Спецналоги "Утилизационный сбор: цифры и факты"


 

На новые ТС полной массой не более 2,5 т вроде коммунального Piaggio установлен коэффициент расчета утилизационного сбора 0,5, а на ТС старше трех лет – 0,88. Таможенная пошлина составляет 5 %

 

Вступление России в ВТО повлекло за собой введение утилизационного сбора. Этот налог на колесные транспортные средства, уплачиваемый импортерами при ввозе машин на территорию РФ, изменил правила ведения бизнеса для большинства компаний. Кто-то от этого выиграл, кто-то остался при своих интересах, а кто-то проиграл. Разобраться, что к чему, можно только вооружившись цифрами и фактами.

 

Александр КАЛУГИН

Фото автора

 

Кто заказывал музыку?

Инициатором введения утилизационного сбора стало Министерство промышленности и торговли РФ. Все положения закреплены в Федеральном законе «О внесении изменений в ФЗ «Об отходах производства и потребления» и статью 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации», который вступил в силу 1 сентября 2012 г.

По сути, оплата нового сбора при ввозе импортной техники для покупателя означает дальнейшую бесплатную утилизацию отслужившего свой срок автомобиля или спецтехники на колесном ходу. С одной стороны, сбор можно рассматривать как частичную компенсацию последовательного уменьшения ввозных таможенных пошлин и защиту отечественных производителей от наплыва подержанных иномарок.

С другой стороны, введение утилизационного сбора должно способствовать увеличению уровня локализации предприятий, специализирующихся на промышленной сборке. В частности, в операциях по изготовлению грузовых машин должна присутствовать не только отверточная крупноузловая сборка, но и такие сложные процессы, как сварка и окраска кабин. К примеру, по этому пути уже пошел завод Volvo Trucks в Калуге, который заявил о начале строительства именно такого предприятия и инвестициях в него в размере 4 млрд  руб.

Наконец, утилизационный сбор – это прямая забота об экологии. Не секрет, что более половины парка грузовиков в РФ или около 2 млн  шт. составляют автомобили старше 20 лет. Львиная доля этих машин отвечают стандарту Евро-0, т. е. серьезно загрязняет окружающую среду. Еще 18,5 % или почти 700 тыс. грузовиков относятся к возрастной категории 16-20 лет, и среди них тоже много машин низкого экологического класса Евро-1. Более 8 % или 300 тыс. ед. составляют коммерческие автомобили тяжелого и среднего класса, с выпуска которых прошло 11-16 лет. Здесь, в лучшем случае, встречаются автомобили уровня Евро-2, что по нынешним меркам тоже вчерашний день. Таким образом, более 3/4 рынка грузовиков представляют большую угрозу для экологии.

Еще несколько лет назад многие относились к проблеме загрязнения окружающего воздуха довольно скептически. Между тем, экологический урон от этого фактора составляет 6 % от общего количества смертей или 80 тыс. человек в год. Это почти втрое превышает смертность на дорогах РФ в результате ДТП.

Как бы то ни было, утилизационный сбор стал реальностью, и всем приходится с этим считаться. Неудивительно, что еще минувшей осенью почти в 3/4 регионов РФ уже были созданы центры по утилизации. А сегодня их еще больше.

 

Произведенные в РФ грузовики иностранных марок освобождены от обременения утилизационным сбором при условии, что на предприятии есть сложные процессы вроде сварки и окраски кабин

 

 Ну что, приехали?!

Эксперты по-разному оценивают введение утилизационного сбора, но ясно одно: в период рецессии это не самый эффективный рыночный механизм. На некоторое время он способен вызвать затишье, вызванное сложным экономическим положением участников бизнес-процессов. Не нужно быть выпускником Гарварда или другого престижного вуза, чтобы понять: дополнительная «дань» ведет к росту цен и падению покупательной способности.

