Выставки "МАФ-2012: восьмой международный"


Прошедший в Москве 22-24 октября 2012 г. VIII Международный автотранспортный форум МАФ-2012 обещал стать рекордным и по числу участников, и по посещаемости. Выгодное расположение «Крокус Экспо», поддержка Министерства транспорта РФ, празднование, говоря по-народному, Дня автомобилиста – все это должно было способствовать установлению рекорда. Но по ряду причин часть экспонентов так и не пополнили выставочную экспозицию, а количество гостей могло быть больше. Тем не менее, генеральный директор Форума Геннадий Павлович Никин сделал все возможное, чтобы МАФ-2012 прошел на самом высоком уровне.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора, Андрея МАХОТИНА и Михаила СТАРИКОВА

 

Показ «Группы ГАЗ»

Гвоздем экспозиции одного из самых стабильных участников Форума ООО «Русские Автобусы – Группа ГАЗ» стал электробус ЛиАЗ-6274 производства Ликинского автобусного завода. В прошлом году ЛиАЗ запустил серийное производство низкопольных городских автобусов Евро-5 и EEV (Евро-5+). Предприятие выиграло тендер на поставку в российскую столицу 2 070 низкопольных автобусов большого и особо большого классов. Наконец, в 2012-м разработаны электробус ЛиАЗ-6274, дизельный ЛиАЗ-6213 Евро-5, а в Москву поставлено 660 низкопольных ЛиАЗ-5292 и ЛиАЗ-6213 с двигателями Евро-5 и EEV.

Электробус разработан на базе городского низкопольника ЛиАЗ-5292 совместно со специалистами компании Mobel, но система управления – российского производства. Силовой привод ЛиАЗ-6274 представляет собой асинхронный двигатель, преобразователь тягового мотора и накопитель энергии. Литий-ионные аккумуляторы обеспечивают запас хода до 200 км. При необходимости можно заряжать батареи от источников промышленной частоты 50 Гц с напряжением 380 Вт. Полный цикл зарядки составляет 6-7 часов.

Пока создан первый опытный образец. После заводских и полигонных испытаний во втором полугодии 2013 г. планируется начать серийное производство. Прогнозная стоимость электробуса – 14-15 млн руб., т. е. вдвое дороже обычного низкопольного автобуса того же класса, оснащенного дизелем Евро-5 (розничная цена – 7,5 млн руб.). Самые дорогие в электробусе – накопители, и если бы удалось снизить их стоимость, конечная цена также бы уменьшилась. Аккумуляторы съедают и полезную нагрузку – вместо 105 пассажиров на дизельном аналоге вместимость электробуса составляет 91 человек. Зато есть экономия на ТО (не нужно масел и фильтров) и на топливе: при пробеге в 700 тыс. км – около 700 тыс. руб.

Срок окупаемости электробуса – больше 12 лет, зато главное достоинство – экологический аспект: нулевые выбросы в атмосферу. Понятно, что в провинции такие расходы ни один бюджет не потянет. Поэтому сейчас прорабатывается ряд проектов в городах-миллионниках: Москве, Санкт-Петербурге, Перми. Есть обращения из Сколково. В свете предстоящих на территории РФ событий мирового масштаба (Универсиада 2013 г. в Казани, зимняя Олимпиада в Сочи-2014, чемпионат мира по футболу в 2018-м и др.) у проекта есть перспектива.

Вторая интересная разработка Группы ГАЗ на МАФ-2012 – междугородний автобус большого класса ГолАЗ-5251 «Вояж» на шасси Scania K250 IB4x2. Он оборудован электроподъемником для людей с ограниченными физическими возможностями, а напротив второй двери предусмотрена площадка для размещения инвалидных колясок и откидные сиденья для сопровождающих лиц. Автобус длиной 12,5 м и высотой 3,3 м (с кондиционером) обеспечивает высоту салона в 2 м и способен перевозить 54 пассажира, включая 47+1 на посадочных местах. Есть багажные отсеки объемом 6,8 м3, пакеты с индивидуальными лампами освещения и соплами для обдува.

Осенью прошлого года этот автобус назван специалистами «Перспективой года», и неспроста. В 2014-м он будет обслуживать гостей и участников Сочинской зимней Олимпиады-2014. «Спортивная» версия отличается от обычной набором дополнительных опций и стоит 8,4 млн руб. против стандартных 6,04 млн руб. В «Вояже» установлены видеокамеры салона, водительского места и заднего вида, плюс видеорегистратор. На борту размещена автоматическая система пожаротушения, а также датчики температуры и дыма. Есть даже бортовой терминал навигации и связи.

