Тест-Драйв "Antos, младший брат Actros’a"


 

 Выход этого автомобиля на мировую арену не оставил никого равнодушным. Еще бы: появился не просто очередной грузовик, а представитель нового класса! Mercedes-Benz Antos не пришел на смену модели Axor, как поначалу это восприняли конкуренты, а занял промежуточное положение между ним и флагманским Actros. И когда появилась возможность протестировать его в Германии, главный редактор «Автоперевозчика. Спецтехники» не раздумывая дал согласие.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 Универсальный «тяж»

 

Новый 6-цилиндровый рядный двигатель ОМ 936 Евро-6 рабочим объемом 7,7 л обладает диапазоном мощности 220-260 кВт (299-354 л.с.)

 

С самого начала официальные лица Daimler Trucks заявили: это первый представитель нового типового ряда грузовых автомобилей для тяжелых развозных работ полной массой от 18 до 26 т. Его специализация – перевозка продуктов питания, мазута, строительных материалов, коммунальные работы.

Насколько многообразна область применения, настолько велико и количество модификаций нового Mercedes-Benz. Создатели ставили перед собой задачу сделать транспортное средство, способное эффективно работать в условиях любой топографии, с различной нагрузкой, с большим числом частых остановок и одинаково успешно как в населенных пунктах, так и на загородных шоссе.

Забегая вперед, отмечу: по итогам тест-драйва ощущение такое, что конструкторы с поставленными задачами справились. Желая доказать универсальность нового продукта, на тест-драйв по дорогам общего пользования немецкие специалисты подготовили около двух десятков автомобилей в различной комплектации: с разными двигателями, колесной формулой и надстройками.

 

Фамильные черты

С первых минут знакомства с MB Antos многих не покидало ощущение дежавю: казалось, что все это уже где-то видели – настолько новичок похож на магистральный Actros IV для международных перевозок. И хотя его называют «Актросом с узкой кабиной», на самом деле это вещь в себе. Общее у обеих моделей – происхождение: made by Mercedes-Benz.

Дизайнеры придали Antos яркие четкие детали с контрастными выпуклыми и вогнутыми линиями. По мнению экспертов отрасли, эти штрихи придают машине напряжение налитых силой мышц и скрытую мощь. В то же время, с прицелом на применение в развозной сфере и, прежде всего, в городе автомобиль имеет дружелюбный характер. При этом относительно простая конструкция создает ощущение прочности и основательности. Во многом этому способствует кабина водителя шириной 2,3 м. Одновременно у грузовика большое шасси – напрашивается сравнение с бультерьером, широко расставившим лапы. Но переход от кабины к ходовой части выглядит гармонично. И ощущение гармонии не является обманчивым: вход и выход из кабины с тремя ступенями очень удобный.

Акцент в оформлении экстерьера сделан на решетке радиатора с крупной трехлучевой звездой. Решетка радиатора имеет три горизонтальные пластины со спортивными отверстиями наподобие «старшего брата» Actros. Не забыта и практичность: трехсоставной бампер с прочными стальными углами допускает более жесткие условия эксплуатации, что характерно для развозных работ.

 

Кабина на выбор

 

Для первопроходца в новом классе немецкие инженеры предусмотрели три разновидности кабины водителя, и все с кокпитом класса «премиум». Вариантов по длине два: ClassicSpace в коротком (S) и среднем (М) исполнении. Кабина средней длины с супернизкой крышей CompactSpace предназначена для эвакуаторов и автомобилей с холодильным агрегатом на изотермическом кузове.

В зависимости от конкретной модели, туннель двигателя достигает высоты 170 или 320 мм. В принципе, для развозных автомобилей это обычное явление. Но при этом кабину средней длины на заказ оснащают откидным спальным местом размерами 2000x600 мм с возможностью обхода. Есть и шторки по всему периметру, но это не главное. Возможность складывать спальную полку гораздо важнее для длительных перерывов и нерегулярных ночевок.

Уровень премиум-класса в кабине выдают многочисленные стильные детали – такие, как многофункциональный руль, информативная панель приборов и удобные кресла. Кокпит имеет дугообразную форму, акцентированную на водителе. Эргономика сделана на высочайшем уровне автомобильного фэншуя: ни до одной кнопки или рычага не приходится тянуться, отрывая корпус от спинки сиденья. Ни один прибор не закрыт рычагами переключения, ступицей рулевого колеса или чем-то другим.

Материалы смотрятся очень добротно, хотя для рядового «извозчика» их могли бы и упростить. Однако авторы проекта сознательно не пошли здесь на компромисс: Mercedes должен держать марку. Кокпит сознательно выдержан в строгом черном цвете, а зона напарника выполнена в серых тонах. А вот потолок нейтральный – по всей площади он серо-бежевого цвета Greige, оптически увеличивающего внутреннее замкнутое пространство.

