Спецлизинг "С дистанции сойдут только слабые"


 

Сегодняшний рынок лизинга дорожно-строительной техники уже не тот, что год или два назад. Он постоянно меняется. Если по итогам предшествующего сезона объем новых сделок в данном сегменте существенно рос, то во втором полугодии 2012 г. динамика замедлилась. Влияние на рынок оказал ряд факторов, наиболее существенный из которых – введение утилизационного сбора. Сейчас специалисты осторожны в прогнозах, но в целом для лизингового рынка РФ 2013-й обещает стать стабильным.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Отрасль не успевает

Дорожное хозяйство и зависимый от него рынок дорожно-строительной техники (ДСТ) РФ в последние годы сталкиваются с набором проблем. Несмотря на несоответствие количества и качества автодорог, потребности экономики и населения России, строительство новых магистралей ведется недостаточно высокими темпами. Отрасль не успевает за требованиями времени. В январе 2013-го на правительственном уровне отмечено: объем грузов настолько велик, что перевозчики не справляются с доставкой, что может сказаться на замедлении темпов экономического роста.

Налицо высокий уровень износа (более 60   %) основных фондов предприятий дорожной отрасли, отсюда – превышение норм по износу и выбытию техники. Финансовые ресурсы предприятий отрасли, большинство из которых относится к малому и среднему бизнесу, не позволяют осуществлять закупки новой современной ДСТ в достаточном количестве. Наконец, по мнению ряда экспертов и эксплуатантов, отечественная техника уступает зарубежным образцам по качеству, надежности и производительности. Это приводит к росту импорта и не улучшает показатели ВВП.

Отрасли требуется механизм, позволяющий модернизировать и расширять парк спецтехники. В первую очередь это относится к дорожно-строительным предприятиям малого и среднего бизнеса, не имеющим финансовых ресурсов для обновления основных фондов. Он должен стать реальным стимулом внедрения инновационных технологий в разработке и производстве ДСТ.

Российский рынок лизинга спецтехники не застыл, он поступательно развивается. Ряд лизинговых компаний успешно отчитались о росте объемов новых сделок в сегменте лизинга ДСТ по сравнению с прошлым годом. Конечно, темп уже не тот, что годом ранее, но, по крайней мере, это не минус. При этом доля проникновения лизинга на рынке ДСТ – самая высокая среди всех остальных сегментов и у ведущих операторов составляет почти пятую часть всех сделок. Одной из основных причин высокой доли проникновения лизинга является применение государственных программ, которые позволяют дорожным предприятиям закупать технику на выгодных условиях.

Неплохо развиваются продажи в лизинг сельскохозяйственной техники, доля которой у ведущих фирм достигает шестой части и более. Доля лизинга грузового автотранспорта в портфеле таких игроков на втором-третьем месте. Но есть компании, которые специализируются на таком виде контрактов и у которых лизинг грузовиков является доминантой.

  \

Финансовые решения

Практика показывает, что наиболее динамичные сегменты рынка лизинга связаны с программой поддержки отечественных производителей. Обновление парка ДСТ с помощью механизма лизинга на базе ОАО «Государственная транспортная лизинговая компания» реализует Минтранс РФ. Ее клиентами являются более 30 % предприятий, обслуживающих дороги федерального значения, и более 12 % – региональные дороги. Почему мы приводим пример именно этой структуры? Да потому, что в 2012-м ОАО «ГТЛК» являлось лидером в сегменте лизинга ДСТ с долей более 21 %.

В заключенных договорах на поставку спецтехники львиная доля приобретена в рамках государственного лизинга. Около двух третей всего объема – это ДСТ и оборудование. Вторыми по востребованности стали грузовые автомобили – пятая часть. На долю комбинированных дорожных машин приходится 15 % закупок и только 2 % – на коммунальные машины.

Программы и условия у всех компаний разные, хотя встречаются и схожие – как под копирку. У лидера рынка преимущества лизинговых программ выглядят так: ставка удорожания от 5,14 до 6,77 % с учетом КАСКО, аванс от 30 до 5 %, стандартный срок лизинга от трех до пяти лет с возможностью выбора графиков лизинговых платежей и их сезонной корректировкой.

