Профподготовка "Экотренинг: водителям – за парту! "


 

 До 10 сентября 2013 года водители коммерческого транспорта, осуществляющие перевозку людей в ЕС, обязаны пройти первый курс повышения квалификации продолжительностью 35 часов. Это требование закона BKrFQG о профессиональной подготовке кадров. В рамках этих требований разработан ряд курсов и тренингов. Один из них – программа Экотренинга от OMNIplus. Впервые в России немецкий инструктор провел ее в канун Нового года в подмосковной Коломне.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 Обучение обязательно!

 

Курс повышения квалификации по времени можно согласовать со сроком действия водительского удостоверения. Окончание курса может быть продлено, в зависимости от даты окончания водительских прав, до 9 сентября 2015 г. Но никто не станет тянуть резину. Тем более что обязательным условием прохождения подготовки является наличие соответствующего водительского удостоверения, а его в короткий срок не получить.

Тренинг OMNIplus интересен тем, что он предлагает перевозчикам полный спектр необходимых курсов повышения навыков. Постановление ЕС о порядке присвоения квалификации водителям коммерческого транспорта в числе прочих предписывает обучение по разделу «Совершенствование рациональной манеры вождения на основе правил техники безопасности». За этой формулировкой скрывается изучение свойств кинематической цепи для оптимального применения на практике, изучение технических характеристик и принципа действия компонентов систем безопасности. Одновременно раздел охватывает и другие аспекты: вождение в режиме оптимального расхода топлива, обеспечение безопасности и комфорта пассажиров автобуса и перевозимого багажа.

Казалось бы, какое отношение это имеет к российским перевозчикам, не выезжающим за границы Российской Федерации. Оказывается, самое прямое. Экономичная и безопасная езда снимает напряжение у водителя и пассажиров, уменьшает вредное воздействие на окружающую среду (снижает токсичность отработавших газов и уровень шума). Одновременно с этим тренинг приводит к сокращению эксплуатационных расходов на износ материальной части (тормоза и шины), повышает производительность и эффективность работы транспортного средства. А в итоге программа обучения повышает надежность перевозчика, снижает число аварий и укрепляет позитивный имидж на рынке.

 

Для проведения обучения рабочее место водителя междугородного или пригородного автобуса в доработке не нуждается

Даже на старых автобусах можно добиться положительного результата по экономии топлива

Типичные ошибки

Практика показывает: идеальных водителей нет. Даже самый хороший профессионал нет-нет, да и совершает ошибки, а то и вовсе обладает навыками, препятствующими максимальной экономии топлива и способствующими росту затрат.

Нередко в плотном транспортном потоке водитель отстает от графика и, постоянно думая об этом, начинает торопиться. В результате он стремится быстрее подъехать к очередной остановке, не думая об экономичности. Скажем, за полсотни-сотню метров до пункта высадки пассажиров он включает режим интенсивного разгона Kickdown, а то и есть типичная ошибка. Такой стиль вождения чреват перерасходом топлива и ускоренным износом элементов тормозной системы.

Другой пример. Ведя полностью загруженный рейсовый автобус, и не имея при этом четких представлений о динамических характеристиках двигателя, сидящий за рулем человек при приближении к какому-нибудь подъему переключается на пониженную передачу. Тем самым не используется энергия наката, и расход топлива увеличивается.

Типичным заблуждением водителей автобусов является и движение в медленном потоке с частотой вращения двигателя около 1400 об/мин или выше. Многие делают это для того, чтобы не переключаться на другую передачу. А в действительности можно ехать внатяг и на более низких оборотах, например, 1000 об/мин. Вот вам и резерв для экономии.

Но самая распространенная ошибка – трогание с места не на первой, а на второй передаче. Она вызвана тем, что каждый водитель автобуса стремится создать пассажирам как можно более комфортные условия. Трогаясь с более высокой передачи, он избегает толчка при переключении с нижней передачи на последующую. Однако такая забота выходит боком: срок службы сцепления значительно укорачивается.

 

Девять «золотых» правил

При продаже с завода каждое транспортное средство снабжают фирменным руководством по эксплуатации. Но, как показывает практика, мало кто из водителей его читает. Более того, на вторичном рынке таких книжек с подсказками днем с огнем не найти. Выход – в обмене опытом, а еще лучше – усвоение рекомендаций экспертов в области эксплуатации коммерческих транспортных средств.

За годы анализа типичных ошибок представителей транспортных компаний эксперты выработали девять «золотых» правил для долгой службы сцепления. Запомнить их несложно, а следовать нужно обязательно. Вот эти правила:

1)    Всегда трогайтесь на первой передаче.

2)    Трогайтесь на оборотах холостого хода (не нажимая педаль акселератора, 600 об/мин).

3)    Проехав несколько метров, переключайтесь на вторую передачу.

4)    Маневрируйте всегда на оборотах холостого хода (убирайте ногу с педали акселератора!).

5)    Не удерживайте автобус на подъеме путем пробуксовки сцепления.

6)    Избегайте следующих друг за другом троганий на подъеме.

7)    Не тормозите путем «спортивного» переключения на низшую передачу при высоких оборотах двигателя.

8)    Не регулируйте скорость путем «регулировки» пробуксовки сцепления.

9)    Не перегружайте автобус.

 

За что бороться

Очень часто непосвященные люди задают вопрос: а что мне даст тренинг? Ответы кроются в фактах, которые приводят специалисты.

