Спецпремьера "Строитель в смокинге"


 

Универсальные грузовики уходят в прошлое. На повестке дня – узкая специализация, и опыт Mercedes-Benz – лучшее тому подтверждение. Вслед за обновленным в 2011-м флагманским магистральным Actros и дебютантом 2012-го Antos для тяжелых развозных работ в 2013-м представлен строительный Arocs. Его официальная мировая премьера состоится в апреле на крупнейшей специализированной выставке Bauma в Мюнхене. Первый показ для прессы прошел 28 января там же, на киностудии Bavaria, и главный редактор не упустил случая увидеть все своими глазами.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Грузовик с «зубами»

Наступление на конкурентов в строительном секторе Daimler начал согласно законам жанра. Все было засекречено так, будто речь шла не о новом грузовике, а как минимум о супероружии. В некотором смысле оно так и есть: на новинку возлагают очень большие надежды. Немцы устроили презентацию под лозунгом «Arocs – новая сила в строительстве» и выложили убедительные аргументы в доказательство сказанному.

У нового автомобиля полной массой 18-41 т семь типов кабин в 14 вариантах. Колесная база – от 3 300 до 6 600 мм, возможная формула – от 4х2 до 8х8, разработаны серии Loader и Grounder для особо тяжелых нагрузок. Комплектные машины доступны прямо с завода в Вёрте. На выбор предлагается 16 вариантов двигателей Евро-6 мощностью от 175 кВт/ 238 л. с. до 460 кВт/ 625 л. с. В конструкции использованы новые рамы, мосты, подвеска и тормоза.

Только с учетом возможных вариантов колесной формулы и подвески в модельный ряд включены 10 бетономиксеров, 15 разновидностей седельных тягачей, 17 версий автосамосвалов, 19 бортовых грузовиков. С поправкой на разные двигатели, коробки передач и прочее оборудование возможное многообразие немецкого «строителя в смокинге» поистине безгранично. Семейство Arocs неспроста стартует с беспрецедентно широкой гаммой модификаций: производителю важно не просто войти в рынок, а сделать это мощно и убедительно. Кстати, сегодня каждый второй большегруз в Германии – со звездой, а в мире таких – два из пяти. И все они изготовлены с поправкой на решаемые перевозчиками задачи.

Почти половина всех используемых в строительстве грузовиков (45 %) занята на стройплощадках. Примерно треть из них (30 %) перевозят оборудование и материалы, еще 15 % профилируется на доставке бетона. Mercedes-Benz ответил на запросы компаний выпуском легких и полноприводных самосвалов, бетоносмесителей, седельных тягачей и бортовых автомобилей в двух-, трех- и четырехосном исполнении, да еще каких!

Впервые на «строителе» в базе автоматизированная коробка передач PowerShift 3. Впервые на грузовике (для четырехосных моделей) установлен электрогидравлический усилитель рулевого управления Servotwin. Впервые для «строителя» доступны все современные системы безопасности, включая EBS с дисковыми тормозами, ABS и ESP. В качестве опции предлагаются система контроля за дорожной разметкой Lane Keeping Assist и новейший ассистент экстренного торможения Active Brake Assist 3.

Стайлинг нового семейства неспроста выделяется «зубастой», словно ковш экскаватора, радиаторной решеткой. Она недвусмысленно намекает: крепкие «зубы» везде проложат дорогу и справятся с любой работой. И этот намек не только для клиентов – он еще и для конкурентов.

 

Рыночный фон

Символично, что продукт высоких технологий на рынок выводит Штефан Бухнер, новый босс Mercedes-Benz Trucks, возглавивший подразделение в декабре 2012-го. Он один из архитекторов стратегии Global Excellence, заложившей Daimler прочный фундамент. В том числе и благодаря ему при создании Arocs концерн следовал идее общей платформы для спецсерий грузовиков по сегментам.

