Интервью "Старховая зашита реалии, возможности.."


 

Страховая защита: реалии, возможности, перспективы…

За короткое время полис ОСАГО стал самым массовым видом обязательного страхования: люди начали доверять страховым компаниям и более ответственно относиться к вопросам страхования. Об этом и многом другом пошел разговор нашего корреспондента с президентом Российского союза автостраховщиков Павлом Буниным.

 

- Павел Борисович, РСА на рынке страхования уже десять лет. С позиций сегодняшнего дня его создание оправдалось?

- Несомненно. Российский союз автостраховщиков был учрежден 48-ю страховыми компаниями в 2002 г. в соответствии с законом об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств (ОСАГО). Согласно закону, заниматься ОСАГО в нашей стране могут только страховые компании-члены Союза. Главной задачей РСА как профобъединения страховщиков ОСАГО всегда была защита интересов страхователей и обеспечение эффективного взаимодействия участников страхового рынка. Кроме того, РСА является своего рода гарантом получения выплаты по ОСАГО, даже в случае банкротства страховой компании или отсутствия полиса обязательного страхования у виновника ДТП (в этом случае осуществляются только выплаты по ущербу жизни или здоровью). Для этого в Союзе сформирован специальный компенсационный фонд, из которого за годы своего существования РСА выплатил потерпевшим более 16,5 млрд рублей. По мере работы Союза его функции постепенно расширяются. Например, в 2009 г., когда Россия стала участницей международной системы «Зеленая карта» – аналог ОСАГО при выезде за границу - по распоряжению Правительства РФ именно на базе РСА было создано российское Бюро «Зелёная карта». В 2011 г., в соответствии с принятым законом о техосмотре, на РСА были возложены новые функции по организации системы технического осмотра.

 

- Прошло десять лет, какие достижения можно считать главными в деятельности Союза за это время?

- Во-первых, ОСАГО уже воспринимается не только как социальная мера, гарантирующая возмещение потерпевшим в автомобильных авариях, чего мы добивались, но и как надежный финансовый инструмент. Посудите сами: до введения закона охват добровольным страхованием был незначительным – примерно 5–10 % от всех автовладельцев. Это означает, что в 90 % случаях потерпевший в ДТП оставался один на один со своими проблемами и, в лучшем случае, часть убытков ему возмещал виновник. На сегодняшний день ОСАГО – один из самых массовых видов обязательного страхования: в России по нему ежегодно страхуется более 90 % транспортных средств. Во-вторых, нам удалось сформировать у страхователей правильное, адекватное восприятие страховой защиты. Ежегодно около 2 млн  потерпевших, пострадавших в ДТП, получают страховое возмещение по ОСАГО. Сумма ежегодных выплат превысила 55 млрд рублей. И в-третих: рынок ОСАГО показывает стабильные результаты, люди начали доверять страховым компаниям, стали более ответственно относиться к вопросам страхования. На мой взгляд, эти факторы и являются нашим главным достижением.

 

- Вы не раз говорили, что важная задача Союза – реализация проектов, направленных на пропаганду безопасности дорожного движения. Насколько успешны ваши социальные кампании, программы и реализуемые проекты?

- Действительно, РСА совместно с Госавтоинспекцией и общественной организацией «Движение без опасности» в течение многих лет занимается проблемой безопасности дорожного движения. Мы обращались к таким темам, как обязательное использование ремней безопасности, недопустимость вождения в состоянии алкогольного опьянения, необходимость соблюдения скоростного режима, обеспечение безопасности пешеходов в темное время суток и т. д.

В этом году мы решили вновь вернуться к теме предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма и снижения аварийности с участием детей в социальной кампании «Автокресло – детям». По данным Всемирной организации здравоохранения, использование удерживающих устройств снижает смертность среди детей-пассажиров на 54 %, а риск получения травм - на 70 %. Цель одна: каждый родитель должен понять, что использование автокресел – не просто обязанность, а реальная возможность защитить своего ребенка в случае аварии.

Также в этом году совместно с Департаментом обеспечения безопасности дорожного движения МВД России мы проводим крупномасштабную  социальную кампанию «Пешеходы», целью которой является привлечение внимания общественности к проблеме нарушения правил дорожного движения самим пешеходом, который переходит дорогу в неположенном месте, и становится причиной многих аварий. Мы уверены, что новая кампания поможет спасти немало жизней, убедит людей не торопиться и соблюдать все правила дорожного движения.