От введения утилизационного сбора могут пострадать сервисные центры, поскольку количество приобретаемой и эксплуатируемой импортной техники в ближайшее время наверняка снизится. В выигрыше останутся отечественные заводы – ГАЗ, КАМАЗ, УралАЗ и другие. Львиная доля такой техники эксплуатируется в МЧС, Вооруженных Силах, коммунальном хозяйстве, нефтегазодобывающей и других отраслях. Но только российские машины сейчас не в состоянии удовлетворить текущие рыночные потребности эксплуатантов. К счастью, введение новых пошлин не коснулось увеличения стоимости импортных запчастей, но это слабое утешение: все как раз ждали понижения, а его не случилось…

Согласно новому законодательству утилизационный сбор уплачивается импортером при поставке готового автомобиля. При ввозе шасси для дальнейшего переоборудования, скажем, монтажа самосвального кузова, крановой установки или бетоносмесителя, его платит конвертер при получении ПТС. Производитель может быть освобожден от уплаты сбора в том случае, если автомобильное шасси изготовлено в РФ, а компания, монтирующая надстройку, берет на себя обязательство по утилизации ТС. Но такие гарантии принимаются только в том случае, если производитель внесен в реестр Минпромторга.

Как бы то ни было, введение утилизационного сбора уже повысило рыночную стоимость целого ряда коммерческой техники, включая нарождающийся у нас сегмент легких автокранов и бетономиксеров, стоимость которых выросла примерно на 5 %. Налицо и повышение стоимости тягачей, в том числе для строительного сектора. Так или иначе, это отразится на рынке прицепного состава, для которого, кстати, удорожания не произошло. Но тягачи и прицепной состав – это сообщающиеся сосуды, и аналитики склоняются к тому, что интерес к новым прицепам и полуприцепам в обозримой перспективе охладеет.

Однако прежде чем анализировать коэффициенты утилизационного сбора, важно вспомнить, как изменились таможенные пошлины, принятые после вступления России в ВТО 23 августа 2012 г.

 

Бетононасосы и миксеры

Самый длительный переходный период в категории спецтехники установлен для новых и подержанных автомобилей для перекачки бетонного раствора – четыре года: с 2012-го по 2015-й включительно.

До вступления России в ВТО в 2011 г. пошлина на новую технику данной группы составляла 10 % от таможенной стоимости. В промежуток 2012-2015 гг. она повышается до 15 %, а затем с 2016-го по 2020-й действует прежняя 10-процентная ставка.

Для автобетононасосов б/у до вступления в ВТО пошлина составляла 4,4 евро или 63 % стоимости. На переходный период она составит 15 %, что меньше прежних ставок на 58 %. С 2016 г. пошлина снизится до 10 %, а это эквивалентно уменьшению налогового бремени по сравнению с исходным значением на 53 %.

По автобетоносмесителям картина совершенно иная: переходного периода нет ни для новых, ни для подержанных. Зато выигрыш по пошлинам очевиден. Если до вступления в ВТО импортеры платили четверть таможенной стоимости новой техники этого класса, то с 2012-го по 2020-й гг. размер пошлины снижен с 25 % до 15 %. С учетом того, что миксеры стоят не один миллион рублей, реальная экономия в 10 % фактически означает выигрыш в сотни тысяч рублей.

Импортеры бэушных миксеров также в плюсе: вместо прежних 4,4 евро (63 %) с 2012 г. они должны платить пошлину в размере 15 % стоимости, что на 58 % меньше. И это значение останется без изменений, по крайней мере, в ближайшие несколько лет.

 

Автокраны и автобуровые

Для импортируемых новых автокранов ничего не изменилось: пошлина составляет 10 %, т. е. столько же, сколько и до вступления России в ВТО. Разумеется, и переходный период за ненадобностью отсутствует.  Нет и его и для подержанных автокранов, но пошлины изменились. До ВТО они составляли 4,4 евро (53 %), а с 2012 г. установлены на уровне 10 % (–43 %).