«Вояж» оборудуют 5-цилиндровым рядным вертикальным дизельным двигателем Scania DC09 102 Евро-4 с турбонаддувом. Он развивает максимальную мощность 250 л. с. при 1 800 об/мин и создает пик крутящего момента в 1 150 Н.м при 1 100 – 1 300 об/мин. Коробка передач тоже шведская – 8-ступенчатая механическая Scania GR875R с устройством переключения Opticruise. Лайнер отвечает международным правилам ЕЭК ООН по активной и пассивной безопасности. Он оснащен дисковыми тормозами, системами ABS, ESP, ASR, EBS и ремнями безопасности. Кстати, с февраля по июль текущего года автобусы «Вояж» прошли «проверку боем»: они принимали участие в обслуживании тестовых соревнований на олимпийских маршрутах. Накануне соревнований лайнер получит новый салон, более комфортабельные сиденья, улучшенные багажные полки и индивидуальные сервисные блоки.

Третий образец на МАФ-2012 – хорошо знакомый всем ПАЗ «Вектор». На Форуме годичной давности он признан экспертами и участниками интернет-голосования «Лучшим автобусом среднего класса». В междугороднем исполнении агрегатируется 4-цилиндровым 168-сильным дизелем Cummins ISF Евро-4 и механической КПП ZF S5-42. В салоне 30 мягких регулируемых сидений с ремнями безопасности, а рассчитан он на перевозку 52 человек. Здесь есть кондиционер с элементами распределения воздуха по салону, цифровой тахограф, аудиосистема с навигатором, автоинформатор и багажные отсеки объемом 1,5 м3. Наряду с автономным жидкостным предпусковым подогревателем имеются два отопителя салона и конвектора по боковинам кузова.

Большинство комплектующих «Вектора» имеют российское происхождение. Например, остекление выполнено продукцией саратовского предприятия «Мостехстекло». Двери и пластик – отечественные. Полки из импортных деталей сделаны в РФ. А вот кресла – польские GRL, кондиционер «Сферос». В городском исполнении используется немецкий подъемник Hybner. Пока «Вектор» не является серийной продукцией, но с 2013 г. встает на поток.

 

Консорциум трех компаний

Хороший пример кооперации на МАФ-2012 показало ОАО «Управляющая компания холдинга «Белкоммунмаш». Совместно с Российским электротехническим концерном «РУСЭЛПРОМ» и ООО «ТрансМашГрупп» минские специалисты представили первый российско-белорусский гибридный автобус «Витовт» А420 с кузовом из композитных материалов. Он предназначен для перевозок на городских маршрутах.

Компоновка салона с 29 сидячими местами позволяет перевозить до 85 человек. Вентиляция осуществляется через форточки сдвижного типа, но на заказ может быть установлен и кондиционер. При колесной базе в 8085 мм и коротких свесах (передний – 1360 мм, задний – 2345 мм) «Витовт» обладает габаритной длиной 11790 мм. Дорожный просвет маловат – всего 135 мм, да и углы въезда (11,8º) и съезда (9,1º) могли быть больше. Масса снаряженного автобуса составляет 12 200 кг (максимальная техническая – 18 000 кг), но это не мешает развивать скорость в 90 км/ч.

На борту есть система глобального позиционирования и комплекс дистанционного контроля технического состояния. Как опция предлагается автоматическая централизованная система смазки, система видеонаблюдения, ЖКИ-монитор с отображением информации о маршруте, остановках, времени следования и т. п. Испытания «Витовта» в городском цикле показали экономию топлива на уровне 30 %. При этом по сравнению с дизельным автобусом достигается снижение объемов вредных выбросов (CO2, CJ, NOx,  CH) в 10 раз! И трудно не согласиться со специалистом по маркетинговым коммуникациям управления ВЭД «Белкоммунмаша» Оксаной Пустошило: продукт получился достойным.

 

Минские машины

Постоянный участник Форума, Минский автомобильный завод не пропустил и нынешний МАФ. На этот раз в столицу России были доставлены два грузовика и один автобус.

Компактный МАЗ-241 полной массой 9 300 кг относится к автобусам малого класса – его длина всего 6,8 м при колесной базе в 3,8 м. Он рассчитан на перевозку 35 пассажиров при 22 сидячих местах. Такой компоновки удалось достичь за счет использования только одной двери, ведущей в салон. В моторном отсеке установлен импортный двигатель – Cummins ISF3.8s мощностью 125 кВт. Агрегатируемый с 6-ступенчатой коробкой передач Fast Gear 6J70T, он разгоняет автобус до максимальной скорости 116 км/ч. А вот мосты свои, мазовские, с центральным коническим редуктором. Тормоза на автобусе дисковые, шины бескамерные, топливный бак на 130 л.

