Мировая премьера "Volvo FH’2013: флагман из будущего"


Шведы очень почитают традиции. Вот и сейчас они остались верны себе и устроили мировую премьеру Volvo FH 2013 модельного года в родном для себя Гётеборге. Независимая подвеска передних колес, реечное руевое управление, силовой привод I-Torque, система I-See, увеличенная на кубометр кабина, экономичный двигатель Евро-6, дизайн XXI в. – они нашли, чем заинтересовать транспортное сообщество. После презентации только и разговоров было – что о новом флагмане Volvo Trucks.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

С ходу – о главном

Большинство российских перевозчиков интересует один и тот же вопрос: когда новый Volvo FH будет доступен для заказа? Предвидя этот далеко не праздный интерес, я обратился в представительство Volvo Trucks в России за разъяснениями и вот что мне ответил пресс-секретарь компании Олег Васильченко: «Новая серия грузовых автомобилей Volvo FH будет доступна для заказа российским клиентам с весны 2013 г. с поставкой к началу осени того же года. Основные продажи на рынке РФ начнутся с 2014 г., когда автомобиль станет в серийное производство на заводе Volvo Group в Калуге. Что же касается ценобразования по данному продукту, то вся информация будет обнародована ближе к старту продаж».

Параллельно в представительстве объяснили: основной приоритет в продажах магистральных тягачей на будущий год в России составит классическая серия Volvo FH. На начальном этапе вывода на рынок новой серии Volvo FH, скорее всего, речь пойдет о базовой комплектации седельного тягача с колесной формулой 4х2. Он будет оснащен 13-литровым дизельным двигателем мощностью от 400 до 540 л. с. Но продавцы из Volvo Trucks Russia готовы быть гибкими в данном вопросе и подстраиваться под специфические нужды клиентов.

По заверениям пресс-службы компании, вне всякого сомнения, с 2014 г. будут разработаны традиционные пакетные предложения на основе тягачей, произведенных в Калуге. Они получат набор дополнительных услуг из спектра комплексного транспортного решения Volvo, таких как Сервисный контракт, транспортно-информационная система Dynafleet, программа обучения водителей экономичному и безопасному вождению, фирменная одежда и аксессуары из коллекции Volvo и т. д.

 

Преемственность

Перевозчикам Volvo FH нравился с момента появления в 1993 г. Оценили его и специалисты, а жюри европейского конкурса International Truck of the Year из транспортных журналистов присудило титул «Грузовик года-1994» первому поколению, а позже и обновленной версии – «Грузовик года-2000».

До настоящего времени в серию вышли три базовых поколения Volvo FH: в 1993, 2001 и 2008-м. Модель образца 2013 г. стала основоположницей четвертой генерации. Всего за время производства шведского флагмана в мире реализовано свыше 650 тыс. грузовиков с таким обозначением. Автомобиль стал признанным фаворитом сбыта: в структуре продаж Volvo Trucks его доля превышает 60 %.

К созданию флагманской «четверки» шведы подошли очень скрупулезно. Пять лет труда, миллионы тестовых километров, финансовые затраты с шестью нулями в бухгалтерской отчетности – вот вехи создания FH’2013. В процессе разработки на вопросы специалистов ответили почти три тысячи водителей – и все ради того, чтобы сделать автомобиль безупречным по эргономике, комфорту, обзорности, топливной экономичности и другим потребительским свойствам.

