Эксплуатация "За рулем в непогоду"


 


 

Профессиональные водители погоду не выбирают: они «всепогодные». Управлять многотонным автопоездом в зимних условиях, во время ливня и на мокрой после дождя трассе приходится и убеленным сединами дальнобойщикам, и тем, кто совсем недавно получил заветные «корочки». Но дорога исключений не делает: скидок на возраст и навыки ни у кого нет. В таких условиях в выигрыше тот, кто лучше подкован в теории и способен использовать ее во благо. Копилку таких знаний пополняют различные курсы, программы и тренинги повышения квалификации водительского мастерства «ProFahrer», «ProfiTraining» и другие. Рассмотрим советы европейских инструкторов, обучающих водителей коммерческого транспорта, применительно к российским условиям.

 

Александр НИКОЛАЕВ

Фото автора

 

Ликбез для «бывалых»

Независимо от того, сколько вам лет, каков ваш водительский стаж и каким транспортным средством вы управляете, специалисты рекомендуют соблюдать ровный стиль вождения. При нем средняя скорость возрастает, а расход топлива снижается.

Прежде чем применять знания в движении, важно научиться правильно трогаться с места. Уже на грузовиках Евро-2 и выше при начале движения двигатели развивают высокий крутящий момент (на четверть выше, чем у прежних моторов). Конечно, можно без проблем тронуться со 2-й и даже с 3-й передачи, только это сократит жизнь сцепления. Если принять годность фрикционных накладок при старте с первой передачи и 600 об/мин за 100 %, то при трогании со второй передачи их срок службы сократится почти в шесть раз, до 18%. Для справки: экономия на замене этих деталей эквивалентна стоимости топлива, на котором можно проехать свыше 10 тыс. км.

Одно из первых правил – избегать ненужных остановок. Медленное, точно рассчитанное движение вместо «поклона» светофору или впереди идущей фуре экономит «солярку» и бережет трансмиссию. Без надобности не тормозите, а уж если потребовалось, делайте это расчетливо. Используйте износостойкие тормоза (электрический и гидравлический замедлитель, постоянный дроссель, моторный тормоз) раньше рабочих механизмов. Но если на автомобиле отсутствует блок управления EBS, то из соображений безопасности в гололед используйте рабочие тормоза предельно осторожно.

Соблюдайте комфортную для принятия решения и контроля над ситуацией дистанцию. В идеале она должна составлять минимум три секунды. Это означает, что прежде чем доехать до места, где находится впереди идущий транспорт, вы успеете сосчитать 21-22-23. Расчет прост: при скорости 100 км/ч безопасное расстояние составляет 100 м на сухой и в полтора-два раза больше на мокрой или заснеженной трассе. Не страшно, если в этот промежуток на время вклинится легковушка: рано или поздно она пойдет на обгон другого грузовика и скроется из вида.

При въезде на магистраль не думайте об экономии ДТ и не набирайте скорость слишком долго – это создает помехи другим участникам движения. Разгонная полоса обычно коротка, а долгая езда по обочине чревата износом шин и проколами. При необходимости используйте полную мощность, особенно при обгоне и на подъемах: выигрыш времени в подобных случаях важнее топливной экономичности.

 

Обращение с коробкой

С механической КПП не нажимайте педаль сцепления два раза, а в промежутке не топите педаль акселератора. Времена не синхронизированных устройств давно прошли, и кроме лишнего расхода топлива двойной выжим с прогазовкой изнашивает сцепление и коробку. При 8- и 12-ступенчатой «механике» по возможности «перескакивайте» через передачи, не перебирая последовательно весь ряд. На таких коробках с линейной шкалой передаточных отношений, например, ZF AVS и ZF AS Tronic, миновать ближайшие ступени можно и в области низких передач. На мерседесовской PowerShift, благодаря оптимизированным передаточным числам, необходимости в этом нет.

Немецкие инструкторы порой учат профессиональных дальнобойщиков азам. Например, подсказывают, как правильно управлять рычагом переключения передач. Особенно это справедливо в отношении водителей, успевших приобрети неправильные навыки в работе с напольной «кочергой» машин эпохи Сталина и Мао Цзэ Дуна. Рычаг не нужно хватать всей рукой словно золотую рыбку, его следует двигать открытой ладонью вперед или назад.

