-метровыми новинками: 400-сильным «туристом» Lemberg на полсотни человек (49+1+1 или 51+1+1) и 280-сильным полунизкопольным городским CityLAZ-12 CNG, оснащенным силовой установкой MAN. Еще одна премьера – пригородный Liner 9, который может быть и шаттлом в аэропорт, и мобильным госпиталем.

 

08484 или 08485, 08490       Трехдверный городской CityLAZ-12 CNG оснащен двигателем мощностью 280 л. с.

08492                  По европейским меркам у полунизкопольного ЛАЗа довольно аскетичный кокпит

08493                  Практичный салон «львовянина» выполнен по законам жанра

08489                  Пригородный LAZ Liner 9 призван завоевать сердца европейских транспортных компаний

 

Польская визитка

Богатым на мировые премьеры по традиции стал стенд Solaris. Здесь демонстрировали три модели: сочлененный Urbino 18,75 с увеличенной на 75 см (до 18,75 м) габаритной длиной, 12-метровый междугородный Urbino 12 Ü на 44 посадочных места и междугородный Interurbino. Два первых справили мировую премьеру, третий – немецкую.

 

08538                  Одна из премьер выставки – сочлененный городской низкопольник Solaris Urbino 18,75

08463         или 08464 Электрифицированный 12-метровый городской автобус Solaris Urbino 12 Electric

08533 или 08534         Пригородный Solaris Urbino 12 Ü: новый взгляд на пассажирские перевозки из Польши

 

China models

Щедр на новинки и китайский автопром. Например, Golden Dragon выставил одну мировую, пять европейских и одну немецкую премьеру, плюс концептуальный гибрид. Мировая премьера – это трехдверный городской низкопольный XML6125CL. Он рассчитан на перевозку 94 человек, оснащен двигателем Cummins ISB6.7 и коробкой передач ZF Ecomat. Высота входа составляет менее 340 мм, а ширина дверных проемов превышает 1250 мм.

Впервые в Германии показан туристический Explorer: с двигателем мощностью 340-420 л. с., топливными баками объемом более 800 л, багажными отсеками свыше 10 м3 и салоном с максимальным числом сидячих мест до 53. Представлен и гибрид GHS IV, экономящий 25 % топлива и снижающий вредные выбросы на 60 %. При этом это не опытный образец – у китайских операторов уже занято более 1 200 таких автобусов.

Другие образцы от Golden Dragon оказались в разряде европейских премьер и были, что называется, на любой вкус и кошелек. Например, низкопольный 8-метровый XMQ6800AGD с двигателем Cummins и автоматической трансмиссией ZF рассчитан на 12 пассажиров и двух сопровождающих. Девятиметровый туристический XMQ6900H тоже с двигателем Cummins Евро-5 мощностью 250 л. с. берет на борт 33 пассажира. «Турист» XMQ6996Y длиной 9,9 м с 300-сильным мотором Cummins Евро-5 рассчитан на перевозку 39 пассажиров; у него на борту шина передачи данных CAN-Bus, системы EBS и ESP, цифровой тахограф, а также электронная система управления.

Более полусотни человек берут на борт лайнеры Golden Dragon XMQ6130C длиной 12,95 м и 12,2-метровый XMQ6129Y. Междугородный XMQ6130C оснащен американским двигателем Евро-5 мощностью 380 л. с. и рассчитан на 59 пассажиров, а XMQ6129Y укомплектован 400-сильным мотором, полуавтоматической коробкой передач ZF, туалетной кабиной, системами EBS, ESP и перевозит 51 пассажира.

 

08551         или 08548 Стенд KingLong. Без этого производителя из КНР представить автобусную экспозицию уже невозможно

 

Scania «не про нас» и другие бренды

Две мировые премьеры были у Scania: пригородный OmniExpress 3.20 с двигателем Евро-6 и междугородный Higer A30. Немецкой премьерой стал Citywide LF и LE для городских и пригородных пассажирских перевозок. Он имеет двух- и трехосное исполнение, а также сочлененную версию.

 

08304 или 08306         Двенадцатиметровый Scania CityWide LE оснащается 9-литровым 320-сильным двигателем Евро-5 и 6-ступенчатым «автоматом» ZF Ecolife со встроенным ретардером

08308         или 08390 Салон с поднятой кормой спроектирован по формуле посадочных мест 39+4+1

08388                  Приборная панель и органы управления Scania CityWide LE

 

08311                  В отличие от новейшей модели CityWide LE, пригородный OmniExpress уже поставляется в Россию

08312                  Место «рулевого» в шведском автобусе почти безупречно

08313                  Салон OmniExpress по-скандинавски просторен и комфортабелен

 

Несколько пассажирских машин показали Omnibus Trading, VDL Bus & Coach, Ernst Auwarter, MCV. Многозвенные и сочлененные автобусы в Ганновер прикатили голландский VanHool, немецкий MAN и израильский производитель Haargaz Group. В дни прессы интерес к ним был на удивление мал. Хочется верить, что у транспортных операторов – совсем наоборот…

 

08606 или 08607         Сочлененный автобус Urbanit из Израиля длиной 18,75 м имеет внутреннюю высоту 2320 мм и рассчитан на перевозку 140 пассажиров, в том числе 40 – на сиденьях

 

08579                  Стенд частной компании VanHool из Голландии

08582                  VanHool TX21 Altano (6x2) – верное и проверенное решение

08580 или 08581         Сочлененный VanHool eBus имеет привлекательный дизайн и продуманную эргономику

08583                  Даже передние колеса VanHool eBus закрыты обтекателями

08588 или 08590         Салон городской «гармошки» дизайнеры нарядили в красно-серые тона

 

08540                  Городские автобусы VDL SLF-120 и Citea LLF популярны в странах Бенилюкса

08546 или 08547         Туристический VDL Futura – обладатель титула «Coach of the Year»

 

08572                  Volgabus показал фото «Ритмикса» с новой «мордахой». Живьем автобус подготовить к выставке не успели

 

08499 или 08495         Altas – пример эксклюзивного корпоративного транспорта из Прибалтики

08498                  Передняя панель микроавтобуса обшита замшей

 

08500 или 08501, 08502       Полностью измененный интерьер и салон VIP-класса создают исключительно на заказ

 

08554                  SunStar на шасси MAN: типичное решение типичной проблемы частных кузовостроителей

 

08558 или 08562         SunSet C – экскурсионный автобус с открытой зоной на шасси Mercedes-Benz Sprinter

 

08565 или 08566, 08567       Пассажирский Sundancer построен с использованием агрегатной базы Mercedes-Benz

 

08578                  Auwarter Team Star создан на проверенной платформе Mercedes-Benz Vario O818

 

08595 или 08596         Лифт UYL смонтирован на борту Isuzu Turquoise.

 

08603                  Кузов туристического MCV600 с внушительными багажными отсеками покоится на базе Mercedes-Benz

 

08657 или 08658         Volksbus Flex CNG/ Diesel – концепт из Латинской Америки