Условия лизинговых программ зависят от вида приобретаемой техники и очень часто они готовятся совместно с производителями. Пример – специальные программы ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ЗАО «Вольво Восток». Участниками могут стать юрлица и ИП. Срок лизинга составляет от 12 до 48 месяцев, авансовый платеж для тягачей – от 15 до 49 %, для самосвалов – от 20 до 49 %, удорожание – от 4,4 до 10,01 %. Максимальный объем финансирования одного клиента равен 12 млн руб. (с НДС), а одной единицы техники – до 6 млн руб. Принятие решения по сделке занимает девять  рабочих часов, требуемый минимум: правоустанавливающие документы и бухгалтерская/управленческая отчетность. Осуществляется постановка на баланс лизингодателя или лизингополучателя (кроме ИП). График платежей – равные или убывающие ежемесячные.

По ДСТ условия лизинга схожие, но есть и различия. Срок лизинга – от 12 до 36 месяцев, авансовый платеж – от 20 до 45 %, удорожание – от 4,67 до 10,1 %. Максимальный объем финансирования одного клиента – 12 млн руб., одной единицы техники – 8,5 млн  руб. Как и в случае с лизингом строительных грузовиков, комиссии отсутствуют. Грани программы приобретения спецтехники позволяют оптимизировать расчеты по размеру аванса, количеству платежей и годовому удорожанию. В конечном итоге клиент выбирает наиболее приемлемый для себя вариант и еще до заключения договора без сложных арифметических расчетов видит, во что ему обойдется покупка. Лизинговые калькуляторы есть и на независимых сайтах, правда, они не учитывают особенностей конкретной сделки, а именно – привязку к страховой компании, наличие или отсутствие комиссии и т. д. Так что самый правильный способ получить наиболее достоверную информацию – обращаться за информацией именно в ту фирму, чью технику вы планируете приобрести.

 

Специальная программа лизинга строительных автомобилей Volvo

(от ЗАО «Сбербанк Лизинг» и ЗАО «Вольво Восток»)

 

 

Условия программы

Тягач Volvo FMX Шквал

(6х4)

Тягач Volvo FMX Мистраль

(6х4)

Самосвал Volvo FMX

(6х4)

Самосвал Volvo FMX

(8х4)

Розничная цена с НДС, руб.

4 680 000

3 960 000

5 300 000

5 700 000

Авансовый платеж,  %

15

20

20

20

Авансовый платеж, руб.

702 000

594 000

1 060 000

1 140 000

Количество платежей

48

48

48

48

Ежемесячный платеж, руб.

113 335

95 896

120 800

129 918

Годовое удорожание,  %

7,82

7,82

7,36

7,36

Итоговая сумма, руб.

6 143 073

5 198 029

6 859 416

7 377 086

 

Пример расчета лизинга строительной спецтехники

с разным авансом и годовым удорожанием

 

Условия программы

Годовое удорожание

7,8 %

6,8 %

5,4 %

Розничная цена с НДС, руб.

3 200 000

3 200 000

3 200 000

Авансовый платеж,  %

20

30

45

Авансовый платеж, руб.

640 000

960 000

1 440 000

Количество платежей

36

36

36

Ежемесячный платеж, руб.

91 888

80 399

63 166

Итоговая сумма, руб.

3 948 967

3 855 375

3 714 987

 

Специальные предложения по лизингу Mitsubishi Fuso Canter

от производителя

(программа Mitsubishi Finance и компании «Европлан»)

 

Условия программы

Бортовая платформа

Бортовая платформа с КМУ

Изотермический фургон

Розничная цена с НДС, руб.

1 562 000

2 490 000

1 654 000

Минимальный аванс*,  %

от 10

от 10

от 10

Минимальный аванс*, руб.

156 200

249 000

165 400

Количество платежей

от 12

от 12

от 12

Минимальный платеж**, руб.

от 27 680

от 44 150

от 29 310

Минимальное удорожание***,  %

от 1

от 1

от 1

Выкупной платеж, руб.

1000

1000

1000

Примечания. *От цены а/м по договору купли-продажи с НДС и сроке лизинга 1 год.

**Аванс 49 %, срок лизинга – 3 года. ***Аванс 49 %, срок лизинга – 1 год.

 

Финансовый лизинг автомобилей Mercedes-Benz в рублях

(расчет ООО «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус»)

 

 

Условия программы

Тягач

Axor 1840 LS

(4х2)

Тягач Actros 1841 LS Евро-5

(6х4)

Самосвал Actros 3336 K

(6х4)

Самосвал Actros 4141 K

(8х4)

Розничная цена с НДС, руб.

3 567 000

4 182 000

5 125 000

6 027 000

Авансовый платеж,  %

20

20

20

20

Авансовый платеж, руб.

