Обзор рынка "Шины: последнее слово техники"


Почти не известные в РФ бренды – такие, как WindPower, популярны на просторах ЕС

 

Российский рынок шин меняется, что особенно заметно в посткризисный период. Открылись новые заводы, пришли фирмы из развивающихся стран, ведущие игроки стали предлагать новейшие продукты. Потребители стали более разборчивыми и ищут не только то, что дешевле, но и то, что долговечнее. Перевозчики все чаще отдают предпочтение продуктам, которые обладают лучшими свойствами и обеспечивают минимальные эксплуатационные расходы. В сезоне 2013 года таких продуктов будет предостаточно.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

За что бороться

В Ганновере Hankook представил зимние шины DW06, разработанные по технологии 3D

 

В прошедшие 12 лет рынок бюджетных шин для коммерческого транспорта оставался стабильным. В то же время, в среднем и премиальном ценовом сегменте отмечен рост на уровне 15-30 %. Эксплуатанты отдают себе отчет в том, что у дорогих и дешевых шин разное качество и далеко не одинаковый запас прочности, отсюда и интерес к премиум-брендам.

В 2011 г. рынок цельнометаллокордных грузовых шин составлял 7 млн  шт., а вместе с легковыми – 35 млн  шт. или около 1,5 млрд  евро в денежном эквиваленте. По итогам 2012 г. превзойден рубеж в 40 млн  реализованных шин, а к 2017-му продажи вырастут до 65 млн  шт. По оценкам экспертов, среднегодовой прирост продаж в РФ составляет 10,6 % в количественном и 17,9 % в денежном выражении. При этом к 2017 г. рынок шин РФ должен превысить отметку в 4,5 млрд  евро.

Расходы на шины составляют ощутимую часть бюджета транспортных компаний: не менее 5 % в странах ЕС и вдвое-втрое больше в РФ и СНГ. Виной тому – сложные дорожно-климатические условия, безалаберность и невнимательность водителей, изношенный автопарк, частая смена маршрутов перевозок, перегруз и прочее. Затраты растут и из-за стоимости сырья: доля натурального каучука в грузовой шине составляет от 30 до 50 %, а он дешевле не становится. Растут транспортные и складские расходы, таможенные и прочие издержки. Выходит, чем эффективнее и долговечнее шина – тем меньше эксплуатационные расходы перевозчика. Вот почему внимание сконцентрировано на лучших продуктах.

 

 

Магистральная линейка

По данным статистики, доля магистральных шин на рынке грузовых шин РФ составляет более трети рынка – около 34 %. Вместе с шинами для регионального использования потенциал роста в ближайшие пять лет составляет не менее 700 тыс. шт. Как говорится, есть за что бороться. Зная это, фирмы стремятся заинтересовать транспортных операторов новейшими разработками.

В I квартале 2013 г. начнется выпуск магистральных шин Hankook e-cube MAX, чья мировая премьера состоялась минувшей осенью на выставке IAA-2012 в Ганновере. В производственной линейке три базовые модели: AL10+ для управляемой оси, DL10+ для ведущих колес и TL10+ для прицепов и полуприцепов. Две первые идут в серию в типоразмерах 315/70 R22.5, 315/80 R22.5 и 315/60 R22.5, а третья – в типоразмере 385/55 R22.5.

Для обеспечения высоких эксплуатационных свойств фирменной продукции конструкторы применили новые технологии. В частности, при изготовлении AL10+ используется Spiral Coil Technology. Между слоями металлокорда наматывается бесшовная стальная лента. Это дает снижение топлива за счет сокращения сопротивления качению, стабилизирует форму пятна контакта и делает шину более пригодной к восстановлению.

Специальные 3D-ламели на шинах DL10+ для ведущей оси обеспечивают максимальную прочность грунтозацепов, что особенно важно при сильном износе протектора. Как и у других моделей серии e-cube MAX, ее протектор изготовлен из усовершенствованной резиновой смеси по технологии IMS (Innovative Mixing System). Для оптимизации сопротивления качению использован новый состав Low Hysteresis. Результат усилий специалистов – меньший шум, лучшее сцепление на мокром покрытии, уменьшенное сопротивление качению.

Продукты с лучшими свойствами нередко определяют не только результаты тестов, но и жюри в составе руководителей компаний и экспертов. Например, недавно грузовые шины Goodyear Marathon LHS II+, LHD II+ и LHT II соответственно для рулевых, ведущих осей и прицепных колес получили престижную награду «Green Product Award» на саммите «Green Business 2012» в Люксембурге. В определенной степени это повлияло на их рыночную судьбу. Так, лучшие шины с точки зрения сцепных свойств и топливной экономичности очень часто выбирают для специальных серий грузовиков, например, для серии Efficient Line в линейке MAN и ATE (Advanced Transport Efficiency) в фирменной гамме DAF Trucks.

