Спецобзор "Тихие и бесконтактные"


 

 

 

 

 

фото автора и производителей

 

Электроприводная складская техника становится популярной и вытесняет из ниши классические машины погрузочного сегмента. Рост популяции аккумуляторных машин идет даже вопреки тому, что стоят они дороже аналогов с двигателями внутреннего сгорания…

 

Напольные тихоходы

Сегодня складские комплексы и распределительные центры не отказались полностью от погрузчиков с дизельными, карбюраторными двигателями, но в помещениях теперь властвуют электротяговые машины напольного типа - чистые по выхлопу, малошумные и работоспособные. Грузоподъемностью электропогрузчики уступают технике с ДВС, но это не снижает темпов приема, временного складирования, распределения продовольственной и промышленной товарной номенклатуры. Наоборот – темпоритм перевалки и обработки растет.

В России производство электротяговой складской техники лишь на этапе становления, поэтому складские машины к нам импортируют Германия, Италия, Япония, Корея, Китай и ряд других стран.

Динамика импортных поставок электроприводной складской напольной техники начала приближаться к показателям классических погрузочных машин с карбюраторными, дизельными и гибридными двигателями (Диаграмма 1). В дальнейшем это направление будет еще больше развиваться, в некоторых мегаполисах центрального региона на одну продажу техники с ДВС компании Jungheinrich приходится четыре единицы техники с электродвигателем. В той же Заподной Европе удельный вес складской напольной техники с ДВС держится на уровне 20 %, все остальное – электроприводные машины…

 

Диаграмма 1

Соотношение ввозимых на территорию России

складских машин по силовому наполнению

 Особых новшеств в сегменте машин для погрузочно-разгрузочных операций в закрытых помещениях не появилось. Переход от электропривода постоянного тока к переменной схеме электропитания вряд ли можно назвать новизной, но импульсные полупроводниковые системы активно развиваются, оставив в прошлом контакторное исполнение управления приводом. Асинхронные двигатели менее энергоемкие и их КПД намного выше, за счет этого алгоритм управления гидравлической системой погрузчиков, штабелеров изменился, что позволило частично приблизить потенциал электроприводной складской техники к машинам с ДВС.

Законодателями моды здесь выступают Toyota, Still, Jungheinrich, Nissan и узкоспециализированный Atlet, позиции которого особенно сильны в группе штабелеров и ричтраков (reach truck, с англ. - доставщик грузов). Новое поколение электроприводных машин обладает быстротой всех системам управления, начиная от ходовых возможностей до грузоподъемных характеристик. Это касается складских машин как с 3-опорными, так с 4-опорными колесными контурами. Поскольку окончательные итоги импорта складских машин в 2012 году еще подводились, для примера активности производителей на нашем рынке можно взять результаты ввоза на таможенную территорию России машин в 2011-м (Диаграмма 2).

В новом поколении напольных погрузчиков за основу питания электродвигателями взят переменный ток. В популярной у наших потребителей линейке 3-опорных электропогрузчиков Toyota 7-й серии (7FBE) акцент сделан именно на полном асинхронном управлении (Total AC Control), что по производительности сразу же вывело эти машины на первые позиций всех рейтингов. К такой схеме перешли другие производители.

Ключевые наработки позволили одновременно с ростом производительности того же, к примеру, погрузчика с 3-точечным колесным контуром увеличить его грузоподъемность, маневренность и, главное, улучшить устойчивость благодаря системе стабилизации (SAS). Новая схема управления позволяет, не нарушая поперечную устойчивость, маневрировать аналогично гусеничной технике, разворачиваясь практически на одном месте.

 

Внимание верстке и корректору:

при появлении свежей статистики,

диаграмму переделаю.

 

Диаграмма 2

Долевое участие ведущих производителей складской техники в распределении емкости рынка России по итогам 2011 года, в проц.

 

Во-первых, японцы применили схему раздельного привода на колеса. В упомянутой выше модели 7FBE и ее модификациях привод передних колес идет от двух электромоторов, что позволяет во время маневров вращать приводные колеса в разном направлении. Это аналогично гусеничному движителю или погрузчикам с бортовым поворотом.