Если взять износ фрикционных накладок сцепления при трогании на первой передаче с 600 об/мин за 100 %, то при начале движения на второй передаче с 800 об/мин срок службы накладок составит всего 18 %. Между тем, экономия на замене фрикционных накладок примерно эквивалентна стоимости топлива, на котором можно проехать расстояние свыше 10 тыс. км.

Автобус полной массой 26 т при скорости 50 км/ч обладает энергией, которой хватило бы на 7 часов питания 100-ваттной лампы. При скорости 100 км/ч это время увеличивается в четыре раза и составляет 28 часов. При торможении эта энергия преобразуется в тепло и компоненты системы выполняют тяжелую работу. Долговечность тормозов (и не только накладок) зависит от правильного использования и основной системы, и вспомогательных систем, включая тормоз-замедлитель.

При давлении воздуха в шинах, которое на 1 бар ниже рекомендованного значения, расход топлива, связанный с повышенным сопротивлением качению, возрастает примерно на 2 %, а срок службы шины снижается на 20 %. При давлении в шине на 0,5 бар выше рекомендованного значения расход топлива уменьшается, а срок службы резины существенно не меняется. Правда, при этом несколько снижается комфорт – при повышенном давлении шины становятся жестче, и пассажиры начинают ощущать неровности дорожного полотна.

Самая ощутимая экономия достигается в статье «расход топлива». При эксплуатации 10 автобусов снижение среднего расхода ДТ только на 3 % при стоимости 1,40 евро за литр дизтоплива дает экономию около 8 000 евро в год. Даже при более низкой стоимости ДТ в размере 1,10 евро за литр выгода очевидна. Если взять за исходные данные годовой пробег 60 тыс. км и расход на уровне 35 л/100 км, то снижение потребления на одном автобусе на 3 % экономит 693 евро, при 4 % – 924 евро, при 5 % – 1 155 евро, при 6 % – 1 386 евро в год. Чем выше стоимость топлива и больше автобусов на линии, тем ниже эксплуатационные расходы на одно транспортное средство.

Данные применения программы OMNIplus даже на автобусах с автоматической коробкой передач дают удивительный результат. Например, по результатам тренинга, который прошли 110 водителей, экономия топлива составила 11 %, а средняя скорость на маршруте выросла на 7 %. В общем, перевозчикам есть за что бороться, и Экотренинг – отличный способ в короткий промежуток времени добиться реального уменьшения затрат.

 

Учиться всегда пригодится!

Экотренинг основан на 20-летнем опыте обучения в области экономичного и экологичного вождения. Эти знания наряду с результатами исследования концерна Daimler объединены в программу, в которой я в целях оценки ее эффективности принял участие.

По большому счету, однодневный Экотренинг – это обучение для профессионалов. Как правило, его проводят по месту нахождения клиента, на транспортных средствах автопарка. Практическое вождение осуществляют не на тренажерах, а в реальном транспортном потоке по маршрутам, знакомым участникам программы. Тем самым достигается наибольшая эффективность и показательность результатов. За день до тренинга совместно с клиентом или его представителем определяется маршрут движения. В зависимости от потребностей заказчика маршрут определяют таким образом, чтобы он включал всевозможные системы (город, загородное шоссе, остановки, светофоры). В таких условиях каждый водитель сможет отработать различные профессиональные приемы.

Обычно поездка длится 20-30 минут, но в нашем случае из-за дефицита времени маршрут сократили до 10 км, и время прохождения уменьшилось почти наполовину. Но даже на таком отрезке я смог убедиться в эффективности краткого курса Экотренинга, который проводили немецкий инструктор Питер Бек и специалист ООО «ЕвоБус Русслэнд» Алексей Тимохов. Их практические советы и рекомендации позволили добиться фантастических результатов у всех обучаемых. В нашей группе из четырех человек расход топлива сократился в среднем на 10,45 %.

Мои личные результаты оказались еще более впечатляющими. Первый заезд занял у меня 15 мин. 10 сек., а второй – всего 13 мин. 45 сек., т. е. 10 км с десятью остановками я проехал почти на 1,5 мин. быстрее! При этом средняя скорость выросла с 39,2 км/ч до 43,2 км/ч (+4 км/ч или на 10,3 %). Расход топлива по маршруту уменьшился с 3,1 л до 2,7 л (–0,4 л или минус 13,2 %). Средний расход ДТ упал с 31,41 л/100 км до 27,27 л/100 км (–4,1 л/100 км или минус 13,2 %). По экспертной оценке, фактор экономичности вырос с 1,25 до 1,58 (на 0,33 или на 27,1 %).

Заметьте: это результаты журналиста. Представляете, каких высот может добиться тот, кто сидит за рулем автобуса каждый день! Поэтому когда нам привели цифры по возможной экономии на примере целого автопарка, пришлось в них поверить. Если учесть, что автобусы пассажирского предприятия за месяц суммарно проезжают 100 тыс. км, то прибыль перевозчика только за счет уменьшения расхода топлива может увеличиться на 103 тыс. руб. В общем, Экотренинг дает ощутимые результаты. И только жаль: что для европейских автоперевозчиков давно стало обыденным делом, для нас пока – экзотика… Впрочем, жизнь не стоит на месте, и есть твердая уверенность: все обязательно переменится к лучшему!

Новый слой