Спецобзор "Затрубили «трубачи», затрубили…"


 


Автор В.Котвитцкий

фото автора и производтеля

Они не только затрубили, но и вовремя раструбили о надвигающейся угрозе отечественному рынку тяжелой гусеничной техники: вступление России в ВТО настежь открыло двери на нашу торговую площадку всем производителям таких машин. Двери открыть пришлось, но не так широко, как могло быть…

 

Лучшая защита – нападение!

Формально Россия выполнила все требования, касающиеся нормативно-правового соответствия уставу Всемирной торговой организации. При этом ей удалось сохранить свое лицо перед собственными производителями тяжелых гусеничных машин, поскольку коллегия Евразийской экономической комиссии все-таки услышала тревожный клич машиностроителей и увеличила ставки ввозных таможенных пошлин до 10 % на гусеничные бульдозеры с неповоротным и поворотным отвалом, мощность двигателя которых выше 250 л. с. До этого на такие бульдозеры распространялась нулевая ставка импортной пошлины. Таким образом, Россия получили реальный инструмент защиты отечественного производства и рычаги воздействия на повышение конкурентоспособности своей продукции в условиях ВТО. Соответственно, ставки ввозных пошлин на которые поднялись с 0 до 5 % на бульдозеры мощностью свыше 400 л. с. и трубоукладчики грузоподъемностью 90 тонн и выше, предназначенные для работы при температуре окружающего воздуха -50 °C и ниже.

Здесь нужно отдать должное инициативе управленцев концерна «Тракторные заводы», которые совместно с машиностроительными союзами, ассоциациями и другими общественными объединениями России, Министерством промышленности и торговли, Минэкономразвития РФ встали на защиту интересов российских производителей строительно-дорожной техники в формате, разрешенном нормами Всемирной торговой организации. А защищать было и есть кого.

В реалиях жесткой конкуренции против наших на торговой площадке РФ мощно играют Caterpillar, Case, Komatsu, Liebherr, Dressta, а также недавно примкнувшие к ним Shantui и XCMG из Китая и другие. Противостояние, конечно, не равное. Потому решения № 174 от 02.10.2012 г. и №186 от 18.10.2012 г. коллегии Евразийской экономической комиссии оказались своевременными. Только по масштабам концерна «Тракторные заводы» это позволит увеличить ежегодные объемы производства трубоукладчиков на 150 шт. Еще добрую сотню-полторы «трубачей» добавят в годовой зачет и другие предприятия.

Нужно уточнить, что на внутреннем рынке «трубачей» основные производители сейчас – компании «ЧТЗ-Уралтрак», «Промтрактор», «ДСТ-Урал» и Березовский ремонтно-механический завод. Остальные лишь позиционируются в этом сегменте, но реального влияния на развитие рынка трубоукладчиков не имеют. Поскольку окончательные итоги 2012-го еще подбиваются, можно оперировать лишь статистикой 2011-го.

 

Хорошее, но… дорогое

Komatsu несколько лет подряд является в этом сегменте лидером, охватив чуть более половины российской рыночной емкости. Правда, в докризисном 2008 г. удельный вес японского производителя на нашем рынке доходил и до 65 %.

У  нас традиционно востребованы модели Komatsu с грузоподъемным диапазоном 41, 70 и 92 т. Наибольшей популярностью пользуются «трубачи» D355C-3 с максимальной грузоподъемность 92 т, ежегодно пополняющие наши парки спецтехники на сотню и более машин. Но сейчас эта модель подпадает под действие упомянутого выше решения коллегии Евразийской экономической комиссии о поднятии ставки ввозных таможенных пошлин на 5% и давать какой-либо прогноз на 2013-й эксперты пока не берутся.

Трубоукладчик Komatsu D355C-3 к новинкам не относится, но его постоянная модернизация позволяет держать машину на должном уровне и возглавлять рейтинговые таблицы. Сильные позиции на нашей торговой площадке у компаний Liebherr и Caterpillar. Трубоукладчики китайского завода Shantui и техника Volvo - оба набирают не более 5 % емкости российского рынка.