Казалось бы, в период долгового кризиса в Европе запуск нового продукта не ко времени. Даже сам глава Mercedes-Benz Trucks Андреас Реншлер заявил: будь он предпринимателем, ни за что бы не начал сейчас строительный бизнес в Испании, Италии, Греции, Португалии и других странах Южной Европы, просевших под натиском финансовых проблем. В то же время, рынки государств Северной, Западной и Центральной Европы оказались более устойчивыми к последствиям кризиса. И хотя эксперты прогнозируют на 2013 г. застой в зоне евро, сидеть сложа руки и ждать с моря погоды ведущему производителю коммерческой автотехники непозволительно.

В первом полугодии 2013 г. в жилищном строительстве Германии будет иметь место высокий отложенный спрос. Отрасль нуждается в ежегодном приросте в объеме 250 тыс. новых квартир. В прошлом году не достроили 40 тыс. квартир, а в нынешнем ожидается «недобор» еще около 20 тыс. Но есть еще коммерческая недвижимость (отели, паркинги, торговые центры), в возведении которой потребность высока. Словом, строительная отрасль в ЕС активизируется. Вопрос в одном: когда именно?

Сейчас налицо период галопирующих цен на топливо и тонкой маржи. Перевозчики ставят во главу угла совокупную стоимость владения и считают буквально каждый евроцент. В подобных условиях важно иметь такой инструмент, как Mercedes-Benz Arocs. Надежность его компонентов повышена на 20 %, эксплуатационные расходы на 5 % меньше, чем у предшественника. В течение семи лет перевозчик может на нем заработать на 40 тыс. евро больше. С учетом того, что в строительной отрасли средний срок службы автомобиля около 10 лет, это неоспоримый плюс.

 

Откидные ступени в конструкции явно не лишние: они практичны, надежны и просты в обслуживании

 

 

 Специализированные серии Loader и Grounder

Arocs получил специализацию в сериях Loader и Grounder. Их «заточили» под требования перевозчиков в сферах, где необходимы автомобили высокой грузоподъемности – прежде всего седельные тягачи для самосвальных полуприцепов и бетоносмесители.

Идеей фикс при разработке серии Arocs Loader стала борьба с лишним весом. Конструкторы пересмотрели все узлы и агрегаты, убирая «жир» буквально по граммам. Были созданы седельные тягачи полной массой 18 т с колесной формулой 4x2, ставшие одними из самых легких в строительном секторе.

Форма рамы, высота лонжеронов и свесы Arocs отличаются от магистральных грузовиков, а модернизация шасси для подготовки к перевозке стройматериалов не требуется. В гамме появилась модель 8x4/4 с тремя задними мостами и поддерживающей осью. Она построена на базе трехосной модели с неведущей управляемой осью и двумя задними мостами со спаренными колесами, позади добавлена подъемная ось с односкатными колесами. Шасси может использоваться в качестве бортового грузовика для перевозки стройматериалов и оснащаться краном-манипулятором.

Основу серии Arocs Grounder составляют четырехосные внедорожные модели полной массой до 41 т. Они имеют лонжероны рамы увеличенной до 9 мм толщины и ориентированы на работу в карьерах и на стройплощадках. Появились и бетоносмесители допустимой полной массой 32 т с колесной формулой 8x4/4. Благодаря малой снаряженной массе в 9 250 кг они способны доставить за одну поездку до 8 м3 подготовленного бетона – на 0,5 «куба» больше, чем прежде.

Шасси бетоносмесителя Arocs Loader оснащают 10,7‑литровым двигателем OM 470 и короткой кабиной серии S. Сдвоенный ведущий мост со спаренными колесами заменен на мост с односкатными колесами и шинами размером 368/65. В результате снижения веса на 500 кг и использования более выносливых шин полезная грузоподъемность выросла на 1 т.

Специалисты подсчитали: при выполнении автомобилем шести рейсов в день и транспортировке 8 м3 приготовленного раствора дополнительный объем перевезенного груза составит 6 000 м3 в год. При 70-процентной загрузке и стоимости бетона 12 евро за кубометр выгода хозяина транспорта составит 5 000 евро. А если использовать систему FleetBoard, то оптимизация расходов даст еще 5-15 % экономии.

