Обзор "Фургоны и пикапы образца 2012 года "



По оценке международных экспертов в области автомобильного транспорта, к 2017 г. продажи легких грузовиков в мире вырастут на 30 % или на 4 млн  ед. Сегмент легких грузовиков в ЕС прибавит 70 %. Например, Ford до 2016 г. будет ежегодно реализовывать 500 тыс. коммерческих автомобилей полной массой до 3,5 т, а его рыночная доля вырастет с 9,3 % до более чем 13 %. Правда, прогноз на 2012 г. выглядит менее оптимистично: 2,1 млн  легких грузовиков или на 250 тыс. ед. меньше, чем в 2011-м. Есть о чем подумать…

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Времена, когда доли рынка у конкурентов были более-менее стабильными, остались в прошлом. Ситуация меняется от года к году, и нынешний сезон не является исключением. Положение брендов на рынке фургонов и легких грузовиков Евросоюза очень плотное. Mercedes-Benz принадлежат 17,6 % рынка, 15,3 % у Volkswagen, 14,4 % у Ford, 14 % у FIAT и 11,6 % у Renault Group.

По средним фургонам пальма первенства у VW (30,3 %), второе место у Mercedes-Benz (18 %), третье у Renault Group (17,4 %), четвертое у Opel/ Vauxhall (11,3 %). На ниве больших фургонов вне конкуренции Ford – 24,1 %. Вслед за ним идут Mercedes-Benz (17,3 %) и FIAT (16,4 %). Далее следуют Renault Group (11,6 %) и IVECO (9,6 %). И на финише текущего года процентные доли наверняка в очередной раз изменятся.

Традиционное изобилие фургонов и легких бортовых грузовиков, работающих на дизтопливе и газе, в текущем году серьезно разбавлено темой электропривода. Это было заметно не столько по торговым сетям, сколько по выставкам, на которых компании демонстрировали свои новые разработки и потенциал. Не стал исключением и крупнейший салон коммерческого транспорта в Ганновере – главное событие года в отрасли. Правда, предсерийных новинок было негусто, что говорит о том, что производители осторожничают: при нестабильном рынке никто не хочет экспериментировать с инвестициями.

На стенде Citroёn в рамках IAA оказалась вообще одна мировая премьера – и та «электрическая», Berlingo Electric. То же самое можно сказать о Peugeot Partner Electric, также использующем литий-ионные батареи. Даже впервые представленный в Германии городской транспортер Peugeot Ion Cargo с кузовом от Sortimo также работает на батареях. Но в коммерческих масштабах инфраструктура под такой транспорт еще не готова, поэтому большинство перевозчиков смотрит на такой транспорт как на отдаленную перспективу, а не на основные средства ближайшего времени.

 

08973 или 08974         Стенд Citroёn был напичкан малотоннажниками на любой вкус

 

08979                  Кроха Peugeot ion работает исключительно на батареях

08978                  Французская малолитражка зависит от такого зарядного устройства

 

Немного дистанцировался от розеток FIAT. Он заявил о себе с помощью Doblo Cargo Maxi XL с крупнейшим в своем сегменте кузовом объемом 5,4 м3 (мировая премьера) и New Strada с 95-сильным турбодизелем и двойной кабиной (европейский дебют). Таких машин в Европе пруд пруди, а вот в России они пока редкие гости. Впрочем, сам сегмент в нашей стране развивается довольно активно. Об этом свидетельствуют и статистические данные Ассоциации европейского бизнеса по итогам продаж новых фургонов и пикапов за 9 месяцев текущего года.

 

08349 FIAT Doblo Eco-Drive. Приставка «Эко» служит своеобразной подсказкой

08351 или  08352                 Битопливный FIAT Doblo Bi-Fuel работает как на метане, так и на бензине

08353 или 08355         У FIAT Ducato с газовым двигателем запас хода на 400 км больше, чем у такой же модели с дизелем

08359 или 08357         Последнее слово техники из Италии – пикап FIAT Strada

08364 или 08361, 08362, 08363    Легкие грузовики FIAT Doblo Work Up уже комплектуют системой Start & Stop

08367 или 08368, 08369       Благодаря высокой крыше фургон FIAT Doblo XL берет на борт до 5,4 м3 груза