В список опций включен вариант с дополнительным центральным сиденьем. При этом средняя часть передней панели имеет выемку в области коленей. И в этом варианте рычаг стояночного тормоза и воздушные дефлекторы системы вентиляции расположены на новых местах.

 

Только Евро-6!

Предвидя интерес различных групп перевозчиков к своему продукту, Antos предлагают с необычайно широкой линейкой дизельных двигателей BlueEfficiency Power экологического уровня Евро-6. Все моторы в этой палитре – 6-цилиндровые рядные агрегаты с рабочим объемом 7,7, 10,7 и 12,8 л. Диапазон доступной мощности – от 175 кВт (238 л.с.) до 375 кВт (510 л.с.).

Самые умеренные по мощностным характеристикам двигатели предполагается использовать для более простых транспортных задач на одиночных автомобилях (фургонах, мусоровозах и другой спецтехнике). А вот самые сильные версии нацелены на использование в составе тяжелых автопоездов с бортовыми тентованными надстройками и седельных тягачей в наиболее сложных топографических условиях.

Инженеры Daimler рассказывают о новых моторах так увлеченно, словно защищают докторскую диссертацию на общедоступном языке. Но техника того действительно заслуживает. Например, силовой агрегат Mercedes-Benz OM 936 рабочим объемом 7,7 л отличается компактными размерами и небольшим весом. Он имеет первый в мире регулируемый распределительный вал выпускных клапанов в дизельном двигателе и обеспечивает максимальное давление впрыска 2400 бар. Вариантов мощности – пять.

Другой мотор Mercedes-Benz OM 470 объемом 10,7 л имеет схожие технические решения, но обладает уже другими рабочими характеристиками. Он относится к двигателям класса Heavy-Duty и оборудован уникальной системой впрыска X-Pulse. Выбравшим его перевозчикам ОМ 470 доступен в четырех вариантах мощности.

Своеобразным топ-классом среди двигателей MB Antos считается 6-цилиндровый рядный мотор модели ОМ 471. Это тот самый силовой агрегат, который впервые был представлен еще летом 2011 г. и лучше всего зарекомендовал себя на Actros четвертого поколения. Как и на других моторах компании, он оснащен системой впрыска с топливным аккумулятором и системой рециркуляции отработавших газов по технологии SCR и впрыска мочевины. У него также имеются окислительный катализатор и сажевый фильтр. Интервал замены моторного масла достигает 120 тыс. км.

Характеристики двигателя Mercedes-Benz OM 936

Мощность

Крутящий момент

175 кВт (238 л.с.) при 2200 об/мин

1000 Нм при 1200-1600 об/мин

200 кВт (272 л.с.) при 2200 об/мин

1100 Нм при 1200-1600 об/мин

220 кВт (299 л.с.) при 2200 об/мин

1200 Нм при 1200-1600 об/мин

235 кВт (320 л.с.) при 2200 об/мин

1300 Нм при 1200-1600 об/мин

260 кВт (354 л.с.) при 2200 об/мин

1400 Нм при 1200-1600 об/мин

 

Характеристики двигателя Mercedes-Benz OM 470

Мощность

Крутящий момент

240 кВт (326 л. с.) при 1800 об/мин

1700 Нм при 1100 об/мин

265 кВт (360 л. с.) при 1800 об/мин

1800 Нм при 1100 об/мин

290 кВт (394 л. с.) при 1800 об/мин

1900 Нм при 1100 об/мин

315 кВт (428 л. с.) при 1800 об/мин

2100 Нм при 1100 об/мин

 

Характеристики двигателя Mercedes-Benz OM 471

Мощность

Крутящий момент

310 кВт (421 л. с.) при 1800 об/мин

2100 Нм при 1100 об/мин

330 кВт (449 л. с.) при 1800 об/мин

2200 Нм при 1100 об/мин

350 кВт (476 л. с.) при 1800 об/мин

2300 Нм при 1100 об/мин

375 кВт (510 л. с.) при 1800 об/мин

2500 Нм при 1100 об/мин

 «Автомат» на все случаи

Передачу мощности от двигателей на ведущий мост осуществляет полностью автоматизированная коробка передач Mercedes-Benz PowerShift 3 с восемью или 12 передачами. Но вариативность комплектаций значительно шире. Например, очень компактный двигатель ОМ 936 допускается агрегатировать с 4-ступенчатой трансмиссией. На выходе перевозчик получает выгодное соотношение расхода топлива и мощности на полностью нагруженных автопоездах и седельных тягачах.

Отличительная черта новых трансмиссий – наличие специального ползучего режима, незаменимого при выполнении развозных работ в городской черте. Кроме того, это важно при движении в пробках, маневрировании на узких погрузочных площадках. В таких условиях скорость автомобиля водитель может регулировать только педалью тормоза. Я сам убедился в эффективности данного режима, когда на одном из городских участков был вынужден объезжать некорректно припаркованный мусоровоз: по левому борту – высокий бордюр и близко посаженные деревья, по правому – металлическая надстройка с острыми углами, сзади – поток подпирающих легковушек…

Преимуществом коробок передач PowerShift третьего поколения является привод, допускающий переход на ручной режим. Сделать это можно при помощи рычага на рулевой колонке – у него весьма интуитивный алгоритм управления. Впрочем, особой необходимости в таких действиях лично я во время тест-драйва не ощутил.