Такие шины для дальнемагистральных перевозок обладают меньшим весом, пониженным сопротивлением качению без ущерба долговечности. И грош цена была бы голым заверениям, не будь эти заявления производителей подкреплены независимыми и авторитетными экспертами – такими, как немецкая организация TUV SUD Automotive и другими.

 

 Водительская традиция: на шоу-траках принято выпячивать престижную марку шин

Для региональных дорог

По оценке экспертов, доля региональных перевозок пассажиров и грузов в России составляет более 40 % (в Европе – 62 %) и она будет расти. Неудивительно, что у каждого производителя в продуктовой линейке есть шины именно для такого применения.

Марка Continental на российском рынке представлена широким спектром грузовых шин, наиболее известные из которых – HSR2, HDR2 и HTR2 для региональных дорог. Их главные достоинства – отличное сцепление с дорогой, топливная экономичность, высокая ходимость.

Для региональных перевозок предназначена и новая шина Michelin X All Roads, продажи которой в РФ начались осенью 2012 г. Этому предшествовал анализ эксплуатации сотен покрышек в десятках автопарков разных регионов РФ. Несмотря на то, что рисунок «подошвы» остался неизменным, по сравнению с прежними моделями новинка обладает повышенной стойкостью к порезам и разрушению протектора. Завод дает расширенную годовую гарантию на отрыв шашки протектора, разрушение из-за наезда на посторонний предмет, сквозной прокол или порез по протектору или на боковине. Шина Michelin X All Roads для ведущей и управляемой осей доступна в размерах 315/80 R22.5 и 295/80 R22.5.

Еще один региональный специалист – южнокорейские шины Hankook линейки UMS (Ultra Mileage&Safety). В России они представлены в размерах 315/70 R22.5 (АН22 и DH05) для управляемых и ведущих осей, а также 385/65 R22.5 (ТН22) для осей прицепного состава. Некоторые столичные транспортные компании взяли эти шины для пробной эксплуатации, чтобы определить, насколько они выгодны в повседневном использовании по сравнению с аналогами других брендов.

 

Настоящие универсалы

Наряду с узко специализированными шинами широкое применение находят и универсальные модели. Например, год назад Goodyear запустила выпуск очередного поколения шин Regional RHTII для прицепов с увеличенным пробегом и грузоподъемностью. В отличие от старой модели, их протектор на 10 мм шире и на 8 % глубже. Новый состав с износоустойчивой резиновой смесью обеспечивает нужную жесткость при маневрировании и более эффективное торможение на мокрой дороге.

С ноября 2012 г. стартовал выпуск прицепных покрышек Goodyear Omnitrac MSTII размерности 445/65 R22.5. Чуть раньше началось производство этих шин размерности 385/65 R22.5. По результатам тестов, в сравнении с прежней моделью они позволяют снизить расход топлива на 15 %. Их протектор обладает глубоким рисунком и самоочищающимися разнонаправленными канавками, обеспечивающими равномерный износ и увеличенный пробег.

Не все перевозчики гоняются за последними новинками и часто отдают предпочтение тем изделиям, о которых есть положительные отзывы. Одна из таких марок в России – Firestone, американское подразделение Bridgestone. В минувшем сезоне большой популярностью владельцев подержанного подвижного состава (и особенно «американцев») пользовались шины для рулевой оси Firestone FS507 Plus. Защитные ребра в плечевых зонах их протектора препятствует «волнистому» износу, а верхний слой обладает повышенной износостойкостью. Каркас с четырьмя металлокордными брекерами и цельнометаллическим слоем обеспечивает приличный километраж и улучшает пригодность к восстановлению.

Сильные морозы зимы 2012/2013 г. показали актуальность применения на коммерческом транспорте не только всесезонных, но и зимних шин. Такой продукции становится все больше. Например, на IAA-2012 Hankook презентовала морозоустойчивые шины DW06 с пятиреберным протектором, разработанным по технологии 3D. Они обеспечивают улучшенное сцепление на дороге, покрытой снегом и наледью.

 

Сами с усами

Современные шины не обязательно должны быть импортного производства. Достойную альтернативу зарубежным брендам можно найти и с маркировкой «Сделано в России». Пример – новое поколение грузовых цельнометаллокордных шин Tyrex All Steel.