Переключаться нужно с постоянным давлением, а не дергать рычаг туда-сюда будто при перезаряжании затвора дедовского дробовика. Важно понимать законы физики: только когда шестерни начинают вращаться синхронно, блокирующее кольцо синхронизатора разрешает переключение. «Воткнуть» передачу насильно, будь вы хоть сам Арнольд Шварценеггер, невозможно. При дергании процесс синхронизации прерывается и возобновляется, время переключения увеличивается, износ колец синхронизаторов усиливается. На практике это означает увеличение сервисных расходов.

Переключившись на «механике», уберите ногу с педали сцепления и руку с рычага переключения передач. Эта «колхозная» привычка ничего хорошего не дает, а только повышает риск износа сцепления, механизма привода сцепления и коробки передач. Но и на «автомате» нужно уметь грамотно ездить, не полагаясь на то, что все за вас сделает электроника.

При автоматической трансмиссии желательно по возможности двигаться на более высокой передаче. Важно своевременно отпустить педаль акселератора, чтобы АКП переключилась вверх. Полную мощность включайте только тогда, когда муфта блокировки гидротрансформатора замкнута. В зависимости от нагрузки и скорости, блокировка происходит в диапазоне 5 - 35 км/ч. До момента этого переключения (его сопровождает слабый толчок) рекомендуется разгоняться только с неполной нагрузкой. Это исключит потери мощности при проскальзывании гидротрансформатора и продлит жизнь агрегатам.

Будьте расчетливы не только при размещении очередной заначки от любимой жены, но и при движении на трассе: используйте инерцию. Достигнув конца спуска, своевременно отпускайте тормоз и поставьте себе на службу набранный разгон. Но не «кочегарьте» чересчур усердно: из-за бугра навстречу может выскочить сорвиголова на легковушке, как из-под земли возникнет ремонтная бригада, баррикадой станет пострадавшая в ДТП машина и все что угодно, а в таких обстоятельствах лучше иметь меньшую скорость.

Перед съездом с «большака» своевременно отпускайте педаль акселератора. Кинетическая энергия автопоезда настолько велика, что при нормальных дорожных условиях можно снять ногу с педали газа уже за 700 - 800 м до съезда. Выигрыш дизтоплива при этом невелик, но и проигрыш во времени  незначителен.

Перед выключением двигателя не нажимайте педаль акселератора. Это еще одна дурная привычка, от которой ноль пользы. Кроме того, в двигателях с турбонаддувом могут быть повреждены подшипники турбонагнетателя, ведь после выключения мотора они продолжают некоторое время вращаться, в то время как подача масла прекращена. И это не просто страшилки: в результате в подшипниках могут произойти задиры.

 

По снегу и льду

Хороший водитель готовит сани летом, и для самого сурового времени года у него есть все необходимое. Наряду со скребком и ветошью у опытного дальнобойщика обязательно имеется антиобледенительный спрей для дверных замков, который хранится в наружном вещевом ящике автомобиля или в кармане куртки.

До начала поездки нужно запрограммировать автономный подогреватель так, чтобы ветровое стекло и боковые окна полностью оттаяли. Снег и лед важно удалить не только с «ветровика», но также с кузова и платформы. Если щетки стеклоочистителя примерзли, не прикладывайте чрезмерного усилия, чтобы их отделить от стекла. Используйте пластмассовый скребок с жесткой резиновой лентой и щетку для очистки от снега.

Глупая «дедовская» привычка подолгу прогревать двигатель на неподвижном автомобиле должна быть забыта словно страшный сон. Как только рабочее давление в пневмосистеме станет достаточно высоким, можно начинать движение и прогревать двигатель с умеренной нагрузкой на средних оборотах. Иногда при этом начинают запотевать окна и ветровое стекло. В таком случае можно уменьшить влажность воздуха, включив систему кондиционирования.