Во-вторых, в последнем поколении электропогрузчиков Toyota использует для привода колес планетарный механизм и компактные электромоторы. Такое исполнение позволяет электродвигателям в движении по инерции автоматически переключаться в режим генератора и заряжать аккумуляторы. Система срабатывает, когда оператор снимает ногу с педали акселератора или нажимает на тормоз. В момент изменения направления движения электродвигатели какое-то время тоже работают как генератор. В-третьих, используемая система регенерации также автоматически снижает скорость при отпускании педали акселератора, она же не позволяет скатываться на наклонной поверхности в начале движения.

 

Как заправишь, так и… поедешь

На нынешнем этапе Toyota и ее последователи сосредоточились не столько на механике и грузовысотных характеристиках, сколько на вопросах энергетического решения: будет надежный и долгоиграющий источник питания – будет рост показателей по высоте и грузоподъемности. Ожидается, что уже в 2013 году на электропогрузчиках этого производителя появятся более современное поколение литий-ионных аккумуляторов. У многих изготовителей техники батареи Li-Ion уже вытеснили свинцово-кислотные накопители электроэнергии. Toyota же обещает вывести литий-ионные аккумуляторы на более быстрый цикл полной зарядки, увеличенный интервал работы.

Сейчас в распределительных центрах крупных торговых сетей Sainsbury (Великобритания) и Ahold (Нидерланды) проходят эксплуатационные испытания погрузчиков с такими батареями и зарядными устройствами к ним. По словам продукт-менеджера Toyota Material Handling Йохана Розена, литий-ионный спектр погрузчиков будет запущен в первой половине 2013 г. И хотя секрет новой технологии не раскрывается, можно предположить, что японцы используют опыт производства электромобилей с литий-ионными аккумуляторами и быстрозарядными станциями к ним, способными за 20-30 минут в полном объеме восстановить работоспособность батарей.

Сейчас по этому пути идут практически все производители напольной складской техники. Даже наш машиностроительный завод им. М.И. Калинина (Екатеринбург) и завод «Волжский погрузчик» стали  изготовливать погрузчики с асинхронным приводом, однако к «долгоиграющей» аккумуляторной батареи быстрой зарядки они только на подходе. Впрочем, большинство зарубежных производителей тоже находится на начальном пути к долгоиграющим быстрозарядным аккумуляторным емкостям, тормознувшись на этапе заводских тестов. К конкретным складским испытаниям приступили единицы. Европейское представительство Toyota (TMHE - Toyota Material Handling Europe) может уже в 2013-м оторваться от основных конкурентов только за счет внедрения новой энергонакопительной базы на основе Li-Ion.

Сразу нужно сказать, что наши распределительные центры и складские комплексы все еще на этапе становления, потому парк техники для обслуживания мест ответственного хранения формируется за счет импортных машин: к нам поступают не только погрузочные установки напольного типа, но и технологии высотного складирования грузов. Все идет к тому, что электротяговые машины постепенно вытеснят с закрытых помещений не только дизельные, карбюраторные, но и гибридные погрузчики. При этом очень четко просматривается политика распределения машин погрузочного сегмента по специализации, в котором классические погрузчики постепенно уступают место штабелерам и более универсальным ричтракам, функциональные возможности которых шире.

 

 

Приказано не останавливаться

В сегменте высотных погрузочных машин напольного типа с электрическим приводом сейчас появилась собственная классификация по типу спецтехники. Многие еще считают ричтрак и штабелер однотипной складской техникой с одинаковыми возможностями и целевым предназначением, но ричтрак является самостоятельной единицей складской погрузочной техники, сочетая в себе функции штабелера и погрузчика. Если мачта выдвинута, то он работает как погрузчик, если она втянута, то это больше штабелер. Скорость передвижения и подачи/приема груза на высоту у ричтраков почти в два раза выше, нежели у штабелеров. На рынке России в этом сегменте напольных машин сильны позиции шведкой компаний Atlet, но хорошие шаги в продвижении своей техники также делают Still, Jungheinrich, Linde, Yale и др.

