Репортаж "Водитель года: версия Volvo"


 

Второй раз в истории российское представительство Volvo Trucks подвело итоги национального конкурса «Водитель года: Эффективность по максимуму». И если победителя и двух призеров из числа финалистов год назад увидели посетители крупной специализированной выставки «Комтранс», то претендентов на титул 2012 г. уже награждали на Дмитровском автополигоне, вдали от больших толп зрителей и болельщиков.

 

Александр ТРОХАЧЁВ
Фото автора

 

Регламент и шансы

Для участия в конкурсе отбирались граждане РФ, с водительскими удостоверениями категории «С» и «Е», не имеющие случаев совершения по их вине ДТП за последние 12 месяцев и не лишавшиеся прав.

Отстаивать право называться лучшим среди коллег дальнобойщикам предстояло на 40-тонном автопоезде в сцепке с седельным тягачом Volvo FH, собранном на заводе Volvo Trucks в Калуге. Он имеет колесную базу 3800 мм, кабину Globetrotter XL, пакет для вождения, пакет для отдыха «Зимний», расширенный пакет опций активной безопасности. Тягач оснащен дизельным двигателем D13 Евро-3 мощностью 440 л. с. и автоматической коробкой передач I-Shift с программным обеспечением для экономичной езды. В оснащение включены моторный тормоз VEB и два топливных бака на 690 и 530 л.

По правилам соревнований автопоезд должен быть загружен и оборудован транспортной информационной системой Dynafleet для измерения расхода топлива с точностью до десятых долей. Участник имеет право использовать только выключатели света, стеклоочистителей и круиз-контроля. Переключатели АКПП и моторного тормоза должны находиться в положении «А» (автомат). Контрольная дистанция – до 15 км, время прохождения – не более 15 минут. При равенстве результатов предпочтение отдают тому, кто проехал весь маршрут за наименьшее время. Выход за рамки ограничений по времени даже на секунду – плюс 1 л/ 100 км к показанному результату.

 

Когорта лучших

Весь конкурс в этом году длился 69 дней и охватил восемь российских городов. Региональные отборочные этапы шли с мая по август, выявляя одного за другим лучшего водителя грузовика Volvo. В общей сложности померяться силами и показать индивидуальное мастерство смогли 287 водителей. В рамках квалификационных заездов все вместе они преодолели за рулем автопоезда свыше 9 000 км. Девять лучших из них боролись за победу в главном финале 12 сентября в подмосковном Дмитрове на полигоне ФГУП «НАМИ».

Девятка была представлена посланцами разных регионов страны. Двое профессиональных водителей Volvo – А. Иванов и А. Шепелев прибыли из Санкт-Петербурга. Федеральный центр представляли В. Бугаенко и И. Гуданов из Москвы. По одному дальнобойщику отобрали из Екатеринбурга (А. Токарев), Краснодара (Г. Мурадян), Ростова-на-Дону (Р. Ластоверов), Самары (А. Терехин) и Ульяновска (С. Белов).

Из этой когорты по итогам контрольных заездов экспертам Volvo предстояло определить тройку лучших.

 

Сюрприз организаторов

Желая придать конкурсу большую интригу, организаторы решили в этом году привлечь вне зачета транспортных журналистов. Методом жеребьевки на Дмитровском полигоне были отобраны девять экипажей в составе пар водитель/журналист. Компанию профессиональным дальнобойщикам составили представители транспортных СМИ: главные редактора, шеф-редакторы, их замы, руководители тестовых групп и отделов испытаний. Словом, те, кто в теме, и у кого есть «права» соответствующих категорий. Жеребьевка определила и очередность прохождения конкурсного этапа протяженностью 14,1 км. Дорога проходила по замкнутому кольцевому маршруту с затяжными подъемами и крутыми спусками, профилированными поворотами и длинными прямыми.

Каждый экипаж в рамках конкурса «Водитель года: Эффективность по максимуму» использовал две попытки. Первую, не идущую в общий зачет, осуществлял журналист. Во второй попытке члены экипажа менялись местами, движение по трассе становилось зачетным. Маршрут требовалось преодолеть не более чем за 15 минут, не нарушая установленный лимит в 85 км/ч.

 

На пьедестал!

Первое место в конкурсе 2012 г. занял Алексей Токарев из Екатеринбурга. Он «привез» средний расход топлива 24,9 л/ 100 км, общий расход топлива по дистанции 3,5 л, время в пути – 13 мин. 20 сек. Победитель получил главный трофей соревнования, а также сертификат на поездку для двоих в Южную Африку. Его напарник по экипажу, главный редактор журнала «Автотрак» Дмитрий Жигульский стал обладателем смартфона iPhone 4S.