Шведские трубоукладчики пока выделяются лишь тем, что имеют не тракторное исполнение, а экскаваторное. Если в классическом варианте на шасси трактора грузоподъемная навеска имеет боковое размещение, то у Volvo PL4608 и Volvo PL4611 стоит полноповоротная надстройка, позволяющая оперировать в любом направлении на все 360 градусов. С одной стороны это вызывает интерес, но с другой наши инженеры и механики пока с опаской относятся к столь нетрадиционному исполнению: пока «на зуб» не распробуют - брать не будут.

Тем ни менее, пока наш потребитель размышляет, шведский производитель не стоит на месте, добавив к линейке трубоукладчиков новичка D-серии, создав на базе гусеничного гидравлического экскаватора модель Volvo PL3005D. С комплектом экскавационного оборудования это выводит такую машину на новый уровень со статусом многофункциональности – трубоукладчик, грузоподъемный кран и экскаватор.

Как и в предыдущих моделях, грузовая лебедка с большим тяговым усилием, получаемым за счет применения планетарного редуктора, расположена на стреле трубоукладчика PL3005D. Грузоподъемность для своей размерной группы солидная – легко подхватывает 50 т поклажи, доставляя ее в нужное место по круговому периметру рабочей зоны. Как и положено грузоподъемному механизму, имеющаяся в стандартной комплектации бортовая система контроля груза LMS обрабатывает информацию по основным параметрам, в т. ч. определяет угол наклона стрелы, наклон рабочей поверхности, положение рабочей платформы относительно опорной поверхности. Практически это аналог устанавливаемого на наших автокранах прибора ОНК, знакомого специалистам как ограничитель нагрузки крана, но с расширенными и более усовершенствованными функциями.

Датчики LMS самостоятельно вычисляют и дают оператору подсказку по предельным величинам границы рабочей зоны при вращении стрелы с учетом продольного и поперечного наклона площадки до 35 градусов. Системы выравнивания надстройки относительно рельефа местности, как это имеется на гусеничных харвестерах, здесь нет. Вся информация выводится на дисплей, в критичных режимах аппаратура контроля предупреждает оператора об опасности опрокидывания, а в случае игнорирования сигналами звукового и светового информатора блокирует работу машины.

А вот китайский производитель Shantui Construction Machinery Co, выпускающий трубоукладчики под брендом Shantui, пошел по пути японцев и автоматику ограничителя грузового момента, который показывает угол и вылет стрелы, высоту подъема крюка и поднимаемый вес, ставит по дополнительному заказу. Нашего потребителя он берет сравнительно небольшой ценой и повысившимся в последнее время качеством машины: завод перешел на комплектацию гидравлической системы «трубачей» большим количеством импортных деталей. К примеру, для повышения спроса модели Shantui SP70Y изготовитель полностью перешел на импортную гидравлическую систему, что положительно сказалось на экспортных поставках, в т. ч. и в Россию.

Ожидается, что в 2013-м ввоз трубоукладчиков с клеймом Shantui может серьезно увеличиться, поскольку вся линейка его «трубачей» с грузоподъемностью от 15 до 70 тонн не подпадает под действие октябрьского решения коллегии ЕЭК о 5-процентном поднятии ставки ввозных таможенных пошлин.  

 

 

 

 Польская Dressta в последнее время пыл поубавила из-за тяжелого для завода периода. Теперь предприятие восстанавливает свои возможности, но вернуться в прежнюю нишу уже не так просто… 

 

 

 

 

По отечественной партитуре

За последние годы наши основные производители не вывели на рынок ни одной новой машины, ограничившись модернизацией имеющихся трубоукладчиков. Впрочем, зарубежные производители тоже активностью не отличались. Вперед продвинулись китайцы, но они в основном подтягивались к мировым стандартам и, пожалуй, достигли желаемого результата. Очевидную пассивность разработчиков и производителей эксперты объясняют сравнительно небольшой емкостью мирового рынка в этом сегменте техники. Не будет прорыва и в ближайшее время, исключение коснется разве что хорошо развивающейся тракторной базы, на основе которой строятся трубоукладчики, и силовых агрегатов, которые выводят на более высокий экологический стандарт.

