Подвижной состав "«Извозчики» десятилетия"


 

Второе десятилетие XXI века ознаменовалось появлением целого ряда транспортных средств с расширенными эксплуатационными возможностями. Это касается как принципиально новых систем привода, так и совершенствования обычной агрегатной базы. О том, какие возможности производители подвижного состава предоставляют современным перевозчикам, со всей наглядностью продемонстрировал прошедший в конце 2012 г. в Дюссельдорфе Distribution Drive.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

Электропривод для Vito E-Cell

 

  Времена, когда электромобили были экзотикой, остались за гребнем ХХ века. Сегодня ряд фирм выпускает машины с электрическим приводом серийно. Пример тому – пассажирский минивэн Mercedes-Benz Vito E-CELL Kombi. Он стоит на конвейере и предлагается потребителям в 16 странах Европы. Основными заказчиками выступают операторы, выполняющие перевозки в районах, особо чувствительных к уровню эмиссии отработавших газов. Это касается исторических центров городов, курортных мест и пешеходных зон. Всего в настоящее время эксплуатируется свыше 230 таких машин.

Vito E-CELL Kombi – первый серийный семиместный автомобиль с локальным приводом и нулевым выбросом. Проданная техника прошла без нареканий уже свыше 650 тыс. км и завоевала ряд специальных наград. До нее электрическим был выпускающийся с 2010 г. фургон Vito E-CELL, на базе которого и построен Kombi. Запас его хода составляет 130 км, чего вполне достаточно для организации перевозок пассажиров на короткие расстояния  в индивидуальном или корпоративном челночном сообщении.

Автомобиль уже успел стать визитной карточкой ряда компаний, использующих этот транспорт для трансферов в аэропортах, отелях и природоохранных зонах. Его активно используют для перемещения гостей и туристов на узких дорогах маленьких населенных пунктов, а также в виде внутризаводского транспорта крупных предприятий, равно как на аэродромах и в портах. Кстати, его выпускают как с левым, так и с правым расположением руля.

Электромобиль построен на платформе Vito с длинной колесной базой. Рядом с креслом водителя и переднего пассажира имеется второй ряд сидений в центре, а также третий ряд в задней части. На выбор устанавливается дополнительный отопитель, позволяющий экономить емкость АКБ за счет использования сжиженного газа. Под днищем салона расположены литий-ионные тяговые батареи с высокой токоотдачей. Их номинальное напряжение – 360 В, а емкость – 36 кВтч. Батареи заряжаются в сети 380/400 В, сам процесс занимает не более пяти часов. При необходимости можно осуществить зарядку и в сети с напряжением 230 В. Самому заниматься зарядкой мне не пришлось, а вот управление электромобилем доставило массу эмоций. Плавный – просто бархатный – ход и полная тишина в салоне! Давненько я так не радовался!

Под капотом установлен электродвигатель на постоянных магнитах мощностью 60 кВт, обеспечивающий максимальный крутящий момент в 280 Н.м. Здесь же смонтирована силовая электроника, трансформатор и сетевое зарядное устройство мощностью 6,6 кВт. Передача усилия осуществляется на передние колеса. Разгон от 0 до 50 км/ч занимает всего 6,5 секунд, а до 80 км/ч – 11 секунд. Максимальная скорость – 89 км/ч, после чего начинается регулирование на понижение. Дополнительно во время движения емкость АКБ экономит рекуперация. В общем, это классический транспорт «ближнего боя».

При создании электромобиля немцы не забыли о безопасности. В стандартную комплектацию включены система ESP, подушки безопасности водителя и переднего пассажира. АКБ защищены пиропатроном, и при срабатывании Airbag высоковольтная система немедленно отключается.

Для обслуживания Vito E-CELL Kombi используется развитая сервисная сеть. Только в Германии реализацией и ТО электромобиля занимаются более 40 филиалов и партнеров Daimler AG. Для этой машины применяется Star-диагностика, а специфические запчасти можно заказать в любом представительстве Mercedes-Benz на центральном складе запчастей предприятия в г. Гермесхайм/Пфатц. А вот для России и стран Содружества такая техника по понятным причинам, увы, до сих пор – из разряда фантастики.

 

 

 С июля 2012 г. любой Sprinter может быть оснащен «автоматом»

 Гибридный Canter

Дочернее предприятие концерна Daimler – японская компания Fuso – тоже на острие технического прогресса. Оно существенно оптимизировало гибридный привод на новом облегченном грузовике Mitsubishi Canter Eco Hybrid. С третьего квартала 2012 г. он производится в Европе (г. Трамагал, Португалия) и в своем классе является первым коммерческим автомобилем с гибридной силовой установкой. При управлении через диспетчера он обеспечивает экономию топлива до 23 %!