 

Северный дизайн

Швеция – северная страна, но сами шведы отнюдь не северяне с точки зрения прояления эмоций. Одни недоумевают, откуда в экстерьере присутствуют «восточные мотивы». Другим невдомек, почему попытались «скопировать четвертый Актрос». Есть и третьи, и четвертые. А главный итог один: новый Volvo FH никого не оставляет равнодушным. Может, этого и пытались добиться? Шеф-дизайнер Volvo Trucks Рикард Орелл считает так: «Здорово, если грузовые автомобили выглядят внушительно, но они не должны пугать людей». Кто бы спорил…

Между решеткой радиатора и ветровым стеклом теперь находится не металл, а пластик с фирменной эмблемой и горизонтальными хромированными планками. И где теперь размещать логотип перевозчика? Шведы отвечают, не задумываясь: перевозчики могут использовать прозрачное окно в верхней части кабины – там, где обычно указано исполнение Globetrotter или Globetrotter XL. Неубедительно… А вот по мнению директора по дизайну Рикарда Орелла и специалиста по наружной отделке Асока Джорджа такая «прописка» эмблемы уравновешивает верхнюю и нижнюю части кабины.

Вертикальная стойка кабины позволила использовать стекла большего размера. Полезная площадь ветрового стекла увеличена на 17 %, боковых – на 8 %, а объем кабины вырос на кубометр! Огромная решетка радиатора маскирует щель между верхней и нижней секциями кабины, а также улучшает охлаждение высоконагруженного двигателя. Новые блок-фары получили более мощные источники головного света со светодиодами и функцией подсветки поворотов. Двухсекционные «противотуманки» вписаны в черное обрамление, что визуально делает их еще крупнее.

Очень удачными получились зеркала заднего вида: тонкие, на узком кронштейне, они на 25 % улучшили обзор с места водителя.

 

Скандинавские эскизы

Дизайнер по интерьеру Volvo FH Карина Бистрём признается, что во время прорисовки эскизов дизайнеры черпали вдохновение в скандинавских традициях…создания деревянной мебели 30-х годов ХХ века! Отделка деревом в интерьере не используется, но подход позволяет воспринимать интерьер как мастерски сделанный заказ с гарантией прочности и долгим сроком службы. В скандинавских традициях выдержана и цветовая гамма: от светлых и нежных оттенков в обивке потолка и верхней части кабины к более темным и практичным краскам в рабочей зоне и на полу.

На прежнем Volvo FH можно было только поднимать или опускать рулевое колесо, а теперь оно регулируется и по углу наклона на величину до 40 градусов. Это позволяет подгонять «баранку» под любого водителя. Диапазон продольной регулировки сиденья вырос на 4 см и составил 24 см (лучший показатель в классе). Вертикальная амплитуда составляет 10 см. Вкупе с новой формой сиденья, улучшенной системой поддержки спины и ног это позволяет чувствовать себя за рулем одинаково комфортно и коротышке, и «обломку телебашни», равно как человеку плотного телосложения или «суповому набору».

Панель приборов стала более приближенной к легковым автомобилям. Подсветка приборов – однородная, с регулировкой яркости. Символы на кнопках и переключателях внятные. Все кнопки расположены в порядке приоритета: ближе те, что важнее. Управление телефоном, навигационной ситемой и рядом функций вынесено на руль. При желании нетрудно отключить индикацию ненужных приборов, а во время остановки – погасить весь экран. По всему видно, что специалист по эргономике Питер Йоханссон с коллегами в своем направлении – дока. Впрочем, как и Ульф Андреассон, эксперт по усовершенствованию кабины.

Вертикальные стойки и наклон ветрового стекла добавили 10 см полезного пространства перед водителем. Новая концепция кабины в самой комфортабельной версии дает перевозчику 211 см вертикального пространства, так что в ней можно стоять не сгибаясь. Дополнительные 300 л вещевых отделений – по сути, эквивалент багажника легкового автомобиля С-класса. Укрупненные верхние передние отделения оснащены выдвижными полками и закрываются шторками-жалюзи. Верхние отделения в тыльной части кабины расположены не на одном, а на разных уровнях.

Идя навстречу пожеланиям перевозчиков, конструкторы увеличили объем бортового холодильника на треть, до 33 л. В нем появилась морозильная камера и секция для пластиковых бутылок объемом 1,5 л. Можно вертикально ставить литровые пакеты молока, стандартные упаковки сока и других напитков. Кстати, о питье. В вещевом отсеке под полом находится 7-литровый пластиковый бак с краном для питьевой воды.

