Автоспорт "Финиш сезона под знаком Shell"


 

Заключительный, 11-й этап Чемпионата Европы 2012 г. по трак-рейсингу прошел во французском Ле-Мане под проливным дождем. Финиш сезона на легендарном автодроме «Кольцо Бугатти» был в чем-то символичным: именно здесь в 1985-м организаторы устроили первую «грузовую» гонку. В нынешнем году на трассе, в паддоках и на трибунах доминировал желтый цвет: официальным спонсором финального этапа 2012 FIA European Truck Racing Championship (ETRC) выступил бренд Shell Rimula.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Трасса-легенда

Достаточно произнести слово «Ле-Ман», чтобы пульс настоящего фаната автоспорта участился, а в кровь хлынул высокооктановый адреналин. В качестве гоночной трассы эта местность используется без малого век, с 1921 г., и ее известность прежде всего связана с круглосуточной гонкой «24 часа Ле-Мана».

По посещаемости это, конечно, не немецкий Нюрбургринг, где за гоночный уик-энд за борьбой спортсменов и команд собирается до 250 тыс. зрителей (в нынешнем году – около 185 тыс.), но тем не менее. По оценкам организаторов, в последние годы ле-мановский этап по трак-рейсингу собирал у трассы порядка 54 тыс. зрителей. Это, кстати, второй результат по посещаемости таких соревнований. Из-за непогоды в нынешнем году побить местный рекорд притока гостей, увы, не удалось. Зато те, кто пришел, не пожалели: все дождевые заезды оказались очень зрелищными и захватывающими со старта до финиша.

Здесь проводится не один и не два, а несколько видов автомобильных и мотоциклетных соревнований не только в сезон, но даже в один уик-энд. Достаточно вспомнить гонки легковых прототипов, MotoGP и один из самых зрелищных видов борьбы – трак-рейсинг. Общая длина круга на гонках грузовиков составляет 4 180 м, средняя скорость – 119,44 км/ч, рекордное время прохождения – 2 мин. 05 сек.

Дождь внес свои коррективы в финальную серию заездов, которые не обошлись без столкновений и даже переворачиваний. Впрочем, в этом кроется особенность Ле-Мана: эту трассу просто так не покоришь, а уж победу добыть и вовсе сложнее сложного. Забегая вперед, отмечу: на этот раз из четырех контрольных гонок только одну выиграл претендент на чемпионский титул Йохен Хан, а в остальных финишах его даже не было в призовой тройке!

 

Спонсор с ракушкой

Почему масельный бренд выбрал для собственной рекламы именно этот вид автоспорта? Вопрос, что называется, на слуху, но его озвучивали и гости мероприятия 2012 Shell Rimula Global Promotion «Выиграй поездку во Францию и посмотри на самые быстрые грузовые автомобили в Европе».

Ответ на вопрос дал технолог по маслам Shell Rimula Кейт Селби. Это моторное масло создано для высоконагруженных двигателей и где, как не на автогонках, заявлять о достоинствах продукта. Масло было создано для повышения эффективности защиты от окислений, отложений, износа и обладает более высокими характеристиками, чем того требуют промышленные стандарты API, ACEA. Более того, полностью синтетическое масло Shell Rimula R6 LME позволяет снизить расход топлива до 2 % в сравнении с продуктом 10W-40.

Эксперты утверждают, что производитель с логотипом в виде стилизованной ракушки выполняет большой объем полевых испытаний дорожной и внедорожной техники буквально по всему миру: в Европе, США, Африке и на Дальнем Востоке. Во избежание повышенного износа двигателя огромные ресурсы инвестируются в разработку инновационных химических составов. В моторных маслах для грузового транспорта появляется больше присадок, чем в аналогичных продуктах для легковых машин – это вызвано заботой об увеличенных интервалах замены масла и низких эксплуатационных затратах владельцев транспорта.

Теперь вы понимаете, почему для спонсорства Shell Rimula был выбран финиш сезона в европейском трак-рейсинге: где, как не здесь, привлекать внимание тысяч коммерческих перевозчиков на трассе и миллионов у телеэкранов.

 

Русские в Ле-Мане!

Под занавес европейского чемпионата по трак-рейсингу небеса разверзлись и на несколько дней зарядили дожди. Трассу не то, что смочило – ее чуть ли не смыло. Все тренировки, классификация и почти полностью все гонки были «мокрыми» не только по состоянию асфальта. Тем не менее, на старт заключительной гонки сезона вышли 24 пилота, включая российских гонщиков.

Особое внимание было приковано к российской команде «Red Ice Racing», за которую выступал Юрий Егоров. Его «носатый» Freightliner со стартовым номером 25 хорошо запомнился многим зрителям. В первой гонке он совершил мощный прорыв с 19-й на 15-ю позицию, а во второй финишировал 17-м.

В воскресенье стихия так разгулялась, что старт третьей гонки пришлось давать фактически после трех кругов – два круга машины прошли за машиной безопасности, а первый «боевой» круг под желтыми флагами был без обгонов. Здесь Юрий Егоров снова стал 17-м. А вот в четвертой гонке после рестарта из-за массового завала  наш соотечественник подбирался к первой половине пелетона. В разгар борьбы Егорова за 12-е место с голландцем Эрвином Кляйнагельвуртом, сзади на его тягач налетел испанец Хосе Бермехо, грузовик которого вылетел с трассы и перевернулся через кабину. Страшное зрелище заставило поволноваться за жизнь и здоровье гонщика, но на этот раз обошлось. Между тем Егоров увидел отмашку клетчатого флага на 18-м месте.

