Подвижной состав "Рестайлинговые «львы» и «львята»"


 

 


 

 

В 2013 году в России стартуют продажи обновленной линейки грузовых автомобилей MAN семейства TG. Рестайлинг прошли магистральные TGX и строительные TGS полной массой свыше 16 т, а также универсальные TGM массой 13-26 т и развозные среднетоннажные TGL сегмента 7-12 т. В РФ лучше всего продаются тяжелые грузовики TGX и TGS, и именно им мы уделим сегодня главное внимание.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Накануне Евро-6

 

Рестайлинговое семейство MAN TG Европе нередко заказывают на низкопрофильной резине.

 

 Обновление флагманских моделей немецкий концерн провел через пять лет после начала производства моделей TGX и TGS. За пять лет с момента появления их суммарный выпуск достиг отметки в 200 тыс. ед. Очень достойный показатель, если учесть, что старт продаж произошел за год до мирового финансового кризиса.

Рестайлинг проведен не ради косметического улучшения внешнего облика, а с целью повышения эффективности накануне введения экологических норм Евро-6. Известно, что с 1 января 2014 г. все новые допущенные к эксплуатации коммерческие транспортные средства должны соответствовать более жестким требованиям Евро-6 по отработавшим газам. По сравнению с действующими на сегодняшний день нормами Евро-5 новый стандарт предусматривает уменьшение выбросов оксидов азота на 80 %, а твердых частиц – на 66 %.

К предстоящим изменениям MAN готовился не один год. Уже более 10 лет концерн успешно применяет новейшие технологии, необходимые для соответствия нормам Евро-6. В их числе –  электронный впрыск топлива Common Rail, рециркуляция отработавших газов AGR, селективная каталитическая нейтрализация SCR и фильтр твердых частиц DPF/CRT.

Ключевым элементом технологии Евро-6 являются двигатели нового поколения D20/D26 AGR. Они используются с 2009 г. на 5 тыс. автомобилей рынков Великобритании и Ирландии. В исполнении Евро-5 они прошли все вместе более 400 млн км. Обычно грузовики с моторами Евро-6 более прожорливы, чем Евро-5. Но на новых силовых агрегатах MAN уровень потребления топлива уже соответствует показателю при SCR Евро-5, а потребление реагента AdBlue уменьшено наполовину. Важно и то, что интервал технического обслуживания остался таким же высоким и для машин на магистральных перевозках составляет 120 тыс. км. Более того, инженеры добились сохранения прежнего уровня расходов на сервисное обеспечение и ТО, хотя у некоторых конкурентов эти расходы с Евро-6 возросли.

Обычно цена введения Евро-6 это и 200 кг дополнительного веса системы очистки выхлопных газов. Но специалистам MAN удалось создать облегченную конструкцию, не повлиявшую на снижение грузоподъемности новой линейки TG. Создатели уверяют, что при подготовке к Евро-6 удалось сохранить преимущество по грузоподъемности, которое немецкие грузовики для перевозок на дальние расстояния имели перед конкурентами того же класса.

 

Чемпионский MAN TGX Йохена Хана еще прошлым летом получил кабину с рестайлинговой маской радиатора

Общие улучшения

Новый дизайн MAN моделей TGX и TGS не просто элегантный – он еще и функциональный. Самые заметные изменения коснулись фронтальной части экстерьера. На передней решетке выложены более крупные буквы названия компании, а грациозный символ царя зверей теперь находится не под логотипом, а над ним.

Изменения передней части не только эстетические, но и рассчитанные на технические нормы Евро-6. В частности, это касается улучшенной аэродинамики и более мощного притока воздуха к радиатору и равномерные потоки под автомобилем. Широкие заслонки обтекателей со встроенными воздуховодами оптимизируют потоки по сторонам, что улучшает охлаждение высоконагруженного двигателя. Перепроектированные боковые стойки кабины, новые заслонки обтекателя и аэродинамически оптимизированные бампера сократили расход топлива.

Не забыты и практичные решения. Например, открытое положение стеклоочистителей предупреждает повреждение поводков и щеток льдом в зимнее время, а открытость воздушному потоку предупреждает налипание больших объемов мокрого снега. Благодаря таким мелочам в ненастную погоду обзор из кабины стал лучше, а это уже составляющая безопасности.

У новых машин иное расположение элементов рамы. Для достижения максимального объема топливного бака были разработаны отдельные баки AdBlue повышенной компактности объемом от 25 до 80 л. Любой из них расположен слева на стороне водителя между крылом кабины и ящиком АКБ, а выхлоп выведен вправо. Смещен и левосторонний подъем на рабочую платформу за кабиной. Топливные баки разного объема могут комбинироваться в различном сочетании, максимальный из которых способен обеспечить пробег без дозаправки в 3 800 км.

Свободное пространство рамы теперь можно использовать для массы других деталей, скажем, для гидравлических баков и силосных компрессоров. Специалисты добились того, что даже при наличии компонентов системы Евро-6 пространство над верхним краем рамы остается свободным, что позволяет избежать конфликтов компоновки узлов при монтаже другого оборудования и надстроек. Для особых требований к свободному пространству рамы, например, в автомобилях со сменным кузовом, мостовых вагоноопрокидывателях или бетонных насосах подготовлены необходимые смещения узлов рамы. Большинство таких изменений выполнено с учетом пожеланий перевозчиков.