713 400

836 400

1 025 000

1 205 400

Количество платежей

36

48

36

48

Ежемесячный платеж, руб.

103 244

99 309

148 356

143 133

Выкупной платеж, руб.

2000

2000

2000

2000

 

Финансовый лизинг автомобилей Mercedes-Benz в евро

(расчет ООО «Мерседес-Бенц Файненшл Сервисес Рус»)

 

 

Условия программы

Тягач

Axor 1840 LS

(4х2)

Тягач Actros 1841 LS Евро-5

(6х4)

Самосвал Actros 3336 K

(6х4)

Самосвал Actros 4141 K

(8х4)

Розничная цена с НДС, руб.

87 000

102 000

125 000

147 000

Авансовый платеж,  %

20

20

20

20

Авансовый платеж, руб.

17 400

20 400

25 000

29 400

Количество платежей

48

36

48

36

Ежемесячный платеж, руб.

1901

2229

2732

3987

Выкупной платеж, руб.

50

50

50

50

 

Натиск… изнутри

Сравнительный анализ закупок автомобильной техники в I квартале показывает, что тенденции постепенно меняются. Так, основные закупки в 2011-м начались со второго полугодия, тогда как в 2012-м отмечена активность закупок сразу с начала года. А в начале 2013-го отмечается затишье.

В мае 2012-го объем закупленной автомобильной техники превысил объемы аналогичного периода годичной давности в 3 раза, а по сравнению с маем 2010-го – в 5 раз. В 2013-м ожидается повторение результатов минувшего сезона. Налицо рост интереса отечественных сельхозтоваропроизводителей к приобретению автомобильной техники с использованием программы льготного федерального лизинга.

Анализ ситуации показывает, что в структуре закупок хозяйствующих субъектов возрастает доля лизинга иностранной техники, произведенной на территории России. Пока она невелика, но, как говорится, еще не вечер. В период до 2015 г. эксперты предрекают ей существенный рост.

 

Прогноз структуры договоров закупки по происхождению техники

до 2015 г., млрд  руб.

 

Вид техники по происхождению

2009

2010

2011

2012*

2013*

2014*

2015*

Отечественная

2,0

4,8

4,0

3,2

3,6

4,2

4,8

Иностранная, произведенная в РФ

0,3

1,6

1,8

2,1

2,4

Импортная

0,2

3,2

3,2

3,6

4,2

4,8

В С Е Г О

2,0

5,0

7,5

8,0

9,1

10,5

12,0

 

В настоящее время в России свыше 60  % парка эксплуатируется со сроком службы более 10 лет. При этом строится мало дорог, объем инвестиций в отрасль невелик. Контракты на содержание дорог краткосрочные (в основном, до трех лет), и это сдерживает развитие рынка. Рассматривается увеличение сроков действия договоров подряда до шести лет, но и этого мало. Логика простая: зачем предприятию покупать новую технику под строительство дороги, если через три года контракт закончится? Иное дело, когда срок окупаемости техники покрывается сроком договорных обязательств, как практикуется в Европе. Но для нас в этом плане заграница по-прежнему не указ.

Отзывы с мест показывают, что в ряде случаев отечественная ДСТ не только не хуже, но иногда лучше зарубежных аналогов. При этом те, кто строит дороги, в основном, приобретают импортную продукцию и только 10–20  % заказчиков предпочитают иметь дело с российской. Обслуживающие организации, напротив, хотят работать на нашей спецтехнике, предпочитая ее более дорогому импорту. Такая структура спроса сложилась еще 10 лет назад, и до настоящего времени практически не изменилась.

В начале своей деятельности крупные лизинговые компании работали только с отечественной техникой, а в 2012 г. заключено немало контрактов и по финансированию сделок, связанных с приобретением иностранных машин. По оценкам экспертов, с 2012 г. заметно выросла доля техники, собранной в РФ, а с 2013-го только на закупку ДСТ будет направлено около 4,5 млрд руб.

Без современных рыночных механизмов рассчитывать на кардинальные изменения рынка лизинга не приходится. В свете вступления России в ВТО в ближайшее время в Россию придут новые лизинговые компании, и рынок снова изменится. Вопрос в том, кто от этого выиграет и насколько быстро адаптируется к новым правилам игры. В конечном счете, с дистанции сойдут те, кого в иносказательном смысле называют слабым звеном. Сильные от перемен только выиграют.