Автобизнес "Стратегия MAN в России и СНГ"


В канун Нового года в российском представительстве ООО «МАН Трак энд Бас Рус» произошли кадровые перемены. Новым боссом компании назначен Йорг Моммерц. С 1 ноября 2012 г. он вступил в должность регионального управляющего MAN Truck & Bus в СНГ, генерального директора ООО «МАН Трак энд Бас РУС» и главы московского представительства MAN Truck & Bus. На встрече с журналистами г-н Моммерц рассказал о достижениях и планах компании на 2013 год.

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Плановая рокировка

Новый босс MAN в России и СНГ 54-летний Йорг Моммерц сменил на этом посту 43-летнего Ларса Химера, который в рамках плановой ротации отправился принимать должность СЕО региона Восточная Европа.

Йорг Моммерц работает в системе MAN уже 21 год и не скрывает, что очень рад предоставленной возможности проявить свои профессиональные качества именно в России, тем более что в настоящее время российский рынок по объемам сбыта новой продукции занимает второе место после Германии. А опыта ему не занимать. Карьера Йорга Моммерца в MAN началась в 1991-м с должности сервис-менеджера. Затем ему последовательно доверяли ряд руководящих постов в подразделениях компании  Бельгии, Швеции и Дании. Предыдущее кресло босса региона Восточная Европа он занимал с 2007 г. Основной задачей топ-менеджера было расширение дилерской и сервисной сети. Очевидно, что и в России приоритет будет тем же.

Наряду с новым боссом MAN в России и СНГ Йоргом Моммерцем на деловом завтраке присутствовали Кай Райхерт, первый заместитель генерального директора ООО «МАН Трак энд Бас РУС», директор по продажам и Александр Соколов, директор по поддержке продаж в России и СНГ ООО «МАН Трак энд Бас РУС». Они поведали о текущем состоянии дел в компании и ответили на вопросы журналистов.

 

Цифры и факты-2012

Сегодня MAN Group остается одним из ведущих промышленных игроков Европы в сфере транспортного машиностроения с доходом около 16,5 млрд евро (по итогам 2011 г.). MAN является поставщиком грузовых автомобилей, автобусов, дизельных двигателей, турбомашин и специальных приводных блоков. Штат сотрудников во всем мире насчитывает около 52,5 тыс. человек. В ноябре 2011 г. компания стала частью концерна VW Group.

Минувший год стал первым годом пребывания в новом статусе, и он был насыщен деловой активностью. В числе ключевых моментов 2012-го – запуск крупнейшей в Европе установки катодного лакирования методом погружения (KTL) в Анкаре. Она состоит из 11 катафоретических ванн, расположенных на площади 5 500 м2. Ее стоимость составляет 15 млн евро. В марте 2012-го MAN стал владельцем совместного производства в Индии, а в апреле открыл производство грузовиков серии TGX в Бразилии.

Важной вехой стал показ новинок в сентябре на крупнейшей выставке коммерческого транспорта IAA в Ганновере. Была представлена новая линейка грузовиков TG с двигателями Евро-6, а также два пассажирских лайнера – Neoplan Jetliner и MAN Lion’s City Coach Efficient Line. В этой технике инженеры добились выполнения норм Евро-6 без увеличения потребления горючего по сравнению с Евро-5. Наконец, транспортному сообществу представлен автопоезд в составе тягача MAN Concept S и полуприцепа Aeroliner, обеспечивающий за счет совершенной аэродинамики снижение расхода топлива и сокращение выбросов CO2 до 25 %.

Только по итогам первых трех кварталов минувшего года группа компаний MAN достигла оборота 11,6 млрд евро. На разных рынках в общей сложности продано 101 287 транспортных средств, изготовленных на 16 предприятиях в 10 странах мира.

В ушедшем году появился отчет TÜV, где отмечена надежность коммерческих автомобилей MAN. В частности, указано: по сравнению с конкурентами грузовики TGL, TGM, TGS и TGX заняли лидирующие позиции, показав лучшие результаты в тестах по отсутствию дефектов. Производитель из Мюнхена занял первые места в группах до пяти лет и старше пяти лет с результатами абсолютной исправности соответственно 78 % и 48,8 %. В категории «Наличие серьезных дефектов» грузовики MAN вновь превзошли конкурентов: неисправности были обнаружены лишь в 4,7 % грузовиков не старше одного года. В категориях «Кузов/подвеска», «Тормозная система», «Трансмиссия» и «Обзор» грузовики MAN также показали результаты значительно выше среднего. Кстати, отчет Technical Control Board в 2012 г. впервые публиковали совместно с отчетом авторитетного издания «Verkehrs Rundschau», что свидетельствует о максимальной объективности результатов.

В отчетном году произошли и другие важные события. Например, состоялось открытие центра продаж подержанной техники площадью 22 тыс. м2 под Штутгартом. Распахнули свои двери новая сервисная станция и центр продаж в Казахстане. Запущено сборочное производство в Узбекистане. Поставлены 55 автобусов для артистов и гостей Евровидения в Азербайджане.

 

На просторах России

Немало приятных событий произошло с немецким брендом и в России. Например, состоялась торжественная отгрузка 4-тысячного грузовика марки MAN в парке ЗАО «Тандер» (торговая марка Магнит). Общее количество грузовиков MAN, поставленных для X5 Retail Group, достигло 800 ед., а для компании «Сургутнефтегаз» – 900 ед. Поставлены городские автобусы для Владивостока, междугородние и городские машины для Красноярска, туристические лайнеры для Братска. В рамках развития программы поставок автобусов для спортивных команд состоялась отгрузка  Neoplan Starliner для хоккейного клуба ЦСКА. Кроме того, уже более двух лет для пассажироперевозок в Москве используются автобусы ЛИАЗ с двигателями MAN. По статистике, ими оснащена половина из 6 500 эксплуатирующихся в городе автобусов. Растут поставки газовых двигателей.