 

Четырехосный самосвал полной массой до 41 т будут выпускать в исполнении 8х4/4, 8х6/4 и 8х4 ENA

 

 

Мощность на заказ

Arocs выходит на рынок с широкой линейкой дизельных двигателей Blue-Efficiency Power. Клиентам доступны 16 вариантов мощности 6-цилиндровых рядных силовых агрегатов с турбонаддувом и промежуточным охлаждением воздуха рабочим объемом 7,7, 10,7, 12,8 и 15,6 л. Моторы развивают высокий крутящий момент при частоте вращения чуть выше оборотов холостого хода. Диапазон максимального крутящего момента от 1 000 до 3 000 Н.м.

Новейший в линейке – полностью модернизированный OM 473. Его рабочий объем 15,6 л, максимальная мощность 460 кВт (625 л. с.) и крутящий момент с пиком в 3000 Н.м. Заложенный потенциал гарантирует эффективную эксплуатацию на бездорожье и высокую среднюю скорость на маршрутах со сложным рельефом местности. Хорошая отдача всех вариантов OM 473 достигается в широком диапазоне частот вращения от 900 до 1 400 об/мин.

Новым является и OM 470 Евро-6 рабочим объемом 10,7 л. Его выделяет система непосредственного впрыска X-Pulse, которая повышает давление с 900 до 2 100 бар и минимизирует расход топлива. Мотор имеет уменьшенный на 170 кг вес и высокую производительность. Его удел – транспортировка тяжелых стройматериалов. Здесь также применяется технология BlueTec 6: система SCR с впрыском раствора AdBlue, плюс окислительный каталитический нейтрализатор и сажевый фильтр закрытого типа.

На Arocs используется первичный замедлитель для движения на затяжных спусках. Декомпрессионный моторный тормоз доступен на всех двигателях. Водитель может задействовать один из трех режимов торможения переключателем на рулевой колонке. Максимальная тормозная мощность составляет от 300 кВт для ОМ 936 до 460 кВт для ОМ 473.

Стандартно Arocs комплектуют автоматизированными 8-, 12- или опционально 16-ступенчатыми коробками передач PowerShift 3. Они облегчают работу водителя при маневрировании и на бездорожье. За доплату доступны механические 9- или 16-ступенчатые КПП. «Автоматы» характеризуются малым временем переключения: на 20 % быстрее PowerShift 2 и на 50 % по сравнению с АКПП Telligent. Электронные датчики обеспечивают точный выбор передач в соответствии с условиями движения и нагрузкой. Особенно ценно наличие у PowerShift 3 «ползучего» режима для маневрирования: при трогании или движении задним ходом водитель может регулировать скорость только педалью тормоза. Еще одна особенность – возможность прямого переключения с первой передачи на заднюю.

«Механика» с пневмоприводом и схемой переключения по двойной букве Н доступна с девятью и 16-ю ступенями. Она передает крутящий момент практически без потерь и отличается легкостью переключения. Все трансмиссии оснащают сцеплением нового поколения в сочетании с системой оповещения и защитой от перегрузок. На автомобиле с одним ведущим мостом однодисковое сцепление обеспечивает передачу крутящего момента до 2 800 Н.м. На Arocs с несколькими ведущими мостами и крутящим моментом до 3 000 Н.м используется двухдисковое сцепление (для моделей с одним ведущим мостом это опция).

 

 

Технические изюминки

Для Arocs предусмотрен вспомогательный гидрообъемный привод, способный обеспечить до 12 % экономии топлива по сравнению с постоянным полным приводом. Он предназначен для дорожных версий, которым время от времени требуется повышенное тяговое усилие. В качестве компромисса есть подключаемый полный привод без колесных редукторов. Существует и постоянный полный привод для труднопроходимой местности.

Для оптимального тягового усилия предлагаются различные блокировки дифференциалов. Их включают последовательно: межосевую, задних и (при наличии) передних ведущих мостов. Полноприводный Arocs стандартно оснащают отключаемой ABS, что повышает безопасность при езде по тяжелому бездорожью.

Расширена гамма коробок отбора мощности. Появилась более мощная версия с отбором до 900 Н.м крутящего момента двигателя. Новыми являются дополнительная точка отбора мощности в передней части двигателя и комбинированный привод с управлением от педали сцепления: их можно использовать как на неподвижном автомобиле, так и на ходу.