Для нас главный показатель эффективности кампаний – спасенные жизни, и мы видим реальный результат в этой области. Именно это и вдохновляет на дальнейшую работу по снижению уровня аварийности на российских дорогах и предупреждению ДТП.

 

- В последнее время актуальность снова приобрела тема Европротокола. Что происходит в этой области?

- Процедура упрощенного оформления ДТП без сотрудников Госавтоинспекции –  Европротокол – действует в России с 1 марта 2009 г. Изначально Европротокол вводился для того, чтобы облегчить жизнь водителям и избавить их от многочасового ожидания сотрудников полиции на месте ДТП, что соответствует европейской практике. По данным РСА, за последний год доля убытков, урегулированных без участия сотрудников ГИБДД, выросла до 8 % (в прошлом году эта цифра составляла лишь 6 %).  Нужно признать, что российские водители настороженно относятся к Европротоколу: с одной стороны, многих смущает лимит в 25 тыс. рублей, с другой, – есть сомнения, что страховая компания не откажет в выплате. Расширение практики оформления небольших ДТП без участия сотрудников дорожной полиции – одна из актуальных задач страхового рынка. Недавно РСА подписал соглашение о сотрудничестве с «НИС ГЛОНАСС» и направил в Минфин России предложения по включению в закон об ОСАГО положения о необходимости применения спутниковой навигации ГЛОНАСС или ГЛОНАСС/GPS и видеорегистраторов при упрощенном оформлении ДТП. В проекте поправок в закон об ОСАГО, который сейчас находится на рассмотрении в правительстве, эти предложения учтены.

Предлагается экспериментально ввести «безлимитный» Европротокол для четырех регионов – Москва, Московская область, Санкт-Петербург и Ленинградская область – при условии, что оба транспортных средства, участвовавших в аварии, будут оснащены спутниковыми устройствами слежения или видеорегистраторами. В остальных регионах лимит выплат по Европротоколу предлагается повысить до 50 тысяч рублей. Таким образом, практика упрощенного оформления ДТП может стать более привлекательной как для автомобилистов, так и для страховщиков.

 

- С начала 2012 г. Союз осуществляет аккредитацию операторов техосмотра. Что уже удалось сделать, и сколько на сегодняшний день аккредитовано операторов техосмотра?

 - На сегодняшний день в Реестр операторов ТО внесено 3 205 организаций: аккредитовано 1 307 новых операторов технического осмотра, на рассмотрении находится около 1 900 заявлений от потенциальных операторов. Ежедневно РСА аккредитует примерно пять новых операторов технического осмотра. Очереди на пунктах ТО ликвидированы. По сути, сейчас создается новый рынок услуг по проведению техосмотра. Закон действует 11 месяцев, но количество операторов уже превысило показатели прошлого года. Это значит, что заинтересованность предприятий малого бизнеса в новом рынке есть, а значит, растет конкуренция, а у потребителя появляется возможность самостоятельно выбирать оператора, исходя из соотношения цены и качества услуг.

 

- Каких ещё нововведений в области ТО и ОСАГО ждать автовладельцам в ближайшее время?

- В первую очередь, с 1 января 2013 г. будет введена в эксплуатацию единая информационная система АИС РСА. Теперь при заключении договора ОСАГО страховщик будет обязан внести все данные о страхователе в базу данных и проверить в компьютерной системе, прошел ли автомобиль техосмотр. Кроме того, по этой системе страховщик сможет посмотреть страховую историю автовладельца и рассчитать правильный коэффициент бонус-малус (понижающий или повышающий коэффициент в зависимости от аварийности). Теперь избежать применения повышенного коэффициента, сменив страховую компанию, больше не получится – доступ к единой базе будет у всех страховщиков.

Среди других изменений, которые активно обсуждаются на страховом рынке, – повышение страховых сумм по ОСАГО (до 400 тыс. рублей за вред, причиненный имуществу, и до 500 тыс. рублей – за вред, причиненный жизни и здоровью), а также возможность установления ценового коридора. Тогда водитель сможет самостоятельно выбирать лимит страхового покрытия и соответствующий ему страховой тариф.