По буровым установкам на автомобильном шасси картина иная. Как для новой, так и для подержанной такой техники установлен двухлетний переходный период, на 2012-й и 2013-й годы. В этот отрезок времени пошлина останется такой же, как и до вступления в ВТО – 15 %. Начиная с 2014 г., она уменьшится вдвое и будет зафиксирована на уровне 7,5 %.

До ВТО действующие сборы на старые автобуровые были равны 4,4 евро (53 %). До конца 2013 г. ставку уровняли с пошлинами на новые машины – 15 %, только выигрыш покупателя при этом составил 48 %. С 2014-го также выравнивается ставка на технику б/у – 7,5 %, что на деле означает минус 46,5 %.

 

Автосамосвалы и шасси

До вступления РФ в ВТО пошлина на импортные автомобили-самосвалы полной массой от 5 до 20 т составляла четверть их стоимости, а с 2012 г. уменьшилась в пять раз, до 5 %. Переходный период для них не предусмотрен, и это на руку участникам бизнес-сообщества. Нет переходного периода и для новых грузовиков полной массой 5-20 т. До конца 2011 г. при ввозе в Россию за них взимали пошлину в размере 25 %. Начиная с прошлого года, размер ставки понижен на 10 % и в настоящее время составляет 15 %.

По новым тяжелым грузовикам полной массой более 20 т ситуация несколько иная. Стартовые условия при вступлении в ВТО были точно такими же – пошлина размером в четверть таможенной стоимости. Но с 2012 по 2014 гг. установлен трехлетний переходный период с размером ставки в 10 %. Начиная с 2015 г., пошлина уменьшается вдвое, до 5 %. Три года отводится и на переходный период для новых тягачей. Для данной категории с 2012 г. пошлина также уменьшилась с 25 % до 15 %, а с 2015 г. будет зафиксирована на уровне 10 %.

Перемены не коснулись сегмента коммерческих автомобилей, относящихся к тягачам экологического класса Евро-4 и более поздним, т. е. Евро-5 и Евро-6 – таможенная пошлина по-прежнему составляет 5 %. Но за счет введения утилизационного сбора цены выросли на 5 % и более, а в денежном эквиваленте – на 200-300 тыс. руб. и более. Например, за полноприводный четырехосный седельный тягач TATRA T815-230N9T 8x8.1R теперь приходится платить на 6 % больше. Это весьма болезненное удорожание.

Что вообще стоит за цифрами изменения таможенных ставок с введением утилизационного сбора? Как это ни прискорбно, ряд импортеров уже переписал ценники в сторону увеличения. Некоторые тягачи европейского производства еще в конце прошлого года подорожали на 5-7 %. Причем это коснулось как только что ввезенных, так и импортированных ранее. Не секрет, что в августе многие искусственно сдерживали реализацию, чтобы с сентября продавать грузовики гораздо дороже.

Даже на самосвалы, выпускаемые на СП и иностранных предприятиях на территории РФ, стоимость повышена. Так, для собираемого в г. Миасс Челябинской области IVECO Trakker отпускная цена поднята на 1 000 евро. Для перевозчиков, стремящихся сэкономить каждый рубль, это ощутимая разница. Впрочем, есть и другие примеры. Скажем, стоимость автосамосвала TATRA T158-8P5R32 6x6.2 грузоподъемностью 28,2 т при снижении таможенной ставки даже с учетом утилизационного сбора уменьшилась на 4 %. Другой вопрос, захотят ли импортеры переписать свои розничные ценники в сторону понижения…

 

Пожарные и другие

Ситуация с уплатой пошлин по новым пожарным автомобилям один в один повторяет ситуацию с тягачами Евро-4 и более высоких экологических классов: 5 % от стоимости при полном отсутствии переходного периода. Но с «пожарками» б/у есть сдвиг к лучшему. В год вступления в ВТО взималась пошлина в 4,4 евро (63 %), после чего, начиная с 2012 г., ее размер зафиксирован на отметке 5 % (–58 %).

