Спецобзор "На коротком плече перевозки"


 

Виталий Котвицкий,

фото автора и производителей

 

На коротком плече перевозки

Техника для вывоза твердых бытовых отходов была и будет непубличной. Такова ее специфика. Правда, убери из любого города мусоровозки хотя бы на три-четыре дня, и общество вмиг поменяет свое представление о значимости и важности этих машин...

 

…И плюс глонассация всех машин

Ошибки нет: сегмент мусоровозной техники российских городов ожидает полная глоннассация. Процесс уже пошел. Почин за Московской областью, где решили покончить с несанкционированными свалками и завести учет каждого кубометра вывезенного мусора. С одной стороны это улучшит экологическую ситуацию, а с другой исключит приписки транспортных, перерабатывающих предприятий, позволив фиксировать реальные коммунальные затраты как всего  города, так и каждого его жителя в отдельности.

Ранее правительство Подмосковья лишь декларировало свои намерения о комплектации всех мусоровозов датчиками системы ГЛОНАСС. Даже начало это частично внедрять по пилотной схеме. На последнюю декаду января 2013 г. из 689 имеющихся мусоровозных машин 65 ед. техники уже оборудованы спутниковой системой позиционирования и контроля. До конца 2013-го весь задействованный в перевозке ТБО транспорт будет подключен к спутниковому позиционированию, а не оборудованные системой ГЛОНАСС мусоровозные машины будут облагаться штрафом.

Речь не идет о наполнении бюджета столь необычными фискальными мерами. На кону более важный вопрос борьбы с «левыми» свалками: сейчас в области насчитывается два десятка больших несанкционированных свалок. Система ГЛОНАСС позволит не только отслеживать маршрут каждой машины, но и вести статистику рейсов на любом из 38 законнодействующих мусорных полигонов по утилизации и переработке ТБО, контролировать расход топлива и любое отклонение от маршрута.

Власти Екатеринбурга тоже заявили, что в нынешнем году все городские мусоровозки будут оснащены системами GPS и ГЛОНАСС, что позволит контролировать реальность выполнения объемов работ коммунальными автоперевозчиками, полигонами твердых бытовых отходов и перерабатывающими предприятиями. Здесь внедряют еще одно новшество – вся капитально ремонтируемая и вновь покупаемая техника для транспортировки ТБО будет иметь свою колористику – только белый цвет.

По мнению психологов, он более нейтральный для восприятия, не ассоциируется с опасностью. В мэрии с этим согласились, поскольку мусоровозные автомобили хотя и принадлежат к сегменту спецтехники, но  это больше транспортные машины и сравнивать их с более травмоопасными строительными механизмами в оранжевых, желтых и красных цветах не следует. К слову, все вновь покупаемые в 2013-м мусоровозы будут в исполнении задней загрузки. Такая версия оправдана из-за более высокой степени сжатия мусора механизмом прессования.

 

Конкуренция шагает по стране

Практически все отечественные производители спецтехники, занятые в разработке и выпуске машин для перевозки ТБО, направляют свои усилия на совершенствование системы прессования мусора в бункере машины. Идея позаимствована у зарубежных производителей, которые в последнее время не столько заботятся о конструкции надстроек, подборе шасси, где наблюдается некая стабильность, сколько решением задачи более плотной упаковки собираемого материала. К гигантизму никто не стремится, налицо равномерное развитие мусоровозных машин всех размерных групп.

В последнее время даже появилась мода на малый класс такой техники. Ее в основном берут небольшие управляющие компании для обслуживания собственной инфраструктуры, коттеджных поселков и т. д. Наши заводы пока традиционно держатся в более рейтинговой средней группе надстроек на шасси КАМАЗ и МАЗ, использование шасси легких коммерческих автомобилей пока редкость. Правда, наши подсуетились в сегменте манипуляторных мусоровозов для операций по обслуживанию заглубленных контейнеров.

Российское машиностроение в составе заводов «Коммаш» в Арзамасе и Мценске, Ряжского авторемонтного завода, 86-го механического завода-филиала ФГУП ПЭУ МО РФ и компании «Берц» на базе бывшего Рязанского завода «Торфмаш» ранее не особо боролось за потребителя. Сейчас ситуация резко поменялась и упомянутым предприятиям помимо импортеров приходится делить торговую нишу с новичками отечественного сборочного сегмента, которые составили ощутимую конкуренцию нашим признанным изготовителям.

К примеру, «Коминвест-АКМТ» довольно успешно ведет в Москве крупноузловую сборку техники на базе итальянских надстроек Farid и шасси как отечественных, так и зарубежных производителей. В сборочном цеху производится необходимая доработка шасси и монтируется оборудование 5-кубовых надстроек (серия Micro), 7-кубовых (Minimatic), 10-кубовых (Minipac), а также мусоровозных машин серий T1 (от 12 до 25  м3) и Super (45 м3).

Такое производственное направление оказалось оправданным и востребованным. Особенно в группе малолитражных мусоровозок, которые для нашего рынка пока в диковинку, но уже пришлись кстати. Тот же малотоннажный мусоровоз Farid Micro S с задней загрузкой в стесненных городских условиях при всей своей миниатюрности имеет коэффициент уплотнения 2:1 и набивает в бункер почти тонну мусора. Главное, что габаритные размеры машины позволяют протиснуться даже в узенькие проезды и тупиковые дворы, куда тяжелой технике путь заказан. Надстройку адаптировали под шасси полной массой от 3,5 до 6 тонн – ГАЗ 3302, Iveco Daily, Isuzu NKR.