Забота о водителе видна и по складной сушилке для мокрой одежды. По сути, это текстильный мешок с вентилятором в нижней части. Он может лишить влаги не только мелкие предметы вроде перчаток, носков, головного убора, но и более крупные – свитер, толстовку, куртку. Когда потребности в сушилке нет, она быстро и легко складывается и убирается до следующего применения. В средней части нижней спальной полки добавлены 55 мм, общая ширина выросла до 815 мм. На выбор предлагается несколько матрасов. Не вставая с кровати, можно управлять освещением, будильником, радио и кондиционером.

У нового Volvo FH не появилось кабины с ровным полом, но высота моторного тоннеля уменьшена вдвое. Более плоский пол покрыт толстым мягким ковролином. В интерьере много текстильной отделки, что объясняется стремлением снизить уровень проникающих шумов. На спальной полке крепится стол, к которому можно развернуть пассажирское кресло. Полезную мелочевку (наручные часы, записную книжку, мобильный телефон и пр.) не возбраняется класть в лоток, напоминающий поднос с высокими бортиками.

На борту есть встроенная стояночная система кондиционирования I-Park Cool. Она интегрирована в крышу и не уменьшает пространство кабины ни внутри, ни снаружи. При необходимости ее и автономный отопитель можно задействовать совместно, используя функцию Parking Climate без риска разрядки аккумуляторной батареи.

 

Приоритет безопасности

Обзорность с места водителя улучшена на 10 %, а с места пассажира – на 20 %. Сама кабина сделана очень прочной. В ударопоглощающих элементах панелей и дверей использована двухфазная сталь, в каркасе – легированная, упрочненная прессом борсодержащая сталь, применена лазерная сварка.  Кабина сохраняет жизненное пространство даже при столкновении грузовика с объектом на скорости 50 км/ч. По словам Ульфа Торгильсмана, специалиста по оценке столкновений в группе проектирования кабин Volvo Trucks, это сравнимо с ударом о припаркованный грузовик на скорости 80 км/ч. После этого водитель предположительно останется жив!

Половина ДТП с участием коммерческого транспорта на дорогах Европы заканчиваются опрокидыванием грузового автопоезда, и это было учтено при проектировании нового FH. Поскольку ветровое стекло стало вклееным и в случае аварии выдавить его невозможно, в качестве аварийного выхода был сделан люк габаритами 50х70 см. Он также отвечает требованиям к запасному выходу для машин, перевозящих легковоспламеняющиеся жидкости (спирт, бензин и т. п.).

По статистике, при ДТП большегруза с малолитражкой на одного погибшего водителя грузовика приходится девять погибших водителей легковушек. В свое время это побудило специалистов разработать и внедрить встроенную переднюю противоподкатную защиту FUPS. Но если прежняя версия «противоподкатки» при ударе смещалась на 10 см, то новая – на 20 см. Арсенал бортовых систем активной безопасности может быть сформирован за счет установки адаптивного круиз-контроля (АСС), системы оповещения при перестроении (LKS), системы поддержки при смене полосы движения (LCS) и системы предупреждения водителя (DAS). Кроме того, есть защита от взлома.

 

Инновации в цифрах

В четвертом FH появился 10-тонный передний мост (ранее был только 9-тонный). В список опций добавлена независимая передняя подвеска. Переработанная конструкция передней и задней подвесок, плюс усовершенствованные стабилизаторы позволили наполовину улучшить поперечную устойчивость. По словам Стефана Аксельссона, менеджера Volvo Trucks по управляемости и ходовым свойствам, реечный рулевой механизм существенно улучшил и курсовую устойчивость.