В грузовом секторе минчане представили седельный тягач МАЗ-5440Е9 (4х2) с рестайлинговой спальной кабиной. Под ней монтируется 6-цилиндровый V-образный двигатель OM501LA Евро-5 мощностью 435 л. с. КПП – старая знакомая 16-ступенчатая ZF. Точно такая же агрегатная начинка у шасси МАЗ-6310Е9 (6х2) с рестайлинговой высокой кабиной. На такую платформу обычно монтируют бортовую платформу с тентом, соответствующую требованиям TIR. Дополнительно цепляют низкорамный прицеп – и паровозный тандем готов перевозить грузы даже за границу.

 

IVECO, сеньоры!

ООО «Ивеко Руссия» использовала Форум для объявления специальной акции, действующей до конца 2012 г. по продаже итальянских тяжеловозов по низким ценам. Так, на двухосный Stralis Active Time распространяется скидка до 250 тыс. руб. Четверть миллиона – хорошая экономия, чтобы рассмотреть данное предложение более тщательно.

Ммагистральный тягач доступен перевозчикам в версии AT440S42T/P RR (4х2) за 3,326 млн руб. Его комплектуют 420-сильным дизельным двигателем Cursor 10 уровня Евро-5, 16-ступенчатой синхронизированной механической коробкой передач ZF 16S 1920TD с сервоприводом. Автомобиль имеет пневматическую подвеску кабины и сиденья водителя, автономный отопитель, верхний спойлер, пакет для плохих дорог, топливный бак на 800 л.

На стенде рекламировалось предложение приобрести седельный тягач AT440S42TХP (6х2) со средней кабиной Active Time высотой 3 565 мм. Эта «голова» имеет оснащение для России и СНГ, включающее алюминиевый топливный бак увеличенного объема (450 л), фильтр грубой очистки топлива с подогревом, автономный отопитель, холодильник. Цена для членов АСМАП на условиях DDP Москва, Санкт-Петербург с учетом НДС составляет 91,9 тыс. евро.

Параллельно посетителей знакомили с услугами лизинга от компании IVECO Capital. Заочно были представлены среднетоннажники EuroCargo полной массой 9-18 т с двигателями мощностью до 300 л. с. и малотоннажные фургоны SuperDaily грузоподъемностью до 4,8 т с семью тысячами возможных конфигураций.

Свой IVECO Stralis в выставочной экспозиции представила и компания «РУСТА».

 

Русская «Италия»

Еще один островок далекой Италии был представлен экспозицией завода «СТ Нижегородец», специалиста по переоборудованию коммерческих автомобилей и постройке микроавтобусов и спецтранспорта на шасси FIAT Ducato, IVECO Daily, Ford Transit.

По словам генерального директора Сергея Юрьевича Лимонникова, производственные мощности позволяют выпускать до 400 автомобилей в месяц. И это не только стандартные пассажирские или грузо-пассажирские версии, но также малые автобусы, мобильные офисы и переговорные, выполненные по индивидуальным заказам. Компания настолько сильна и уверена в своем потенциале, что озвучивает цены всем желающим. Для МАФ-2012 были специально подготовлены прайс-листы на всю линейку автомобилей и дополнительные комплектующие.

Из этих бумаг и от менеджеров компании можно было узнать, например, что стоимость городского автобуса FIAT FST613-201 с числом мест 18+4+1 в стандартной комплектации составляет 1 млн 335 тыс. руб. На заказ, за 27 тыс. руб. можно доработать штатный догреватель двигателя до предпускового устройства, за 42 тыс. руб. получить автономный отопитель салона Eberspacher мощностью 4 кВт, за 115 тыс. руб. – кондиционер на 8,5 кВт с подачей воздуха в салон и водительскую кабину.

Самым массовым в производстве «СТ Нижегородец» по-прежнему остается 22-местная «маршрутка», которую в очередной раз выставили на МАФе. В гамме есть также 16-местный «турист», 13-местный микроавтобус и другие модели. На этот раз на Форум привезли и автомобиль для грузопассажирских перевозок – наполовину остекленный фургон с посадочной формулой 6/5+1.

Наряду с переделками на базе FIAT Ducato «СТ Нижегородец» выпускает грузопассажирскую и пассажирскую технику на шасси других производителей. В частности, на МАФ-2012 посетителей знакомили с 26-местным (18+8+1) автобусом модели 2227UU-702 для маршрутных перевозок, построенном на платформе IVECO Daily 50C15VH. В стандартной комплектации он доступен за 1,87 млн руб. На том же шасси выполнен еще один русифицированный «итальянец» – автомобиль для перевозки детей. Он оборудован 21 детским сиденьем и одним местом сопровождающего. «Маршрутка» модели 222709 на шасси Ford Transit рассчитана на 25 мест (18+7+1) и предлагается перевозчикам от 1,44 млн  руб.