В кругу специалистов электроприводные ричтраки принято классифицировать. В стандартную группу вошли машины, в которых ярко прослеживается классика сочетаний погрузчика и штабелера. На рынке России это наиболее распространенный тип напольной складской техники. Отдельную нишу занимают ричтраки с телескопическими вилами. Это наиболее мощная складская техника с усовершенствованной схемой установки телескопических вил. Если стандартные рачтрикеры способны  оперировать с грузом от 1 до 2,5 т на высоту до 12 м, то телескопические  машины могут поднимать паллеты до 1 350 кг. Правда, операционная высота у них чуть ниже, составляет всего 10 м, хотя в последних наработках некоторые производители уже преодолели такую отметку. Главная особенность ричтраков-телескопов в умении работать с грузом на стеллажах двойной глубины, которые вмещают почти наполовину больше стандартных стеллажных полок.

Появление на нашем рынке узкобоковых ричтраков, которые тоже занимают отдельную нишу, позволило работать по технологии drive-in на обслуживании набивных стеллажей. Интересной видится и группа четырехходовых ричтраков, которые специально разработаны на базе стандартных погрузочно-разгрузочных высотных складских машин для операций с длинномером. Из-за того, что такие ричтраки могут передвигаться в четырех перпендикулярных направлениях, их и назвали четерехходовыми или четырехсторонними.

В машинах такого типа все три колеса являются рулевыми, поскольку ведущее колесо, как и грузовые, принимающие на себя практически всю массу поклажи, расположены со стороны вил. Четырехходовый ричтрак оснащается кареткой с гидравлическим раздвижением вил от 450 до 2200 мм, что делает его универсальным, позволяя производительно работать как с длинномерными, так и с паллетными грузами.

На рынке России в группе 4-ходовых ричтраков  популярность набирают модели UFS 200 и UFS 250 упомянутой выше фирмы Atlet с грузоподъемность 2 и 2,5 тонны соответственно. Это довольно современные машины для складских операций с бортовым компьютером с клавиатурой, информация выводится на дисплей, а через CAN-bus шину идет полный мониторинг связи по цепочке компьютер-контроллеры-двигатели. У ричтрака стоит электросервопривод руля с поворотом колеса на 360 градусов и «умная» система повышения устойчивости машины S-3 для корректировки резких маневров оператора.

Разработчики позаботились и комфорте: появившились пальчиковые джойстики управления гидравликой и минируль на рукоятке кресла водителя с «плавающим» подлокотником, есть регулируемое кресло с отклоняющейся на 150 градусов спинкой для обеспечения улучшенного обзора при операциях с грузом на высоте.

Сегодня ричтраки практически вытеснили со складских площадок закрытого типа классические напольные погрузчики электроприводные и гибридные, что позволило расширить полезную площадь за счет уменьшения межстеллажного пространства. Если для погрузчика-напольника требуется проезд хотя бы в 3,3 метра шириной, то для ричтрака достаточно 2,7 м. К тому же он более универсален и удобен в работе.

Для установки того же поддона в ячейку, ричтраку достаточно дать команду на выдвижение каретки грузоподъемника вовнутрь стеллажного пространства и груз окажется в глубине стеллажа на нужном месте. При этом устойчивость машины на рабочей площадке достигается не за счет громоздкого противовеса, что влияет на габариты машины и размеры проездов, а за счет продуманного расположением центра тяжести груза между опорными консолями.

В отдельное направление сегмента напольных складских машин с электрическим приводом начали выделяться комплектовщики заказов. Их парк в России начал расти благодаря массовому строительству крупных складских комплексов и распределительных центров, где потребовалась автоматизация большинства складских работ. Потому для оптимизации и уменьшения ручного труда на складах параллельно с электропогрузчиками начали развиваться низкоуровневые и высокоуровневые комплектовщики заказов для подборки составных грузов.

Такая техника позволяет быстро формировать многопозиционный груз по разной номенклатуре, составные части которого расположены не только на значительном отдалении друг от друга, но на разных уровнях как по горизонтали, так и по вертикали. Ряд технических приспособлений и механизмов, таких как автоматический фиксатор поддонов и электротележек и комплектовщиков заказов, индикатор положения ведущих колес, функция предварительной остановки паллеты, повышают уровень сохранности груза и безопасность работы оператора.