Справедливости ради нужно сказать, что результат по расходу топлива у Дмитрия не чемпионский – 30 л/100 км. С другой стороны, он не миндальничал и ехал по трассе как заправский водитель. Да и сами профессиональные перевозчики признавались, что в реальной жизни никогда так не поедут, как в рамках проводившегося конкурса. Кроме того, Дмитрий показал минимальное время на маршруте, а скорость доставки груза в ряде случаев гораздо важнее, чем сэкономленные литры дизтоплива.

Второе место по итогам финала-2012 у Игоря Гуданова из Москвы: 25,4 л/ 100 км, общий расход топлива по дистанции 3,6 л, время в пути – 14 мин. 23 сек. Игорь Гуданов премирован смартфоном iPhone 4S, а его ассистент, главред журнала «Дальнобойщик» Валерий Войтко получил планшет iPad. Между прочим, он тоже топливо не экономил и в условиях, приближенных к обычной доставке груза, привез на финиш расход топлива больше 30 л/ 100 км.

«Бронза» у Александра Терехина из Самары в паре с журналистом Геннадием Борисовым, обозревателем газеты «Авторевю». Результат дальнобойщика в зачетной попытке: средний расход топлива – 26 л/ 100 км, общий расход топлива по дистанции 3,7 л, время в пути – 14 мин 13 сек. Бронзовому призеру был вручен iPad, а его спутник, журналист Геннадий Борисов получил компактный нетбук.

 

 

ПОДПИСИ К ФОТО:

07541 или 07551, 07559      ЗАСТАВКА

 

07481 или 07521, 07526, 07573, 07586, 07588, 07593, 07594, 07631, 07634       На таком автопоезде профессионалы дальнего боя мерялись навыками экономичного вождения

 

07489 или 07570         Активно обсуждался буквально каждый заезд. Самые горячие дебаты вели бывшие и действующие дальнобойщики

 

07497 или 07515, 07536, 07577, 07584 Только на первый взгляд «бетонка» полигона кажется идеальной. На самом деле здесь полно дефектов дорожного полотна и коварных участков

 

07500 или 07501         Девиз соревнований лаконичен и предельно ясен: «Экономия в каждой капле». Лучше, пожалуй, и не скажешь

 

07611                  Перетянутая шлангом раздаточная колонка АЗС с дизтопливом тоже относится к символике конкурса

 

07503 или 07506, 07508      У всех участников финальных соревнований явно приподнятое настроение, причем без допинга в виде спиртного или других «взбодрителей»

 

07504                  Между заездами гости и участники борьбы знакомились с системами безопасности, разработанными специалистами Volvo Trucks и установленными на специально нафаршированный ими Safety Truck

 

07517 или 07519         Главный редактор «Основных средств» Станислав Протасов дает интервью кабельному телевидению по горячим следам. Он привез на финиш средний расход ДТ в 27,5 л/ 100 км

        

07522 или 07574         Даже через ветровое стекло кабины Globetrotter заметно предстартовое волнение водителя

 

07524 или 07525, 07589      Заезды профессиональных транспортников из разных регионов вызывают эмоции не только у тех, кто за рулем…

 

07527 или 07528, 07529, 07530, 07531 Осенью заканчиваются не только конкурсы водительского мастерства, но и относительно короткий грибной сезон

 

07561 или 07562, 07563      Результативность вождения в плане максимальной экономии топлива зависит от ряда факторов, в том числе от удобства посадки за рулем

 

07580 или 07581         Во время соревнований фура имела загрузку в 20 т – стандартный показатель для автопоездов в России

 

07614 или 07615         Полный состав финалистов: транспортная пресса – в синих куртках, перевозчики – в зеленых

 

07618 или 07620         Экипаж победителей: Алексей Токарев и Дмитрий Жигульский. Похоже, они не верят в свою удачу даже после официального объявления результатов

 

07621 или 07622, 07625      Победители и призеры конкурса Volvo Trucks 2012 г. «Экономичное вождение. Эффективность по максимуму»

 

07626 или 07627, 07628, 07629, 07630 Вот теперь чемпионский экипаж не скрывает радости от победы: пока «дальнобои» не за рулем, можно и по рюмке шампанского…

 

07632                  Коллеги разделяют чувство удовлетворения от участия в конкурсном марафоне: Александр Терехин (слева) и Алексей Токарев

 

07483 или 07484         Один из лучших экипажей в составе главного редактора журнала «Автоперевозчик. Спецтехника» Александра Трохачёва (слева) и директора транспортной компании из Краснодара Гаика Мурадяна расположился вслед за призовой тройкой. Если бы не штрафная минута, у экипажа был бы второй результат

 

РЕЗЕРВ:    07595, 07598, 07600, 07602, 07604, 07610