До появления этой модели в распоряжении специалистов был опыт эксплуатации около 1 200 автомобилей-предшественников. Естественно, при создании Fuso Canter Eco Hybrid имели место многочисленные усовершенствования электропривода. Грузовик получил единственную в данном классе коробку передач с двухдисковым сцеплением Duonic. Новый «извозчик» стал дороже обычного грузовика, но при больших пробегах гибридный привод окупается уже через несколько лет. При этом он создает меньше шума и в целом снижает выбросы СО2 на несколько тонн.

В конструкции «японца» используется параллельный гибрид с дополнительным электродвигателем между сцеплением и трансмиссией. Мощность синхронного электродвигателя с возбуждением от постоянных магнитов составляет 40 кВт, а максимальный крутящий момент – 200 Н.м. Он развивает полную мощность прямо со старта, а диапазон частот вращения электродвигателя с жидкостным охлаждением теперь значительно выше, чем раньше. Энергия для него поступает от литий-ионных аккумуляторов в девяти модулях.

Аккумуляторы с воздушным охлаждением расположены в отсеке между осями по левому борту. Их емкость составляет 7,5 Ач, а вес – всего 63,5 кг. Батареи не только легкие и мощные, но и с длительным сроком службы. Производитель дает пятилетнюю гарантию на все важные компоненты аккумуляторов. По желанию заказчика она может быть увеличена до 10 лет. В результате рекуперации энергия торможения преобразуется в электрический ток, который подпитывает аккумуляторы.

Отсек АКБ сконструирован очень прочно. При аварии датчик столкновения отключает все оборудование высокого напряжения. То же самое может сделать водитель, нажав на аварийный выключатель. Система питания от АКБ прошла многочисленные испытания на вибрацию, попадание острых предметов, огня и даже морской воды. Отсек с АКБ без повреждений выдержал самые жесткие испытания, включая лобовое столкновение на скорости 40 км/ч и боковой удар на скорости 50 км/ч.

На Fuso Canter Eco Hybrid используется также 4-цилиндровый турбодизель  объемом 3,0 л мощностью 110 кВт (150 л. с.) и максимальным крутящим моментом 370 Н.м при 1 320-2 840 об/мин. Этот мотор оснащен системой рециркуляции отработавших газов и сажевым фильтром.

Трансмиссия Fuso Canter Eco Hybrid с двухдисковым сцеплением Duonic является первым в мире применением такой технологии на грузовиках. Она базируется на 6-ступенчатой механической КПП с двумя гидравлическими мокрыми муфтами с электронным управлением. Преимущество подобного решения – быстрое и плавное переключение передач без разрыва силового потока. Для перевозчиков ценно наличие ползущей передачи, облегчающей маневрирование.

При трогании с места работает только электродвигатель, поэтому начало движения происходит бесшумно. На скорости 10 км/ч включается дизельный двигатель, который обеспечивает энергией дополнительное оборудование на холостом ходу. В зависимости от требуемой мощности электродвигатель оказывает поддержку дизелю и при разгоне на высоких скоростях. Во время остановок система Start-Stop отключает дизельный двигатель, обеспечивая снижение расхода топлива и уровня выбросов в атмосферу. Точно так же работают гибридные установки на других автомобилях – MAN TGL Hybrid, Mercedes-Benz Atego Hybrid. Водитель непрерывно получает информацию о режиме движения и уровне заряда аккумулятора через расположенный в кабине многофункциональный дисплей.

Обратная сторона прогресса – добавочный вес. Из-за гибридного привода полезная грузоподъемность снижена на 150 кг. Но даже при наличии такой установки грузоподъемность автомобиля полной массой 7 500 кг составляет до 4 845 кг. Кстати, этот показатель превосходит аналогичные параметры ряда грузовиков того же класса с традиционным приводом.

Не забыли конструкторы и о сферах применения автомобиля. Прочная рама лестничного типа имеет порошковое покрытие. В ней предусмотрены сквозные отверстия, вспомогательные приводы и сопряжения. Они подготовлены для того, чтобы заказчики не имели проблем при монтаже надстроек любого типа от разных производителей.

