Тест-Драйв "Mercedes-Benz Citan"


 

Новый фургон Mercedes-Benz Citan уже не только справил мировую премьеру и «засветился» на форумах, но и стал предметом горячей полемики в транспортном сообществе. Как только не называют его противники: и «Перелицованный Kangoo», и «Renault с мерседесовской звездой», и просто «Выскочка». Но сторонники марки отзываются о новинке почтительно: что ни говори, это первый коммерческий автомобиль немецкого концерна в данном классе.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Мировая практика

Глобализация и мировой финансовый кризис ни для кого не прошли даром. Автопроизводители, перевозчики, словом, все стали экономить. В этом списке Mercedes-Benz Vans не исключение. Да, компании понадобился новый фургон в неосвоенном классе. Так зачем изобретать велосипед и тратить сотни миллионов евро на то, что можно получить меньшей кровью?!

В конце концов, примеров подобных решений пруд пруди. Взять хотя бы трио перелицованных фургонов Fiat Fiorino, Citroёn Nemo, Peugeot Bipper. По сути – те же яйца, только вид сбоку. И кто от этого проиграл? Только выиграл: эти модели стали победителями европейского конкурса International Van of the Year 2009. За год до этого «Фургоном года-2008» названо другое трио: Fiat Scudo, Citroёn Dispatch, Peugeot Expert. Даже в далекие 90-е практиковались такие решения, чему подтверждением «Фургон года-1994» на счету Citroёn Jumper, Fiat Ducato и Peugeot Boxer, а по существу – одной машины.

Известны примеры и двух «близнецовых» автомобилей разных производителей: Peugeot Partner и Citroёn Berlingo (1996 г.), Renault Master и Opel Movano (2001 г.) и даже нынешнее поколение Mercedes-Benz Sprinter Volkswagen Crafetr, которое собирают на одном заводе в Дюссельдорфе. Так что упрекать авторов идеи в том, что основой для нового MB Citan послужил Renault Kangoo, я бы не стал. На мой взгляд, это грамотное решение.

 

Три в одном

Первый раз в новый класс – это про мерседесовский Citan. Небольшой фургон для доставки товаров в черте города был нужен компании как воздух: на растущем рынке малотоннажников явно не хватало самостоятельной модели. Осмысление замысла не потребовало много времени, и воплощение идеи не заставило себя ждать. Mercedes-Benz Vans подошел к проблеме основательно: был создан не один автомобиль, а целое семейство.

Новый «извозчик» со звездой выпускается как грузовой фургон и пятиместный грузопассажирский автомобиль. Базовые версии представлены фургонами в трех вариантах длины: 3,94 м (Citan Kompakt), 4,32 м (Citan Lang) и 4,71 м (Citan Extralang). В этой же линейке базирующийся на самой длинной платформе пятиместный Citan Mixto с откидным передним рядом сидений, двумя сдвижными дверьми и опциональной перегородкой грузового пространства. Есть и третье основное исполнение – пятиместный Citan Kombi на удлиненном шасси, также со складным передним рядом сидений и на заказ – со сдвижными дверями с обеих сторон.

Соответственно габаритной длине автомобиля погрузочное пространство фургона имеет длину 1,36; 1,75 или 2,13 м. При этом полезное грузовое пространство занимает объем 2,4; 3,1 или 3,8 м3. Допустимая нагрузка, опять же в соответствии с длиной и массой машины, равна 500, 635 или 800 кг. Мастеровым и хозяйственным людям объяснять больше ничего не надо: они прекрасно понимают, что в таком отсеке можно перевезти не только «ростовой» холодильник или плазменный телевизор, но также целый домашний кинотеатр и даже небольшую студию звукозаписи.

Практичность Citan в том, что он может быть как с одной, так и с двумя боковыми сдвижными дверьми, с распашной двустворчатой или единой подъемной задней дверью. Погрузочная зона серийно выполнена с частичной обшивкой или с обшивкой только по нижней части, зато доступна такая опция, как деревянное днище. На тестовых машинах, которые я испытывал в Дюссельдорфе, встречались разные исполнения, но в большинстве стоял европоддон, на котором различными способами был закреплен груз. Что-что, а это меня впечатлило.

 

Что в портфеле?

Когда первоклашка идет в школу, заботливая мама кладет в портфель бутерброды и что-нибудь сладенькое – конфеты или шоколадку. Хозяева Citan в таком внимании не нуждаются, а вот техническое оснащение фургона способны оценить по достоинству.