Благодаря годичному переходному периоду до начала 2013 г. для новых аварийных грузовиков статус-кво по уплате пошлины не менялся – она составляла 15 %. Но теперь размер сборов чуть-чуть уменьшен и отражен в цифре 13 %. Вот уж точно: пустячок, а приятно. За подержанные автобуксиры и эвакуаторы в 2011-м приходилось платить 4,4 евро (75 %). На переходный годичный период в 2012-м пошлину «либерализовали» до 15 % (–60 %). Но с 1 января 2013-го произошло понижение ставки до 13 %, что дает перевозчикам выигрыш в 62 %.

Часто в транспортных и строительных компаниях задействованы и прочие виды новой коммерческой спецтехники, для которой при поставке с заводов пошлина осталась на уровне 5 %. Из-за введения утилизационного сбора стоимость экскаватора-планировщика, автовышки и другой спецтехники на импортном шасси выросла примерно на 2-3 %.

Положительный эффект от введения новшество заметен только по подержанным машинам данного класса: если раньше стандартный сбор для них был равен 4,4 евро (63 %), то с прошлого года он понижен до 5% (–58%).

 

Грузовики с пробегом

Вступление в ВТО отразилось и на пошлинах импортируемых грузовых автомобилей разных классов. Но здесь единого знаменателя нет.

Например, при вступлении в ВТО пошлины на б/у грузовики полной массой от 5 до 20 т возрастом до пяти лет составляли 30 %, но не менее 2,2 евро (44 %). С двенадцатого года пошлина на них установлена в размере 10 % (–34 %). Для подержанных грузовиков массой до 20 т утилизационный сбор равен 1,5 млн  руб. против 220 тыс. руб. у таких же новых.

«Бэушки» возрастом пять-семь лет вынимали из кармана покупателя 4,4 евро (123 %), а с прошлого года также требуют уплаты 10-процентной пошлины (–113 %). При ставке 4,4 евро (205 %) за подержанные машины старше семи лет с 2012 г. требуют платы в размере 1 евро (–160 %).

Тяжелые грузовики полной массой свыше 20 т возрастом до пяти лет при вступлении в ВТО требовали внесения пошлины 30 %, но не менее 2,2 евро (37 %). На трехлетний отрезок с 2012-го по 2014-й гг. включительно пошлина понижена до 15 % (–22 %). Далее она снизится до 10 % (–27 %).

Для машин массой свыше 20 т и возрастом пять-семь лет при вступлении в ВТО пошлина в 4,4 евро (105 %) через год растаяла до 15 % (–90 %), а с 2015 г. станет еще меньше и достигнет 10 % (–95 %). А вот по тяжеловозам старше семи лет в этом сегменте 4,4 евро (176 %) с прошлого года уже превратились в 1 евро (–96 %). Как говорится, почувствуйте разницу.

Пятилетние тягачи, находящиеся в эксплуатации до пяти лет, облагались пошлиной 30 %, но не менее 2,2 евро (37 %). На четыре года, следующих за вступлением России в ВТО, ставка снижена до 15 % (–22 %), а с 2016 г. упадет еще на пять процентных пунктов и будет установлена в 10 % (–27 %).

Подержанные тягачи пяти-семи лет облагались пошлиной 2,2 евро (52 %). На такой же четырехлетний переходный период 2012-2015 гг. пошлина составит 15 % (–37 %), а начиная с 1 января 2016-го – уже 10 % (–42 %). По тягачам сроком старше семи лет ставка в 2,2 евро (88 %) уже уменьшена до 1 евро (–48 %).

 

Хочешь или нет – плати!

Перечень видов и категорий колесных транспортных средств, применительно к которым уплачивается утилизационный сбор, а также сам размер этого сбора, определен официальными документами. В частности, они прописаны в классификации, предусмотренной приложением № 1 к Техническому регламенту о безопасности колесных транспортных средств. Он был утвержден постановлением Правительства РФ № 720 от 10 сентября 2009 г.