Эксперты советуют без крайней необходимости не менять на зимней дороге выбранную полосу и не увлекаться обгонами даже на участках с односторонним движением. Ограничительные алюминиевые барьеры при этом пусть не вводят вас в заблуждение: при определенных условиях автопоезд может развернуть или сложить так, что без помощи крана или эвакуатора продолжить дальнейшее движение будет невозможно. Особенно коварны в этом смысле участки с заснеженными островками и полосами: водитель думает, что это просто укатанный снег, а под ним – чистый лед. В итоге левая сторона сцепки попадает на отрезок дороги с низким коэффициентом сцепления, а правая, едущая по асфальту или укатанному снегу, обладает лучшим контактом – вот вам и предпосылка к ДТП. Даже если автопоезд не бросит на ограждение, его может занести на обгоняемое транспортное средство и все: вылезай, приехали!

Очень опасно доверяться интуиции и начинать сложное маневрирование (разворот с замахом или в несколько приемов вперед-назад) на дороге, где от остальных участников движения требуется вежливость и повышенная предусмотрительность. Поздно заметив меняющий направление движения состав, другой водитель может не успеть среагировать на изменение обстановки или предпримет неправильные действия. Это чревато повреждением транспортных средств и травматизмом людей.

При движении на коварных подъемах и спусках не бойтесь перестраховаться и своевременно устанавливайте цепи противоскольжения. При торможении на уклоне они намного важнее и эффективнее, чем для повышения тяговых возможностей автомобиля. Не забывайте, что блокировку дифференциала следует задействовать на неподвижном грузовике. Как только вы вернетесь на дорогу с высокими сцепными свойствами покрытия, сразу отключите блокировку дифференциала.

Зимой и ранней весной даже на знакомой трассе средняя скорость ниже, и ориентироваться на время преодоления маршрута летом или осенью незачем. Попытка выдерживать «сухой» режим на зимней дороге чревата негативными последствиями. Повышенную опасность представляют мосты, провалы и ямы, а также дороги, проходящие по лесистой местности. При выезде из полосы с защитными насаждениями или из леса на открытый участок, при подъеме на мост, эстакаду или гребень, выезде из туннеля следует соблюдать безопасную скорость. Проще говоря, надо двигаться адекватно погодным и дорожным условиям, иначе сильный порыв ветра может сдуть автопоезд с проезжей части на обочину или в кювет.

Во время метели двигайтесь медленно и ни в коем случае – наугад или только по габаритным огням идущего впереди транспортного средства. Дорожная разметка на заснеженных дорогах чаще всего не видна, поэтому в качестве ориентиров используйте придорожные столбы и ограждения. Исповедуйте упреждающий стиль езды и поддерживайте соответствующую дистанцию до впереди идущих автомобилей.

В случае экстренного торможения нажмите педаль сцепления, чтобы прекратить подачу крутящего момента от двигателя к трансмиссии. Помните, что при экстренном торможении со срабатыванием ABS на ряде машин с «умными» КПП (например, с мерседесовской системой Telligent) электроника самостоятельно переводит коробку в «нейтраль». На обледенелой или заснеженной дороге, равно как и в сильный дождь, для торможения старайтесь использовать только рабочие тормоза. Положившись на вспомогательные механизмы, должного замедления вы не получите, а когда придет осознание этого, для предотвращения ДТП уже может быть слишком поздно…

Зимой специалисты рекомендуют не использовать круиз-контроль, систему контроля заданной дистанции или ограничитель скорости. Рекомендация относится как к региональным, так и к федеральным трассам. Еще один совет: быть предельно осторожными при подъезде к АЗС и в случае сомнений относительно безопасности въезда «протянуть» автопоезд дальше, а не пытаться вписаться в поворот любой ценой. Опасно также останавливаться на незнакомой обочине: если автопоезд не увязнет в грунте, под действием ветра и силы тяжести он может сползти в кювет и опрокинуться набок, а это потеря времени и порча груза.

Очень опасно привязываться на трассе к быстро едущему «коллеге»: у вас могут быть разные загрузка, шины, манера вождения и опыт. И не факт, что уверенно прошедший изгиб трассы лихач на следующем повороте не проложит «лыжню» по снежной целине за пределами проезжей части. Ехать нужно по своим силам, в соответствии с самочувствием, возможностями транспортного средства, дорожным и погодным условиям. И не забывайте два важных правила: «Тише едешь – дальше будешь» и «Береженого бог бережет».