 

Большой конструктор

Новый грузовик построен на раме шириной 834 мм. Это обеспечивает ему стабильные динамические характеристики, выраженные в уверенности водителя: автомобиль не подведет. Новое рулевое управление работает очень точно. Комфорт в движении обеспечивает и задняя пневмоподвеска на четырех баллонах.

Двух- и трехосные седельные тягачи новоиспеченного Antos имеют колесную базу от 2650 до 4000 мм. Для шасси предусмотрено 11 вариантов расстояний между осями величиной от 3700 до 6700 мм с шагом в 300 мм. Есть даже трехосная версия с поддерживающей осью. Наряду с двухосевым шасси Antos доступен с тремя осями и поддерживающим мостом с односкатной ошиновкой, а также с поддерживающим мостом со сдвоенными колесами. Такие модификации очень популярны в Центральной и Западной Европе. Актуальны они и для России, особенно в период введения сезонных ограничений нагрузки на ось.

Учитывая, что большая часть развозных грузовиков имеет специальный кузов, инженеры сделали в раме сплошную сетку отверстий с расстояниями 50 мм по длине и высоте. Предусмотрены также различные удлинители рамы и индивидуальное размещение концевой поперечины. Это оптимизирует монтаж надстроек и консолей на определенных точках и электронных интерфейсов всех типов.

Основоположник целого класса задал новый стандарт и в адаптации под цели применения. В рамках данной концепции Antos получил два исполнения: Volumer и Loader. Первый рассчитан на обеспечение максимального объема, второй – на максимальную грузоподъемность.

По сравнению с предыдущими моделями компании Antos Volumer имеет на 80 мм более низкую погрузочную высоту. Это уже само по себе преимущество. Кроме того, покупатель может выбрать оптимальный размер топливного бака в зависимости от того, на чем нужно сделать акцент – на полезной нагрузке или пробеге без дозаправки.

Двухосный Antos Loader стал первым седельным тягачом Евро-6 для работы в составе 40-тонного автопоезда с очень низкой собственной массой. Как и на версии Antos 1835 LS с кабиной ClassicSpace, алюминиевыми дисками и сверхширокими одиночными шинами Supersingle на задней оси его вес составляет 6000 кг. Оптимизации веса удалось достичь за счет облегченных стекол и покрытия пола, АКБ меньшей емкости, комбинированного топливного бака и емкости с AdBlue, лестницы из алюминия и других мер. Даже с более мощным 428-сильным двигателем масса седельного тягача не превышает 6400 кг, что с учетом соответствия нормам Евро-6 совсем немного. У целого ряда конкурентов аналогичные грузовики даже с Евро-5 весят больше.

Езда без риска

Одно из новшеств МВ Antos – диспетчеризованные сообщения. Как и для других моделей, для него типична полная доступность всех известных по «старшему» Actros систем безопасности и помощи водителю. На Antos серийно устанавливают тормозную систему EBS с дисковыми тормозами и электронным регулированием, высокоэффективный моторный тормоз, антиблокировочную ABS, противобуксовочную ASR и систему курсовой устойчивости ESP.

В списке дополнительного оборудования перевозчики могут получить новый легкий и при этом мощный гидравлический тормоз-замедлитель. Доступен и тормоз высокой мощности High Performance Brake. Есть также ассистент поддержания заданной дистанции с функцией Stop&Go. Но на этом перечень устройств безопасности не исчерпан: клиенты вправе выбрать уникальную систему активного торможения Active Brake Assist 3. Ее главное достоинство кроется не столько в способности замедлять транспортное средство до безопасной скорости, сколько возможность начать в автоматическом режиме полное торможение перед неподвижными препятствиями.

Однодневный тест-драйв Antos в Германии проходил в ненастную погоду: как из ведра лил дождь, видимость была ограничена, на дороге было очень скользко. Тем не менее, даже в сложной дорожной обстановке автомобиль оказался на высоте. Продуманная эргономика, безупречная обзорность, отменная динамика и целый ряд электронных помощников – о чем еще водителю можно мечтать?! Разве что о таких же гладких автобанах вместо разбитых «направлений»; о таком же высоком качестве дизтоплива вместо разбавленной солярки; о таких же корректных и предсказуемых водителях на месте олухов без царя в голове…

Впрочем, к герою сегодняшнего рассказа это не имеет никакого отношения: Antos проверку дорогой выдержал. Жаль только, что из-за его оснащения Евро-6 до нашей страны он доедет нескоро. Хотя немецкие специалисты обещали подумать над тем, как сделать его коммерчески привлекательным и доступным для перевозчиков Восточной Европы, а значит, и для России.