Отличилась компания и в областях, напрямую не связанных с бизнесом. Так, второй год подряд в Европейском чемпионате по трак-рейсингу MAN уверенно берет «золото» и «серебро». И снова в середине календаря один из этапов престижного первенства проводится в Смоленске. Наконец, в путешествие по Германии вновь отправился Рождественский грузовик, а по сложившейся традиции, главную елку нашей страны в Кремль доставил седельный тягач MAN.

По итогам первых трех кварталов компания сохранила за собой лидерство на российском рынке новых грузовиков европейских марок. За указанный период реализовано 6 018 ед. новой коммерческой техники, что на 1 478 ед. больше, чем за аналогичный период предыдущего года и на 816 ед. больше, чем у ближайшего конкурента. А по сравнению с компанией, замыкающей рейтинг продаж Большой семерки в России, MAN реализовал грузовиков в четыре раза больше. Примерно настолько же больше и его рыночная доля.

 

Партнерство в 2013-м

Несмотря на очевидные успехи, на текущий год у компании намечены еще более высокие рубежи. Особенно хорошо это видно по активному развитию дилерской сети с 2007-го по 2012-й гг. В 2007-м в РФ было 25 дилеров, в 2008-м – 37, в 2009-м – 48, в 2010-м – 42, в 2011-м – 47, а в 2012-м – уже 60. В минувшем году 12 новых дилерских предприятий начали сою работу в Санкт-Петербурге, Петрозаводске, Твери, Вологде, Рязани, Пензе, Ульяновске, Ростове-на-Дону, Магнитогорске, Братске, Улан-Удэ и Магадане.

Компания открывает офисы MYB, собственные сервисные станции и успешно работает с частными импортерами. Она также организует совместное производство. Сферой влияния охвачено несколько стран на постсоветском пространстве: Беларусь, Украина, Грузия, Армения, Азербайджан, Казахстан, Киргизия, Таджикистан, Узбекистан и Туркменистан. Инвестиции в развитие собственной сервисной сети в ближайшей перспективе составят более 50 млн евро. И здесь упор будет сделан на открытие сервис-центров не там, где получилось, а там, где находятся перевозчики.

Основное направление работы с сетью – ориентированность на клиентов и оперативное решение проблем перевозчиков. В данном направлении активно применяется европейский опыт. Например, в Сургуте на базе официального дилера создано 15 выездных бригад, в Хабаровске – 10. Они помогают транспортникам, чьи машины работают в отрыве от дилерских центров. Вообще стратегия развития сети – расширение не только за счет частных партнеров, но и за счет открытия собственных филиалов. Это задача на ближайшие пять лет. И уже сейчас 12 предприятий находятся в стадии подготовки к открытию.

Кроме крупных клиентов компанию интересуют небольшие перевозчики и одиночки – владельцы собственного бизнеса. Ключевая стратегия в этом плане – быть желанным партнером, одинаково предпочтительным для всех транспортников. Вроде ничего нового, но ведь изобретать велосипед никто не заставляет.

 

«Прописка» в Шушарах

Главным событием наступившего года обещает стать открытие завода MAN в 20 км от Санкт-Петербурга, на территории бывшего предприятия GM в промышленном районе Шушары.

Это будет завод по производству грузовиков и автобусов немецкой марки на производственной площади около 20 тыс. м2. Инвестиции в проект составили около 25 млн евро. Мощность предприятия рассчитана на выпуск более 6 тыс. ед. коммерческой техники в год с возможностью последующего увеличения. На первом этапе будет задействовано около 100 сотрудников. И хотя запуск завода состоится фактически на год позже запланированного ранее срока, значение такого события трудно переоценить – это шаг на долгую перспективу.

Открытие завода запланировано на весну 2013 г. Все начнется с поузловой сборки – это нечто среднее  между CKD и SKD. В общем, свое собственное. В будущем возможно изменение подходов, но на стартовом этапе никаких метаний не будет. В то же время, стратегия будущего предприятия отличается от стратегии первопроходца в данной области Volvo Trucks: MAN намерен сделать более весомый упор на локализацию.

Руководство компании отдает себе отчет в том, что в настоящее время совокупные мощности европейского производства превышают спрос в Западной и, особенно, в Южной Европе. Возможно, и в России произойдет падение спроса на новые грузовики. Но производство очень гибкое, способное быстро приспособиться к текущим потребностям рынка. И, конечно, на склад никто работать не станет.

Там же, в промзоне Шушары, состоится открытие сервисного центра MAN. Инвестиции в него составят около 10 млн евро. На общей площадке в 2,5 га застроенная территория займет площадь в 3 700 м2. Здесь будет занято около 150 сотрудников. Задачи нового сервисного центра компании – сбыт, сервис и техническое обслуживание немецких грузовиков, склад оригинальных запчастей и обучение персонала.

Кроме того, в текущем году MAN будет решать задачу увеличения продаж моделей средней гаммы TGL и TGM, а также пропагандировать среди перевозчиков преимущества коммерческих машин серии Efficient Line. На повестке дня и другие задачи, и с новым боссом они коллективу по плечу.