В данной линейке модель TR-1 с дорожным рисунком протектора выпускают в типоразмере 385/65 R22.5 и устанавливают на прицепы и полуприцепы Schmitz, Krone, МАЗ и «Тонар». Рисунок протектора с четырьмя продольными канавками эффективно отводит воду из пятна контакта и обеспечивает достойные тормозные характеристики. По сравнению с прежней моделью у новой шины упрочненная жесткая плечевая область для выдерживания высоких поперечных нагрузок, более равномерный износ и увеличенный ресурс ходимости.

Шины модели VM-1 в типоразмере 315/80 R22.5 ставят на ведущую и рулевую оси грузовых автомобилей, эксплуатирующихся как на стройплощадках, так и на дорогах общего пользования. Основные потребители – клиенты с парком МАЗ, КамАЗ, Ford, Hyundai, Scania, Volvo. Главное достоинство VM-1 – усиленный каркас, устойчивость к порезам, сколам и износу. Кроме того, рисунок протектора снабжен камневыталкивающими резиновыми шипами, а подвижность шашек для предотвращения их отрыва снижена.

Всесезонная шина VR-1 в типоразмере 295/80 R22.5 имеет дорожный рисунок протектора и адресована автопаркам с городскими и пригородными автобусами MAN, Volvo, Scania. Ее ставят на ведущую и рулевую оси. Как и для других моделей Tyrex All Steel, для нее допускается дополнительная возможность нарезки протектора и продление срока эксплуатации после наварки.

 

Холодное восстановление

Ведущие производители шин закладывают в каркас высокий ресурс ходимости – до 1 млн км. Конечно, ни одно колесо столько не выходит, но эксплуатационные свойства зависят и от запаса прочности. При условии сохранения каркаса старой шины ее можно эксплуатировать и дальше, используя возможность относительно недорогого восстановления. Стоимость реанимированной шины составляет от 50 до 65 % цены новой покрышки той же размерности, и в условиях большого автопарка это ощутимая экономия. Немудрено, что транспортники охотно прибегают к технологии обновления шин: более 60 % в Европе и не менее 70 % в США. В России пока чаще предпочитают иметь дело с покрышками б/у, но доля восстановленных шин растет.

Наряду с новыми большой популярностью на рынке пользуются шины, получившие вторую жизнь по технологии холодного восстановления. На территории России есть несколько заводов, работающих в этом направлении: в г. Долгопрудный Московской обл., г. Всеволожске Ленинградской обл., г. Тольятти Самарской обл. Там принимают изношенные шины Goodyear размерностью 295/80 R22.5, 315/70 R22.5, 315/80 R22.5 и 385/65 R22.5. Восстановленные методом вулканизации шины получают маркировку Next Tread. У них не только новый протектор, но и боковины с информацией по конкретной модели. Все характеристики протектора реанимированных покрышек полностью идентичны заводским свойствам новых изделий Goodyear.

Технологию восстановления применяют и другие производители. Скажем, у Michelin это Retread. И для перевозчика неважно, какую реанимацию (горячим или холодным методом) применял завод, главное – ходимость шины и ее добротное качество. А именно это обеспечивает большинство современных промышленных (но не кустарных!) производств.

 

Ноу-хау XXI столетия

В мире известно свыше 1 200 видов растений, из которых с помощью современных технологий можно извлечь натуральный каучук. Но это теория. На практике серьезной альтернативы материалу, получаемому из бразильской гевеи, сейчас нет. При этом треть или 34 % мирового производства каучука находится в Таиланде. Но дело не столько в нужных растениях, сколько в их количестве и качестве получаемого сырья.

Удивительно, но факт: ведущих ученых привлек… русский одуванчик. По мнению экспертов, именно он способен сыграть роль возобновляемого природного источника высококачественного каучука для производства шин. И если это так, значит, применение одуванчика может стать коммерчески целесообразным. Все это можно было рассматривать как шутку, если бы не международная программа PENRA (Program for Excellence in Natural Rubber Alternatives), в которой участвуют семь партнеров – ведущих производителей шин: Bridgestone, Continental, Vredestein и др. Кроме того, активно ведутся испытания в лабораториях США и Японии, и первые серьезные результаты должны появиться уже в 2014 г.

А пока американское отделение компании Bridgestone планирует открыть ферму для выращивания гваюлы – кустарника, чей ореол простирается на северо-востоке Мексики и юго-западе США. Не все же гнать текилу из кактусов! Наряду с фермой планируется и открытие перерабатывающего комплекса для производства каучука из гваюлы. Так что у бразильской гевеи скоро появятся альтернативный источник сырья, а у перевозчиков – более дешевые автомобильные шины.