Согласно принятым положениям размер утилизационного сбора на категорию (вид) колесного ТС равен произведению базовой ставки и коэффициента, предусмотренного для конкретной товарной позиции (см. таблицу). Датой выпуска колесного ТС считается дата его фактического изготовления производителем. При отсутствии документального подтверждения даты выпуска (случается и такое) год выпуска определяют по коду изготовления. Его обязательно указывают в идентификационном номере ТС. При этом трехлетний срок спецтехники исчисляется, начиная с 1 июля года ее изготовления. А под датой уплаты утилизационного сбора понимают дату, указанную в подтверждающем платежном документе.

Базовая ставка для расчета утилизационного сбора по целому ряду колесных ТС равна 20 тыс. руб. Для машин повышенной проходимости категории G, включая специальные и специализированные ТС, она составляет уже 150 тыс. руб. А для ТС полной массой свыше 12 т, но не более 20 т, и ТС полной массой более 20 т, но не более 50 т, применяется понижающий коэффициент 0,75. Он касается колесных ТС, ввезенных на территорию РФ и помещенных под таможенный режим временного ввоза в соответствии с постановлением Правительства РФ от 11 марта 2003 г. № 147 «О дополнительных мерах государственной поддержки российского автомобильного транспорта, предназначенных для международных перевозок».

Цифры могут ввести в заблуждение кого угодно, но только не потребителей конечного продукта. Для них все ясно, как дважды два – четыре: техника подорожает, а точнее, она уже подорожала. Например, бескапотное трехосное шасси КрАЗ Н23.2R и КрАЗ Н23.2М (6х4) полной массой 33 200 кг рассчитывается по формуле 150 тыс. руб. базовая ставка, умноженная на коэффициент 2,9, итого 435 тыс. руб. С учетом НДС удорожание составляет уже 513,3 тыс. руб. Таким образом, введение утилизационного сбора оборачивается ростом отпускной цены завода в 25-30 %.

Самое болезненное повышение стоимости за счет утилизационного сбора касается самосвалов для бездорожья полной массой от 50 до 80 т (см. таблицу). За машину старше трех лет нужно уплатить 4 млн 647 тыс. руб.! Абсурд, если не сказать больше. Особенно с учетом того, что подобной техники предприятия РФ практически не выпускают. Зато такие машины есть у наших соседей в Украине и Беларуси. Вопрос в том, захотят ли перевозчики нести такие непомерно высокие расходы, особенно в период рецессии.

Еще круче коэффициент для расчета утилизационного сбора для трехлетних карьерных самосвалов – 32 и 40 или 4,8 млн руб. и 6 млн руб. соответственно! Одно непонятно: как в таких условиях будут обходиться предприятия, эксплуатирующие такую технику в карьерах и на крупных стройках. Так что «спасибо» чиновникам, принимавшим решение о величине ставок утилизационного сбора, за очередное «отличие». Понятно, что после принятия решения «сверху» нужно усердствовать, но не до такой же степени! Думать тоже никогда не мешает…

 

Размер утилизационного сбора для некоторых видов и категорий колесных транспортных средств

Виды и категории ТС

Коэффициент расчета

Новые

Старше 3 лет

ТС категорий N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G

Полной массой не более 2,5 т

0,5

0,88

Полной массой свыше 2,5 т, но не более 3,5 т

0,8

1,25

Полной массой свыше 3,5 т, но не более 5 т

1,0

1,6

Полной массой свыше 5 т, но не более 8 т

1,1

4,56

Полной массой свыше 8 т, но не более 12 т

1,34

6,91

Полной массой свыше 12 т, но не более 20 т

1,47

10,06

Полной массой свыше 20 т, но не более 50 т

2,9

11,8

Специальные и специализированные ТС категорий М2, М3, N1, N2, N3, в том числе повышенной проходимости категории G

ТС специального назначения, кроме автобетоносмесителей

1,0

10

Автобетоносмесители

3,0

13

Самосвалы для эксплуатации в условиях бездорожья

Полной массой свыше 50 т, но не более 80 т

13,6

30,98

Полной массой свыше 80 т, но не более 350 т

25

32

Полной массой свыше 350 т

37

40