 

Социальный вектор «ПромТеха»

Два года с новым именем работает на рынке завод спецавтомобилей «Промышленные технологии» из группы «Самотлор-НН», и два года подряд компания демонстрирует свою продукцию в рамках МАФ.

На рынке переоборудования фургонов в пассажирские микроавтобусы – маршрутные и социальные такси фирма работает свыше 16 лет. И, как коллеги из Нижнего Новгорода, также не скрывает цену продукции.

Новинка компании – социальное такси Peugeot Boxer, созданное для программы «Доступная среда». Микроавтобус оборудован для перевозки инвалидов-колясочников. Заказчикам предлагается три варианта компоновки салона при короткой колесной базе, пять вариантов при стандартной, а также пять при удлиненной и шесть при максимально большой. Число перевозимых инвалидов-колясочников – от одного до четырех, сопровождающих – от четырех до девяти. Салон оборудован работающим от системы охлаждения двигателя отопителем, вытяжной вентиляцией, подножкой у боковой сдвижной двери, поручнями, четырьмя рядами рельс под катушки-быстросъемы. Цена транспортного средства – от 1,29 млн. руб.

В гамме производимой продукции «Промтеха» для людей с ограниченными физическими возможностями есть «Газель-Бизнес» по цене от 830 тыс. руб., Ford Transit от 1,35 млн руб.,Volkswagen Crafter и Мercedes-Benz Sprinter от 1,8 млн руб. В зависимости от комплектации, представленные на МАФе Peugeot Boxer с двигателем мощностью 120 л. с. можно приобрести за 1,29; 1,35; 1,39 или 1,45 млн руб.

 

Комплектующие

Во время МАФ-2012 стало известно, что с осени 2012 г. компания Continental VDO выпускает на рынок новую версию цифрового тахографа – DTCO 1381 2.0. Это обусловлено вступлением в действие с 1 октября 2012 г. ряда статей Директивы ЕЕС № 1266/2009. В них ужесточаются меры по предотвращению манипуляций с данными о движении транспортного средства.

В DTCO 2.0 усовершенствована электронная архитектура прибора, встроен более мощный процессор и увеличен объем памяти. Обеспечена поддержка списка программных средств и интерфейсов для повышения производительности автомобиля, помощи водителю и руководителям в управлении автопарком. В частности, введен интерфейс с шиной CAN и программные средства для скачивания и передачи данных с тахографа. DTCO 2.0 отвечает последним требованиям законодательства ЕС по защите данных от намеренного искажения. В дополнение к сигналу от датчика скорости использует второй, независимый сигнал движения IMS – либо от системы ABS, либо от GNSS (глобальные навигационные системы вроде ГЛОНАСС и GPS Galileo).

Вводится в обращение новый датчик скорости KITAS II+. Благодаря микропроцессорной электронной системе он обнаруживает и исправляет помехи извне, защищая передаваемый сигнал от внешних магнитных воздействий. Все приборы взаимозаменямы.

Важное нововведение – сервисная программа «счетчик VDO». Она поступает в продажу в составе тахографа DTCO версии 2.0, начиная с осени 2012 г. Счетчик позволяет водителю видеть на дисплее баланс времени на текущий рабочий день: сколько можно оставаться за рулем, когда наступит следующий период отдыха. Во время перерыва счетчик VDO показывает водителю оставшееся время отдыха и максимальное время вождения, разрешенное после отдыха. Информация отображается за неделю, месяц и более длительный период.

При учете времени в DTCO 2.0 каждая минута классифицируется, как время вождения или отдыха в зависимости от того, что производилось дольше. Это особенно важно при движении в пробках или ожидании в очереди на таможенное оформление, когда зачастую автомобиль перемещается в течение всего нескольких секунд, а потом долго стоит на месте.

Благодаря функции удаленной загрузки данные с тахографа можно автоматически передавать из автомобиля в офис компании. Руководителю не нужно подходить к грузовику и тратить время на считывание данных из тахографа. Для автомобилей, которые регулярно возвращаются в автопарк, есть устройство ближнего действия VDO Download Device (DLD) Short Range. Оно передает сведения, используя систему WLAN – так называемую «местную беспроводную сеть». Если грузовик или автобус используются в международных перевозках, можно использовать устройство DLD Wide Range для передачи GPRS мобильного телефона.