Правда, эта машина не столько транспортная, сколько вспомогательная. На полигон ТБО она тоже может возить, но экономически это будет оправдано лишь при корпоративном использовании, когда не приходится платить транспортному спецпредприятию. Но в условиях крупных управляющих компаний или в составе специализированных автохозяйств Farid Micro S более рентабелен на обслуживании стесненных городских площадок или же территорий больничных учреждений, школьных, дошкольных учреждений, зон отдыха, где исключена шумовая агрессия и загазованность.

Там машина легко управляется с контейнерами емкостью от 120 до 1100 литров, поскольку имеет комбинированный кантователь с гребешковым и еврозахватом. Она вывозит собранные ТБО из зоны забора к работающему в микрорайоне большегрузному мусоровозу и самосвальным методом перегружает содержимое бункера в приемный лоток его кузова.

По пути импортокомлектации пошла и компания «Экотехпром Казань». Там для сборочного производства облюбовали немецкие надстройки Faun серий Rotorpress, Powerpress, Variopress и шасси Volvo. Нынешний год этот изготовитель спецтехники начал с поставки сразу 12 мусоровозных машин для Казани – по 6 ед. Variopress и Powerpress. В январе состоялась их тестовая обкатка и подгонка к условиям эксплуатации в ООО «Предприятие жилищно-коммунального хозяйства». Даже для такого большого столичного города, где транспортников новизной удивить сложно, эта техника оказалась  довольно инновационной: на каждой машине сразу установили адаптированные системы навигации GPS/Глонасс и видеорегистраторы.

 

Ребята, учитесь… прессовать

Мусоровоз Faun Variopress при коэффициенте прессования 6:1 загружает в бункер и за одну ходку транспортирует на полигон до 150 м3 обычного бытового мусора, который в кузове прессуется до 25 «паспортных» кубов. За смену на таком плече перевозки он может делать три ходки. Его «побратим» Powerpress при таком же количестве рейсов гораздо мощнее, у него степень сжатия на прессовании доведена до коэффициента 8:1. За один рейс он освобождает город сразу от 200 м3мусора, а за смену  - в три раза больше.

Правда, введя новую спецтехнику, Казань столкнулась с проблемой: немецкие мусоровозные надстройки не могут работать с имеющимися в городе металлическими контейнерами старого образца объемом 0,75 м3. Но поскольку их давно собирались заменить, то и проблема разрешилась быстро: город уже закупил 5 тыс. более практичных и эстетически привлекательных евроконтейнеров нижнекамского производства. Еще столько же появится в ближайшее время.

Столь необычный выбор спецтехники местные коммунальщики обосновывают экономическими расчетами. Они отнюдь не в пользу машин отечественного производства. Здесь сравнение не следует принимать за укор или камень в огород нашему машиностроению. Но собранный на стапеле «Экотехпром Казань» мусоровозный автомобиль с немецкой надстройкой для временного сбора и транспортировки ТБО за одну ходку реально заменяет пять имеющихся в автохозяйстве машин на базе КАМАЗ, ЗИЛ или МАЗ, то комментарии не нужны. Еще более высокие возможности показал Powerpress. Он за счет мощного прессовочного узла взял на борт и утрамбовал вместимость сразу 16 металлических бункерных емкостей. Такой объем раньше приходилось вывозить 16 ходками.

Так что предпочтение техники с более высоким коэффициентом сжатия мусора оправдано. Весной в автохозяйство поступит еще шесть таких машин. Обновленный парк вытеснит 40 ед. мусоровозной техники устаревшей конструкции.

Свой опыт в повышении производительности транспортировки отходов накопили и автоперевозчики ОАО «Автопарк № 6 «Спецтранс»  Санкт-Петербурга, которые обслуживают семь районов города на правом берегу Невы. Ежегодный объем вывоза бытовых отходов спецтехникой этого предприятия составляет более 3,5 млн м3. С недавних пор автохозяйство начало усиливать свой парк новыми для российского рынка эффективными и инновационными мусоровозами финской компании NTM (Narpes Tra & Metall), которая на нашей торговой площадке за последние четыре года, включая кризисное лихолетье, увеличила свои продажи почти в десять раз.

У специалистов на это явление пока одно мнение: у мусоровозок с этим клеймом короткие периоды простоя, поскольку очень хорошая ремонтопригодность. А еще – хорошее сочетание цены и качества. Но в первую очередь здесь обращали внимание на характеристики прессовочной плиты, сравнивая параметры сжатия с «одноклассниками» других производителей.  Отечественные мусоровозы при таких же размерах бункера здесь проиграли вчистую.

Помимо классических машин с задней, боковой загрузкой и для сбора отходов из контейнеров глубокого заложения NTM предложил на нашей торговой площадке еще и многокамерные мусоровозы для раздельного сбора и транспортировки мусора. Но популяция таких машин в России из-за неотработанной технологии подобного вида сбора и сортировки ТБО пока невелика. Впрочем, эксперты утверждают, что все впереди: такая cортировка становится актуальной и у нас, так что без машин с бункерами многокамерного исполнения тут никак не обойтись…