Кабина гибридного грузовика модернизирована. В ней реализована новая концепция организации рабочего пространства, от использования улучшенных кресел до реорганизации вспомогательных отсеков для хранения вещей. На машине использована оптимизированная система вентиляции и отопления, а также эффективная антикоррозийная защита на базе обработки кабины методом катафореза (KTL).

Богатый опыт создания гибридов на фирме Fuso позволяет ждать дальнейшего прогресса. Свой первый гибридный автобус предприятие выпустило в 1994-м, а в 2006-м началось серийное производство грузовиков Fuso Canter Eco Hybrid. В течение пяти лет были выпущены около 1 200 гибридов первого поколения. В представленной серии реализован опыт испытаний парка автомобилей в Лондоне с 2008 по 2011 гг. За три года гибриды суммарно преодолели около полумиллиона километров. Теперь на повестке дня – создание альтернативных приводов для грузовиков, обеспечивающих дальние перевозки. Японские специалисты усердно работают в указанном направлении, и, по оценкам специалистов, результат появится через несколько лет.

 

  

Под капотом Vito E-CELL очень много жгутов электропроводки. Самому в них лучше не лезть

 Sprinter с «автоматом»

Но пока электромобили и гибриды на коммерческом транспорте доказывают право на существование, ведущие производители совершенствуют машины с традиционным приводом. 

С июля 2012 г. перевозчики получили возможность заказывать Mercedes-Benz Sprinter с 7-ступенчатой автоматической коробкой передач 7G-Tronic. Такая опция для транспортера предлагается впервые в мире. Коробка имеет полностью электронное управление и была специально разработана для выполнения специфических требований к коммерческому транспорту. До этого подобными коробками оснащали легковые «мерседесы» S- и E-класса.

Преимуществом 7G-Tronic является комбинация широкого динамического диапазона с короткими передачами. Короткое передаточное соотношение на первой передаче обеспечивает динамический старт. А на высоких скоростях автомобиль движется экономично, тихо и с низкими показателями эмиссии при низкой частоте вращения коленчатого вала. Для каждой ситуации «автомат» выбирает наиболее подходящую передачу, исключая скачки между отдельными ступенями при переключении.

Параллельно с этим в сочетании с пакетом BlueEFFICIENCY обеспечивается низкий расход топлива. В пакет включены функция старт-стоп ЕСО, шины с низким сопротивлением качению, насос гидроусилителя рулевого правления ЕСО, система управления генератором и топливный насос с электрической регулировкой. В зависимости от варианта модели и передаточного соотношения главной передачи для автомобиля с допустимой массой 3,5 т и 4-цилиндровым дизельным двигателем расход ДТ составляет от 7 до 7,4 л/100 км. При наличии пакета BlueEFFICIENCY и механической коробки передач потребление горючего может быть снижено еще примерно на 0,5 л/100 км.

На последних версиях Sprinter используется новое, более длинное передаточное число главной передачи i=3.692. Эта опция доступна для различных модификаций автомобиля и снижает частоту вращения примерно на 6%. В итоге ее использование приводит к низкому расходу топлива на уровне от 7 л/100 км и уменьшенному уровню выбросов СО2.

Еще одно достоинство обновленного Sprinter – адаптивная система курсовой устойчивости Adaptive ESP с расширенными функциями. Например, Brake Disk Wipe во время дождя, мокрого снега и повышенной влажности циклически создает в тормозной системе небольшое давление, которое подводит тормозные колодки. Тем самым обеспечивается удаление водяной пленки с тормозного диска, и перед рабочим торможением с самого начала обеспечивается эффективная мощность торможения.

Дополнительную функцию обеспечивает и Electronic Brake Prefill: если водитель резко снимает ногу с педали акселератора, то электроника распознает это действие как первую фазу предстоящего торможения и подводит тормозные колодки к дискам. Тем самым при нажатии на педаль тормоза зазор между обеими парами трения в мгновение ока сводится к нулю. Снижается время реакции на торможение, а значит, и тормозной путь.

На маршруте протяженностью более 100 км в окрестностях Дюссельдорфа ездить пришлось в сухую погоду, и динамика разгона и торможения оставили самые приятные впечатления. Езда на «автомате» вызвала ряд положительных эмоций, которых до этого я давно не испытывал при управлении малотоннажником.

Прошедший в Дюссельдорфе Distribution Drive показал большой потенциал отрасли перевозки грузов малотоннажным и среднетоннажным транспортом как с классическими, так и с альтернативными видами привода. Кстати, в отличие от сегмента тяжелых грузовиков, сбыт новых машин в данном сегменте рынка не испытывает проблем ни в Европе, ни в России.