Шаг вперед по сравнению с предшественником и в новом шасси для установки сменных кузовов: оно предусматривает три уровня, а сейчас доступен только один. Новая компоновка шасси позволила использовать топливный бак с увеличенным на 240 л объемом.

Опционная система Dynafleet Driving подсказывает водителю, сколько времени осталось до следующей остановки. Это позволяет снизить риски и соблюдать режим труда и отдыха. Встроенная система навигации подсказывает ограничения по скорости, высоте и длине транспортного средства. Новое приложение для мобильных устройств позволяет постоянно быть на связи и контролировать стиль вождения. Появилась система беспроводного дистанционного управления с пультом в противоударном водонепроницаемом корпусе. Она упрощает погрузку и разгрузку.

В линейке нового флагмана остались моторы предшественника, включая самые мощные версии FH16 с отдачей в 540, 600, 700 и 750 л. с., развивающие максимальный крутящий момент в 2650, 2800, 3150 и 3550 Н·м соответственно. Будущей осенью компания начнет производство силового привода Volvo I-Torque, отвечающего требованиям Евро-6. По сравнению с Евро-5 у него на 77 % снижены выбросы окиси азота и на 50 % уменьшены выбросы твердых частиц. Двигатель D13 мощностью 460 л. с. с высоким крутящим моментом (до 2800 Н·м) предполагается использовать в сочетании с новой коробкой передач. Преимущество в том, что наиболее эффективный диапазон оборотов двигателя, между 900 и 1200 об/мин, обеспечивает и низкий уровень шума, и минимальный расход топлива.

Глава отдела развития двигателей Volvo Trucks Матс Францен уверяет: I-Torque снижает расход топлива на 4 %. В сочетании с системой I-See для оптимизации движения по неровной местности и другими улучшениями она позволяет сократить расход топлива до 10 %. Это означает ежегодную экономию в среднем 4 100 л топлива на одном грузовике.

Что такое I-See? Это система, регулирующая переключение передач, ускорение и торможение на подъемах и спусках. Она работает в связке с интеллектуальной трансмиссией I-Shift и «запоминает» пройденный маршрут. Когда в следующий раз машина проезжает по этому пути, I-See использует записанную информацию. Скажем, автомобиль без вмешательства водителя набирает скорость перед подъемом и тем самым сводит к минимуму количество переключений передач. Таким образом экономится до 5 % топлива.

Экономию в объеме до 1 % обеспечивают отключаемый воздушный компрессор, более экономичный генератор, сервонасос с функцией автоматической остановки. Компания предлагает и пакет для экономии топлива, разработанный для магистральных перевозок. Он включает услугу Fuel Advice – консультации по экономии топлива, обеспечивающие снижение расхода ДТ до 5 %.

Разработчики позаботились о максимальном времени безостановочной работы нового FH. Для этого в бортовую электронную систему встроен блок связи Telematics Gateway. Грузовик удаленно подключен к системе технической поддержки через сеть GSM. Сервисный центр следит за состоянием автомобиля дистанционно, контролируя износ тормозных механизмов и сцепления, состояние аккумуляторной батареи и фильтра осушителя воздуха.

Сократить простои поможет и новая услуга Volvo Action Service On Call. Ее наличие внутри грузовика можно определить по кнопке VAS на приборной панели. Нажал один раз – и тягач подключен к службе поддержки Volvo Action Service. Передаваемые коды неисправностей позволяют водителю связаться с координатором, говорящем на его родном языке. При необходимости ремонта запчасти будут подготовлены в ближайшем по пути следования или выбранном перевозчиком техцентре.

Технический прогресс неумолим, и новый Volvo FH – ярчайшее тому подтверждение.