На всех модификациях компактного MB Citan имеется серийная система стабилизации курсовой устойчивости Adaptive ESP. Она объединяет в себе функции антиблокировочной системы ABS, программы динамической стабилизации VDC, регулятора тягового усилия TCS и противобуксовочной системы ASR и учитывает состояние нагрузки автомобиля. В базовой комплектации находится ассистент трогания на подъеме и освещение для движения в дневное время, ремни безопасности и водительская Airbag. В заводском исполнении Citan Kombi предусмотрены также вторая фронтальная подушка безопасности справа, боковые надувные мешки Thorax и оконные подушки водителя и переднего пассажира.

На выбор завод предлагает три турбодизельных и один бензиновый двигатель уровня Евро-5 с непосредственным впрыском топлива и системой наддува. Турбодизели ОМ 607 рабочим объемом 1,5 л доступны в вариантах: 108 CDI (55 кВт/ 75 л. с., крутящий момент 180 Н.м), 109 CDI (66 кВт/ 90 л. с., крутящий момент 200 Н.м) и 111 CDI (81 кВт/ 110 л. с., крутящий момент 240 Н.м). Бензиновый мотор М 200.71 объемом 1,2 л обозначается индексом 112 CDI. Он развивает мощность в 841 кВт/ 114 л. с. и создает максимальный крутящий момент в 190 Н.м. Бензиновый Citan серийно комплектуют пакетом для экономии топлива BlueEFFICIENCY, а для дизельного варианта такое оборудование ставят за дополнительную плату. Сам бензиновый мотор отличают такие детали, как алюминиевый картер, два верхних распредвала и регулируемый масляный насос, плюс функция пуск/остановка ЕСО в серийном оснащении. Достойная начинка, ничего не скажешь!

Версии с отдачей в 75 и 90 л. с. завод комплектует 5-ступенчатыми механическими коробками передач, а для 110-сильной дизельной и 114-сильной бензиновой модификаций предусмотрена 6-ступенчатая «механика». Привод у машины передний, а переключение передач вынесено на центральную консоль в виде удобного джойстика.

 

Проверка дорогой

Времени на полноценный тест-драйв у меня не было, а потому знакомство я построил на езде… по территории завода. В конце концов, это городской автомобиль, а здесь он как раз в своей стихии – с частыми разгонами и торможениями, поворотами и остановками, движением задним ходом и маневрированием в ограниченном пространстве.

Первое приятное впечатление – посадка: за рулем ощущаешь себя в своей тарелке. Регулируемое по высоте рулевое колесо, смещаемое в продольном направлении кресло и корректируемый угол наклона подушки, огромные «лопухи» наружных зеркал заднего вида – все это удобно и практично. Анатомическая форма спинки кресла обеспечивает хорошую боковую поддержку, позволяя ощутить комфорт легкового автомобиля. Типичная для Mercedes-Benz тканевая обивка сидений при этом не воспринимается как мещанство: выглядит она практично, будто льняное платье на деревенской девушке. Кроме того, она «дышит», значит, спина не будет потеть. На ощупь материал прочный и есть предположение, что эта ткань легка в уходе – ее можно мыть мыльным раствором, а не применять специальные жидкости для обработки искусственной кожи.

Поверхность с выделкой под кожу встречается на передней панели. Этот приятный на ощупь материал не дает повода для нападок скептиков, часто ругающих подобные автомобили за «грубый и дешевый» пластик. Здесь же цвет и структура покрытия – мерседесовские. В распоряжении водителя – вместительный перчаточный ящик, практичный отсек между передними креслами, глубокий отсек под потолком по всей ширине ветрового стекла. Даже не тронувшись с места, ловлю себя на мысли: на таком автомобиле хочется работать!

В серийном оснащении MB Citan электрический усилитель руля, и потому управлять машиной очень легко и комфортно. Рулевое управление работает точно и четко передает информацию водителю. Серийный индикатор включенной передачи позволяет поддерживать экономичный режим, хотя опытный водитель чувствует его кожей. На «лежачих полицейских» подвеска реагирует спокойно, хотя даже с грузом она жестковата. У фургона короткие пружины, сильное демпфирование, и гонять на нем по ухабам я бы не решился. А вот на ровном асфальте он в своей стихии. Правда, нужно учесть, что длиннобазный фургон и пассажирская версия Kombi имеют дорожный просвет на 15 мм меньше других версий. Кстати, амортизаторы и стабилизаторы на автомобиле разработаны заново, но в одном комплексе работают слаженно, как коллектив солидного оркестра.

Определенную степень защищенности дает выступающий капот. Такое впечатление, что ты не в маленьком фургоне, а в поставленном на маленькие колеса большегрузе… Впрочем, впечатления бывают обманчивы. Не обманулся я только в том, что автомобиль получился ладным и удачным. Но, покидая кабину, я не ощутил, что это – стопроцентный Mercedes-Benz. То ли его французские гены в этом виноваты, то ли времени на знакомство было мало…