Тот же ДСТ-Урал вместо стандартного привода стреловой грузовой лебедки начал устанавливать планетарные лебедки с гидроприводом итальянского и немецкого производства. Первые две машины ТГ20.32 BDF прошли полевые испытания в Республике Коми, где показали выносливость и результативные характеристики. Правда, доработать «трубачей» пришлось, но это дало толчок к продвижению техники такого исполнения, поскольку портфель пополнился сразу семью заказами.

«Промтрактор» на смену не так уж и сильно устаревшей, но пользующейся спросом у механизаторов нефтегазового сектора модели ТГ-503 несколько лет тому назад вывел трубоукладчик ТГ-511, который получился на 5 т легче.

Машина имеет три версии исполнения. Стандартный вариант принадлежит базовой машине ТГ-511 со стрелой и выдвижным противовесом. Модификация  ТГ-511Л идет с трубоукладочным оборудованием основного исполнения и тяговым агрегатом. В третьем варианте изготавливается ТГ-511О со стрелой с дополнительной опорой и выдвижным противовесом.

Для трубоукладчика ТГ-511 использовали гидромеханическую трансмиссию с электрогидравлическим управлением, Здесь имеется две лебедки одинаковой конструкции. Каждая из них представляет собой двухрядный планетарный редуктор с постоянно замкнутым фрикционным тормозом на солнечной шестерне первого планетарного ряда. Приводом служит регулируемый гидромотор фирмы Bosch Rexroth.

Нынешняя гидросистема привода лебедок и противовеса трубоукладчика ТГ-511 позволяет осуществлять независимую друг от друга работу стрелы и крюка, подъем, опускание, а также совмещение операций управления стрелой и крюком. Здесь бесступенчатое регулирование скорости стрелы и крюка в пределах одного из двух диапазонов скоростей. Помимо этого гидравлика задействована на выдвижении и задвижении противовеса, управлении тяговым агрегатом или при наличии дополнительной опоры его гидроцилиндром.

Следует подчеркнуть, что гидросистема такого исполнения разработана совместно со специалистами Bosch Rexroth, поставляющей заводу свои гидроузлы. Использование импортных комплектующих тут же подняло конкурентоспособность, позволив соперничать с аналогами других производителей на внутреннем и внешнем рынках.

Если на предыдущей модели для обеспечения безопасной работы стоял блок ОНК-140 - аналог автокранового ограничителя нагрузки, то здесь использовали более усовершенствованный ОНК-160, который помимо повышенной надежности имеет значительно улучшенную помехоустойчивость, а также «черный ящик» для записи параметров работы грузоподъемного оборудования. Это позволяет хранить в памяти полный список аварийных событий за десять лет работы оборудования. Поскольку 160-й имеет связь с контроллером управления, появились неосуществленные ранее по техническим причинам блокировки несанкционированных режимов грузоподъемного оборудования.

В составе электрооборудования трубоукладчика ТГ-511 впервые применена микропроцессорная комбинация приборов, унифицированная с комбинацией приборов автомобиля КАМАЗ. Пиктограммы аварийных сигналов теперь выполнены на темном фоне, они совершенно незаметны в нерабочем состоянии и контрастно выделяются в рабочем режиме даже при сильном солнечном освещении. На машине впервые применен электрогидравлический способ управления грузоподъемным оборудованием: в системе управления задействованы пропорциональные электроклапана и контроллер Bosch Rexroth. Более того, электронный способ управления клапанами выдает нелинейные характеристики регулирования, а это позволяет достигать очень малых скоростей движения грузового крюка и стрелы на операциях,   требующих ювелирной точности.