В прошлом удаленное извлечение данных было возможно, только когда автомобиль работал. Теперь можно считать данные из памяти DTCO 2.0 даже когда автомобиль стоит во время перерыва или ночью, пока водитель спит. Как только тахограф получает сигнал из автопарка, он автоматически активируется при помощи «сигнала пробуждения» и начинает загрузку. Водителю не требуется прерывать свой отдых или сон.

Новшеством является DLK Pro – серия компактных считывающих устройств или «ключей» с программным обеспечением для скачивания и архивирования данных тахографа. DLK Pro – это дальнейшее развитие смарт-карты, практичное решение для работы с большим объемом данных DTCO, а также с картами водителя, мастерской и инспектора. Это настоящий карманный компьютер, который позволяет обрабатывать данные без внешних считывателей карт. Простое меню отображается на 29 языках.

Есть также DLK Pro Download Key – фирменный «загрузочный ключ», позволяющий работать с картой водителя и осуществлять защищенную передачу данных в компьютер. Имеется и DLK Pro TIS-Compact – устройство для визуализации, загрузки, архивирования и распечатки данных по ТС и водителю для индивидуальных предпринимателей-владельцев грузовиков и малых компаний, имеющих до 5 автомобилей и до 10 водителей. Клиентам доступно и DLK Pro Inspection Key – устройство для инспекторов дорожного движения администрации автопарков, с помощью которой можно просматривать данные о работе ТС и водителя для выявления нарушений.

Наконец, новый тахограф DTCO 2.0 способен выполнять поиск и бронирование мест для парковки.

 

ГСМ на любой запрос

Тема автомобильного топлива и смазочных материалов была на МАФ-2012 одной из главных. Неудивительно, что она собрала таких авторитетных участников, как «Газпромнефть», «Инфорком» и др.

Дочерняя компания ОАО «Газпромнефть» специализируется на производстве и маркетинге масел, смазок и технических жидкостей с 2007 г. Она представлена производственными мощностями в европейской и азиатской частях государства и, в частности, Омским заводом смазочных материалов. В ее ассортименте более 150 наименований масел для легкового и коммерческого транспорта, а также масла промышленного назначения и пластичные смазки.

Во время Форума клиенты узнали о комплексном предложении от ООО «Газпромнефть-СМ» по гидравлическим, редукторным и компрессорным маслам, а также маслам для бумагоделательных машин и направляющих скольжения. Были представлены многоцелевая литиевая смазка Gazpromneft Grease L и Grease L ЕР для сверхвысоких нагрузок. Посетителям рассказывали о литиевой смазке Grease L Moly EP2 с дисульфидом молибдена для сверхвысоких нагрузок и тяжелых условий эксплуатации. Сотрудники фирмы детально характеризовали специальную водостойкую смазку Supergrease CX2 на основе комплексного кальциевого загустителя. Кроме того, гости стенда узнали о свойствах бетонитовой смазки Metalgrease AC для сверхвысоких нагрузок, высоких температур и тяжелых условий эксплуатации.

Отдельно были представлены смазочные материалы для коммерческого транспорта семейства G-Profi.

 

Объединение автошкол

В рамках Форума тема подготовки водительских кадров с нуля и повышения квалификации водителей стояла как никогда остро. Федерация объединений автомобильных школ не раз обращалась в профильные министерства и ведомства, курирующие подготовку и переподготовку водителей транспортных средств с различными запросами. Но до сих пор одной из злободневных тем остается самостоятельное обучение вождению.

Был даже проведен эксперимент по комиссионному приему экзаменов. Его организовала Ассоциация столичных автошкол совместно с Управлением ГИБДД по г. Москве. В итоге процент сдачи экзаменов кандидатов в водители, не прошедших обучение в автошколах после самостоятельной подготовки, составил менее 2 %! Противники строгих правил приводят  другую статистику. В 2011 г. количество ДТП у водителей со стажем до трех лет, получивших водительское удостоверение после обучения в автошколах, выше 52 %, а у готовившихся самостоятельно – только 24 %.

Официальные данные за 2008–2011 гг. свидетельствуют: аварийность водителей после самоподготовки в 2,2 раза выше, чем у водителей после обучения в организациях, а процент сдачи экзаменов с первого раза, напротив, вдвое ниже. На МАФ-2012 поднимались и многие другие проблемы, затрагивающие интересы молодых, в том числе будущих специалистов. И, глядя на неравнодушие юношей и девушек к острым углам и барьерам в отрасли, верится, что перспектива у России хорошая: на смену опытным зубрам приходят напористые и способные продолжатели традиций.