08378                  FIAT Ducato активно используют почтовые службы, чему подтверждением – экспонат в окраске DHL

08379                  Организация грузового пространства в почтовом фургоне: здесь все разделено горизонтальными полками вдоль бортов

 

В прошлом году Ford реализовал в Европе 200 тыс. легких грузовиков, а с января по июль текущего года – 110 тыс. ед. Казалось бы, повода для беспокойства нет. Но и повода для оптимизма, увы, тоже… В таких непростых рыночных условиях компания последовательно выводит новые продукты на глобальной платформе и в течение ближайших двух лет намерена полностью обновить модельный ряд. В частности, до конца 2012 г. в серию пойдут две версии «Фургон года-2013» Transit Custom: цельнометаллический фургон грузоподъемностью до 1 т и остекленный пассажирский вместимостью до 9 человек. В следующем году на конвейер встанут Transit Connect – фургон грузоподъемностью до 1 т и пассажирская версия с числом мест до семи, а также «большой» Transit грузоподъемностью от 1 до 2 т. В пассажирской линейке интересной новинкой немецкого рынка стал 9-местный Tourneo Custom с тремя рядами индивидуальных (!) кресел и вместительным багажным отделением.

Transit Connect получит два бензиновых двигателя (объемом 1,0 и 1,6 л) и четыре дизеля (три объемом по 1,6 л, плюс Econetic-Diesel). Линейку пополнят Tourneo Connect в коротком 5-местном исполнении и удлиненный Grand на 5 или 7 мест. Новый модельный ряд Transit Custom образуют фургоны габаритами 4,97-5,34 м, с грузовым отсеком глубиной до 3 м при короткой и до 3,4 м при длинной базе. Объем грузового отсека составляет 6 м3, что позволяет брать на борт до трех европаллет. Машины получат дизельные двигатели мощностью 100-155 л. с. с системой Start-Stop.

Межсервисные интервалы «Фургона года-2013» – раз в два года или каждые 50 тыс. км. Машины отличает топливная экономичность, удобство загрузки и выгрузки, адаптация к перевозке длинномерных грузов благодаря сквозной перегородке и интегрированному в крышу складному багажнику. Есть система удержания фургона на занимаемой полосе движения Lane Keeping Aid, система определения усталости водителя, камера заднего вида с дисплеем в зеркале заднего вида и мультимедийный комплекс SYNC. По оснащению фургоны все больше приближаются к классическим легковушкам, и это общая тенденция.

 

08672 или 08674, 08687       Transit Custom добыл компании Ford убедительную победу в конкурсе «International Van of the Year 2013»

08675                  Пассажирский Ford Tourneo Custom доступен в дилерской сети с осени 2012 г.

08679                  Tourneo Connect нового поколения. К нему уже присматриваются постоянные клиенты марки Ford

08682 или 08708         Этот Ford Transit грузоподъемностью от одной до двух тонн будут выпускать только в 2013 г.

08712                  Передняя панель перспективного Ford Transit, построенного на глобальной платформе

08691 или 08688         Ford Transit Connect придет на смену автомобилю с точно таким же названием

08695 или 08696         Пикап Ford Ranger Wildtrak ориентирован на активную часть автомобилистов

08698 или 08700         Ford Ranger Limited в «мундире» немецкой службы спасения на воде

 

В конкурсе «Фургон года» участвовал и Mercedes-Benz Citan, но ему повезло меньше. Тем не менее, первый автомобиль немецкого концерна в данном сегменте не получился вещью в себе: у него три варианта габаритной длины и множество модификаций. Расход топлива составляет всего 4,3 л/ 100 км, а выбросы СО2 – только 12 г/ км. Эксперты считают, что ему не грозит участь Vaneo, который в свое время сняли с производства из-за низкого клиентского спроса. Этот фургончик попадает едва ли не в самый оживленный сектор, где наряду с компаниями крупного и среднего бизнеса широко представлен частный сектор и многомиллионная армия индивидуальных предпринимателей по всему Старому Свету.