При использовании автомобиля преимущественно на стройплощадках и пересеченной местности применяют рамы шириной 744 мм с лонжеронами толщиной 8 или 9 мм, и стальные листовые рессоры шириной 100 мм. Это гарантирует высокую грузоподъемность и жесткость на кручение в самых тяжелых условиях. Для автомобилей, эксплуатируемых в основном на обычных дорогах, предлагается расширенная на 90 мм (до 834 мм) рама с лонжеронами толщиной 7 или 8 мм и новой пневматической подвеской заднего моста на четырех пневмобаллонах. Впервые для задних тележек грузоподъемностью более 26 т применена рессорная подвеска с фланцевыми подшипниками. В зависимости от выбранной полной массы автомобиля, передние и задние мосты снабжают двух-, трех- или четырехлистовыми рессорами.

При высоте шасси 1 120 мм рама нового Arocs на 115 мм выше, чем у Actros. Высота же шасси внедорожного самосвала или бетоносмесителя выше еще на 45 мм. В результате смещения передних и задних мостов назад на 60 мм расширен диапазон колесной базы для двухосников. Это позволяет использовать специальные шины с высоким коэффициентом профиля без переделки шасси. На четырехосных версиях два передних управляемых моста смещены назад на 60 мм, а оба ведущих на 110 мм ближе к задней части рамы, что позволяет более равномерно распределить осевую нагрузку. Arocs комплектуют барабанными тормозами, комбинацией дисковых и барабанных тормозов или дисковыми тормозами по кругу.

Для эффективного монтажа кузовов рама снабжена сеткой монтажных отверстий с шагом 50 мм, монтажными кронштейнами, опорными площадками и крепежными элементами. Места крепления на раме значительно сокращают затраты времени и упрощают монтаж надстроек. Производители кузовов могут устанавливать опорные подножки, компрессоры, инструментальные ящики и другое вспомогательное оборудование без подготовки. Быстрому подключению электрооборудования кузова способствуют легкодоступные соединения, включая коммутационный интерфейс.

 Не кабина – кабинет!

На выбор покупателей даны семь кабин в 14 вариантах. Среди них короткие и удлиненные 2,3-метровые с разной внутренней высотой.

Кабина M шириной 2,3 м для более широкого спектра задач. Компактные размеры упрощают эксплуатацию на коротких маршрутах и стройплощадках. В ней интегрированные ступеньки, снижающие нагрузку на водителя при выполнении им работ, требующих частых входов и выходов. Для работ продолжительностью свыше одного дня созданы более просторные 2,5-метровые кабины StreamSpace и BigSpace с ровным полом.

В интерьере доминируют износостойкие и легко чистящиеся поверхности цвета «антрацит». Многофункциональное рулевое колесо, комбинация приборов и расположение переключателей аналогичны таковым у флагманского Actros. Цветной графический TFT-дисплей с диагональю 10,4 см (стандартное оснащение) позволяет быстро и в полном объеме получить важную информацию. Здесь отображается текущий расход топлива, состояние блокировок дифференциала и масса прочих сведений. Оптимальная эргономика сиденья обеспечена широким диапазоном регулировок. Доступно анатомическое кресло с пневмоподвеской, вентиляцией и функцией массажера.

Низкую стоимость эксплуатации Arocs обеспечивают большие межсервисные интервалы (до 120 тыс. км), высокая ремонтопригодность и легкость техобслуживания. Увеличенный срок службы агрегатов и, не в последнюю очередь, образцовая подготовка к монтажу кузовов и надстроек также повышают рентабельность яркого представителя немецкого «стройбата».

Официальная мировая премьера Mercedes-Benz Arocs пройдет в апреле на выставке BAUMA в Мюнхене, а поставки на европейский рынок начнутся с мая. Планируемый объем выпуска – 20 тыс. ед. в год. В конце 2013-го в производство будут запущены полноприводные варианты, правда, на рынок они выйдут уже в 2014-м. Российским перевозчикам придется ждать новинку дольше всех – пока у нас не появится дизельное топливо с низким содержанием серы. Ну что ж, не впервой…