Но на обновленной серии менялось не только «железо». Представителям улучшенного прайда стал доступен новый мультимедийный блок MAN Media Truck (MMT) Advanced. Он объединяет в себе радио и навигатор, предлагая одновременно как средство для развлечения, так и автоматический путеводитель по дорогам Европы. Комплекс обладает простым и интуитивно понятным управлением с отображением информации на 5-дюймовом сенсорном цветном дисплее. При прикосновении пальцем, карандашом или другим предметом дисплей точно и быстро реагирует на ввод. Экипажу доступен весь диапазон AM/FM, канал дорожных сообщений о пробках, погоде и ремонтных работах TMC, система радиоинформации RDS, а также 4-канальный аудиоусилитель.

Устройство предоставляет много новых функций. Например, благодаря интерфейсу USB/AUX в правой части среднего вещевого отсека при подключении внешних источников аудиосигнала (скажем, МР3-плеера) музыка будет идти в динамики кабины водителя. Сохраненные в мобильном устройстве файлы через встроенный интерфейс Bluetooth можно проигрывать в бортовой аудиосистеме. Для надежной коммуникации встроенный интерфейс Bluetooth допустимо использовать и в качестве устройства для громкой связи мобильного телефона. Это особенно важно при связи с диспетчерским центром при движении в сложных условиях, когда водителю приходится часто переключаться и когда руки должны быть свободными от любых устройств, кроме рулевого колеса и рычага КПП.

 

 

Команда Equipo Competicion Cepsa вице-чемпиона Европы по трак-рейсингу Антонио Альбасете в сезоне-2012 использовала дорестайлинговые MAN TGX и MAN TGL

 Марафонец TGX

На флагманской модели MAN TGX новая мультимедийная система ММТ устанавливается серийно. Но это не главное достоинство вожака прайда, специалиста по преодолению расстояний в тысячи верст. Флагман не просто хорош, как и прежде: сейчас он находится на пике своей формы.

Перевозчикам он доступен с тремя видами кабин: XL, XLX и XXL, с несколькими вариантами колесной базы и высоты седельно-сцепного устройства. В его арсенале есть современная подвеска на пневматических рессорах с электронным регулированием – за это отвечает система ECAS (Electronically Controlled Air Suspension). Она может опустить уровень автомобиля на 90 мм или поднять его на 190 мм. Функция памяти обеспечивает вызов двух уровней высоты, а управлять ими можно на компактном блоке с помощью кончиков пальцев.

Для рестайлинговых MAN TGX предназначены 6-цилиндровые рядные двигатели Евро-6 в популярном европейском диапазоне мощности от 360 до 480 л. с. С ними агрегатируют два привычных транспортникам типа коробок передач: автоматизированную 12-ступенчатую «механику» MAN TipMatic и ручную 16-ступенчатую механическую ZF. Обе могут сочетаться с гидравлическим замедлителем, который обеспечивает лучшую мощность торможения в диапазоне скоростей от 40 до 85 км/ч.

Спринтерский TGS

Специалист по доставке грузов на короткие дистанции и использованию в диспетчеризированном сообщении, MAN TGS в дилерской сети доступен с кабинами M, L и LX. Автомобиль настолько универсален, что его можно встретить и с самосвальным кузовом, и с изотермическим фургоном для перевозки продуктов питания. И используют его не только на определенных объектах, но также в региональных перевозках. Кроме того, есть вариант TGS-TS, специализирующийся на транспортировке жидких и сыпучих грузов с оптимизированной полезной нагрузкой.

Рама с ровной поверхностью по всей длине упрощает, ускоряет и удешевляет монтаж всевозможных кузовных надстроек. Свободное пространство на раме и интерфейс заказного модуля управления KSM для внешнего обмена данными существенно расширяют возможности применения немецкого автомобиля. На TGS используют предотвращающие лишнее трение бесшумные гипоидные оси, что наряду с качественным шасси улучшает характеристики движения. Наряду с поперечной параболической рессорой здесь, как и на TGX, используется пневматическая подвеска с электронным управлением ECAS.

В обновленной линейке TGS используют двигатели MAN Евро-6 серий D20 и D26 мощностью до 480 л. с. с хорошо себя зарекомендовавшей системой Common Rail. Коробки передач такие же, как на флагманской модели, только для большей безопасности и комфорта на бездорожье предусмотрено использование трансмиссии TipMatic с режимом повышенной проходимости и замедлитель MAN PriTarder.

 Линия эффективности

Еще два года назад компания вывела на рынок автомобиль, рассчитанный на максимальную эффективность – MAN TGX EfficientLine. Успех модели закреплен и в рестайлинговом семействе. Достаточно сказать, что по сравнению с не оптимизированными автомобилями даже при стандарте Евро-6 такой грузовик экономит до 3 л/100 км. Тесты специализированных транспортных СМИ и европейских перевозчиков показали расход ДТ около 28,3 л на «сотню», что является очень хорошим результатом. Неудивительно, что журналисты присвоили этим машинам ряд почетных титулов, среди которых: «Fleet Truck of the Year», «Green Truck», «Irish Truck of the Year 2012» и другие.

Базовая модель серии TGX EfficientLine – двухосный седельный тягач с кабиной XLX. Наряду с ней доступны трехосники с большими и маленькими кабинами, разной колесной базой и типами подвесок. Аналогичные пакеты применяются и для модели TGS. На сегодняшний день в мире продано более 10 тыс. MAN TGX EfficientLine, и продажи эффективной серии постепенно растут. В 2013 г. продвижением таких машин активно займутся и в России. От наших перевозчиков всего-то и требуется: внимательно присмотреться к такой технике и сделать свой единственно правильный выбор!