 

07494 или 07993, 07990       Mercedes-Benz Citan 108 CDI в остекленной пассажирской версии расходует всего 4,3 л/ 100 км и выбрасывает СО2 в объеме 112 г/ км

07945 или 07948, 07950, 07949, 07952 В конкурсе «Фургон года-2013» Mercedes-Benz Citan занял третье место

 

07930 или 07931         Бортовой Mercedes-Benz Sprinter 316 CDI с самосвальным кузовом Meiller-Kipper получил полный привод

07934                  Автомобиль комплектуют внедорожными шинами с развитыми грунтозацепами

 

07961                  Mercedes-Benz Sprinter NGT с газовым двигателем. Интерес к таким малотоннажникам растет из года в год

07957                  Демонстрация универсальной системы крепления грузов в Mercedes-Benz Sprinter

07971         Экологически чистый Mercedes-Benz Sprinter CO2 Free

07966 или 07967         Инновационный привод в ближайшие годы может стать серийным

07715                  Этот Sprinter собран в Буэнос-Айресе

 

07999 или 08001, 08003       Vito E-Cell с приводом от аккумуляторных батарей

08010                  Vito 113 CDI с высокой крышей

08011 или 08013, 08014                Грузовой отсек легко оборудовать под любую мобильную мастерскую

 

08019                  Компактные рефрижераторы – не просто дань моды или пробный камень, а ответ на запросы представителей малого бизнеса

 

08020 или 08022         Прочные ремни позволяют эффективно крепить любой груз

 

08006 или 08007         Mercedes-Benz Viano 2.2 CDI с подъемной крышей нацелен на покупателей-частников

08069                  На борту минивэна есть и мини-кухня

 

В текущем году полноприводный Renault Kangoo 4x4 также был отмечен стикером «Мировая премьера». Он дебютировал в сентябре. Создание этой машины обусловлено расширением спектра ее применения. Оказывается, в Европе тоже есть потребность в движении по бездорожью, которым может стать размытый после дождя грунт, небольшая строительная площадка или излюбленное место рыбалки.

Компания HMT Fahrzeugtechnik GmbH показала первый автопоезд Xtension Truck массой 3,5 т, способный перевозить 4 т груза. При этом в странах Евросоюза для его эксплуатации не требуется водительская лицензия класса ВЕ. В России этот сегмент не развит, но перспективы у него весьма многообещающие. Об этом, в частности, говорит обилие прицепного состава, выпускаемого в торговую сеть различными производителями. Конечно, нам до Европы в этом плане еще слишком далеко, но сам сегмент фургонов и пикапов развивается довольно активно. А большинство образцов, представленных в 2012-м как новинки сезона, в 2013-м мы уже увидим в качестве рабочих лошадок – без выставочного лоска и непременно с грузом: коммерческий автомобиль не должен возить воздух!

 

08446                  Xtension Truck продемонстрировал полуприцепы для тягачей на базе малотоннажников

 

08734 или 08736, 08737       Историческая сцепка: представитель XXI в. пикап VW Amarok и автоветеран из ХХ в. VW T1 выпуска 1957 г.

 

08744 или 08746, 08748       Автомобиль для истинных покорителей бездорожья: VW Canyon

 

08747 или 08755, 08760, 08749, 08750, 08751, 08759, 08761, 08768 Cross Caddy стал шагом в расширении ассортимента моделей Volkswagen

 

08774                  VW Amarok дорожных служб Германии

 

08410 или 08411, 08413       Nissan – официальный коммерческий партнер команды Формулы-1 «Red Bull Racing»

08415 или 08416         Рефрижератор Nissan NV200 Fridge нацелен на городские перевозки продуктов питания и медикаментов

08421                  В рамках IAA-2012 Nissan остался верен теме пикапов

08431 или 08432         Минивэн в окраске такси. Практично и экономично

 

08612 или 08615, 08616       Opel Combo EcoFlex – типичный трудяга индивидуальных предпринимателей

08620 или 08618         Самосвалы с двойной кабиной на базе Opel Movano активно используются в частном строительстве

08623         Пожарный автомобиль на платформе Opel Movano. Такие в Германии не редкость

08626                  Opel Movano с 19-кубовым кузовом-фургоном хорошо приспособлен для перевозок в населенных пунктах и ближнем пригороде