 

 

 ПОДПИСИ К ФОТО:

 

ЗАСТАВКА: 7441 или 7385, 7386, 7389, 7401, 7468, 7472

 

РЕЗЕРВ: 7366, 7399, 7406, 7407, 7444, 7460

 

7416 Самый роскошный Volvo FH16 имеет уникальный дизайн. Это продукт для избранных

 

7422 или 7423    Чисто европейское исполнение: шведский тягач на низкопрофильной резине

 

7438 Версия с колесной формулой 8х4 с низкой крышей. Такие очень популярны в транспортных компаниях Старого Света

 

4/

7465 Вариантов исполнения нового FH великое множество, в том числе и с такой колесной формулой

 

2/

7269 или 7273, 7282   Новый продукт представлял лично главный дизайнер Volvo Trucks Рикард Орелл

 

 3/

8219 «ЭфЭйч» получил очень прочную кабину – самую прочную за всю 80-летнюю историю компании

 

7047 Шасси под установку сменных кузовов. Как и другие модели, оно имеет новую усиленную раму

 

7260 Увеличенная в размерах решетка радиатора напоминает аккуратные соты в пчелином улье

 

14\7067      Откидные ступени – традиция на тягачах Volvo: просто, надежно, практично

 

7\

7379 или 7220    В углы высокой кабины Globetrotter XL можно интегрировать дополнительные фонари наподобие таких огней на DAF XF

 

1/

7447 Для новой оптики разработана откидная металлическая защита. Пластмассовая не предлагается – слишком слабая

 

7393 или 7394    Задние фонари теперь на светодиодах, которые значительно долговечнее традиционных ламп накаливания

 

7312 Топливные баки сохранили D-образную форму. Это не просто дань традициям, а проверенное техническое решение

 

7057 Светлый потолок и большой люк размерами 50х70 см в крыше зрительно увеличивают внутренний объем

 

7212 Принципиальное стилевое решение в духе последних тенденций: светлый верх, темный низ

 

7451 Дизайнерское решение коснулось и новой подсветки кабины

 

7074 Даже дверная ручка – аэродинамической формы

 

7201 Дверной блок управления замками, зеркалами и стеклоподъемниками

 

8\

7457 Габариты современных моторов настолько велики, что такие агрегаты не встали бы в моторный отсек таких монстров прошлого века, как Krupp Titan

 

7155 Двигатель уровня Евро-6 стал крупнее в размерах

 

15\7076 или 7075        За горизонтальным лючком – два глубоких отсека

 

7072 Более тонкие зеркала: в них поворачиваются не стекла, а весь корпус.

 

7084 Чистить ветровое стекло очень удобно

 

7162 Инновационный силовой привод I-Torque

 

11\

7174 Турбокомпрессор не увидит разве что слепой

 

7177 Вместо глухой боковины возможна установка окна

 

10\

Обязательно: 7189 или 7182, 8233                Независимая передняя подвеска будет предложена в списке опций

 

Желательно: 7310 или 7435        Задняя пневматическая подвеска новой конструкции

 

7307 Пульт управления в водонепроницаемом противоударном корпусе

 

7302 Усовершенствованные рычаги и стабилизаторы улучшили курсовую устойчивость

 

7284 У отдельных модификаций компоновка агрегатов очень плотная…

 

13\

7200 или 7198    Комбинация приборов предельно лаконична и при этом информативна

 

12\

7196 Ночная подсветка приборной панели не раздражает

 

7192 Верхний бокс с полкой закрывает жалюзи

 

7332 или 7335    Отсеки на тыльной стенке тоже под защитой жалюзи

 

7349 или 7333    Фронтальные боксы закрываются скользящими шторками-жалюзи

 

5/

7339 Обзор из кабины очень достойный

 

6/

7343 Нижнюю спальную полку можно превратить в кресло-кровать

 

7350 Стиль и комфорт неразделимы: уют если не домашний, то в лучшем смысле слова гостиничный

 

7357 Вещевые отсеки под нижним спальным местом очень вместительны


Боковой подштамповке за стеклами дверей придали динамические шрихи, гармонирующие с поясной выемкой и арками передних колес. Эта площадь может оставаться металлической или остекленной – как пожелает заказчик