Таким образом, в сезоне-2012 дебютант соревнований, команда «Red Ice Racing» боролась за очки на трех этапах: в Германии (Нюрбургринг), России (Смоленское кольцо) и Франции (Ле-Ман). Лучший результат (9-е место) был показан на домашней гонке, и это, говорят спортсмены, не предел. В сезоне-2013 русская команда, хотя и с одной машиной, намерена участвовать во всех гонках и на каждом этапе добывать очки.

Ну, а чемпионские амбиции, как и год назад, смог отстоять немец Йохен Хан. В Ле-Мане он набрал на 20 очков больше, чем ближайший претендент на титул испанец Антонио Альбасете (оба – на автомобилях MAN). А в итоговом протоколе между чемпионом и серебряным призером разрыв составил уже 49 очков. «Бронза» у представителя Чехии Адама Лацко, к которому близко подобрался его коллега Маркус Острайх на Renault (разрыв между ними – 19 очков).

Командное первенство выиграла «Renault Trucks – MKR Technology». Она набрала ровно 1000 очков и завоевала титул Чемпиона Европы по трак-рейсингу второй раз после триумфа 2010 г.

Гонка в Ле-Мане, где Энтони Жанек на Renault Premium занял четыре призовых места во всех четырех заездах и поднялся на 9-е место в общем зачете, подтвердила непредсказуемость спортивного счастья. Она же подарила надежду на зрелищный сезон 2013 г., который также должен стать интригующим от первого старта с ходу до последнего взмаха комиссара с бело-черным клетчатым флагом. Наверно, за это и любят большой автоспорт!

 

Результаты XI этапа. Ле-Ман

13 октября. Гонка 1

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Автомобиль

Страна

1.

01

Йохен Хан

MAN

Германия

2.

05

Дэвид Вршецки

Freightliner

Чехия

3.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

 

13 октября. Гонка 2

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Автомобиль

Страна

1.

12

Норберт Кисс

MAN

Венгрия

2.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

3.

15

Мика Мякинен

MAN

Финляндия

 

 

14 октября. Гонка 3

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Автомобиль

Страна

1.

06

Маркус Бёзингер

Renault

Швейцария

2.

03

Адам Лацко

Renault

Чехия

3.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

 

14 октября. Гонка 4

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Автомобиль

Страна

1.

12

Норберт Кисс

MAN

Венгрия

2.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

3.

03

Адам Лацко

Renault

Чехия

 

Результаты XI этапа Le Mans 2012 (по итогам четырех гонок)

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Грузовик

Страна

Очки

1.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

42

2.

05

Дэвид Вршецки

Freightliner

Чехия

37

3.

06

Маркус Бёзигер

Renault

Швейцария

35

4.

01

Йохен Хан

MAN

Германия

32

5-6.

03

Адам Лацко

Renault

Чехия

26

5-6.

12

Норберт Кисс

MAN

Венгрия

26

7.

15

Мика Мякинен

MAN

Финляндия

22

8.

04

Маркус Острайх

Renault

Германия

13

9.

02

Антонио Альбасете

MAN

Испания

12

10.

27

Герд Кёрбер

IVECO

Германия

7

11.

14

Жан-Пьер Блейз

Renault

Бельгия

5

12-14.

20

Хавьер Марьезкуррена

MAN

Испания

4

12-14.

16

Фрэнки Войтишек

MAN

Чехия

4

12-14.

19

Доминик Лачезе

MAN

Франция

4

15.

77

Рене Рейнерт

MAN

Германия

2

16.

18

Жереми Робиньо

MAN

Франция

1

 

Зачет пилотов в Чемпионате Европы 2012 г. по трак-рейсингу

 

Позиция

Стартовый №

Пилот

Грузовик

Страна

Очки

1.

01

Йохен Хан

MAN

Германия

517

2.

02

Антонио Альбасете

MAN

Испания

468

3.

03

Адам Лацко

Renault

Чехия

330

4.

04

Маркус Острайх

Renault

Германия

311

5.

05

Дэвид Вршецки

Freightliner

Чехия

284

6.

06

Маркус Бёзигер

Renault

Швейцария

282

7.

15

Мика Мякинен

MAN

Финляндия

160

8.

19

Доминик Лачезе

MAN

Франция

159

9.

10

Энтони Жанек

Renault

Франция

147

10.

12

Норберт Кисс

MAN

Венгрия

98

11.

27

Герд Кёрбер

IVECO

Германия

69

12.

77

Рене Рейнерт

MAN

Германия

61

13.

20

Хавьер Марьезкуррена

MAN

Испания

27

14.

18

Жереми Робиньо

MAN

Франция

14

15.

23

Хосе Бермехо

MAN

Испания

12

16.

21

Мэтью Саммерфилд

MAN

Великобритания

12

17.

14

Жан-Пьер Блейз

Renault

Бельгия

11

18.

16

Фрэнки Войтишек

MAN

Чехия

11

19.

40

Хосе Родригеш

MAN

Португалия

7

20.

66

Жан-Филипп Беллок

MAN

Франция

6

21.

24

Эллен Лор

Mercedes-Benz

Германия

5

22.

18

Томас Робиньо

MAN

Франция

1

Примечание. С 23 по 38 место расположились пилоты, не набравшие очков.

 

 

Зачет команд в Чемпионате Европы 2012 г. по трак-рейсингу  

 

Позиция

Название команды

Основные пилоты

Марка грузовика

Набранные очки

1.

MKR Technology

Адам Лацко,

Маркус Острайх

Renault

1000

2.

Pneu Bösiger-Team 14

Маркус Бёзигер, Энтони Жанек

Renault

766

3.

Blaise/ Bouzige Truck Racing

Жан-Пьер Блейз,

Оливье Боузиг

Renault

341