Фоторепортаж "На тягаче по «Холмогорам»"


 

В 2008 году режиссер Александр Грабарь снял приключенскую комедию «Трасса М8». Ее главный герой едет только до Вологды, но можно пройти весь маршрут за рулем грузовика – 1 271 км по федеральной трассе «Холмогоры» от Москвы до Архангельска. Так можно получить самое верное представление о состоянии проезжей части, дорожной инфраструктуре, ценах на топливо, питание и ночлег.

 

Александр ТРОХАЧЁВ

Фото автора

 

Поездом – хорошо, но на грузовике – лучше!

Из Москвы в Архангельск можно добраться по воздуху, железной дороге или на автобусе. Самый быстрый способ – с помощью самолета. В день отправляется 8 авиарейсов, и шанс улететь есть в любое время. Авиабилет стоит 2 932 руб. в одну сторону или 5 800 руб. туда и обратно, перелет из Шереметьево D занимает 1 час 45 минут, из аэропорта Внуково – на 5 минут больше.

Поезд с Ярославского вокзала отнимет чуть меньше суток (от 20 часов 46 минут до 22 часов 30 минут) и обойдется в 2 076 руб. за плацкарту или 3 383 руб. за купе. На выбор пять поездов. Автобусное сообщение популярностью не пользуется, хотя есть частники на «микриках», готовые предложить тур длительностью 17 часов 30 минут по договорной цене.

Но мы едем на грузовой иномарке, изготовленной в России. У нас своя «свадьба».

Отправляясь в путь, я почему-то не думал о том, что когда-то по этим местам пешком, вместе с рыбным обозом, ходил Михайло Ломоносов. Правда, направлялся он из Архангельска в Москву. Лично меня привлекало то, что по пути – родина Деда Мороза и конструктора лучшего танка Второй мировой войны Т-34 Михаила Кошкина. А еще – исконно русские города Переславль-Залесский, Сергиев-Посад, Ростов Великий, Ярославль, Кострома… Впрочем, двигаясь по объездным дорогам, большинство из них мы так и не увидели.

 Москва – Ярославль

Участок от Москвы до Ярославля протяженностью 282 км входит в европейский транспортный коридор Е115. На поезде его можно одолеть минимум за три с небольшим часа, максимум – чуть меньше чем за пять с половиной часов при стоимости билета от 484 руб. (средняя цена ж/д билета – 544 руб.). Автобусом со Щелковского вокзала можно доехать за 5 часов 25 минут, потратив на билет 640 руб. Выбор времени отправления достаточен: в день на Ярославль уходят не меньше пяти пассажирских машин. Но мы едем на грузовике.

Выезд из трак-центра – сущий ад. Сначала ищем «газельщика», припарковавшего свое «корыто» аккурат напротив выездных ворот, потом в узком проезде распугиваем вылетающих в лоб лихачей оранжевыми мигалками. Из-за ремонта Дмитровка забита транспортом как консервная банка шпротами, и транзитные дальнобойщики ругаются по рации. Суть претензий: сделайте 107-ю дорогу, и никто в Москву не поедет. Перемываются кости дорожников и чиновников, по случаю вспоминают и «дэпээсников»...

Пик сезона эвакуации уже пройден: обычно он приходится на конец года. В декабре тяжелый эвакуатор может «привезти» фирме до 1,5 млн руб. при средней цене эвакуации 15 тыс. руб. Под занавес года компании оказывают техническую помощь двум-трем сотням грузовиков и автобусов силами пяти-шести машин. На один эвакуатор приходится в среднем по две спасательные операции в день. Зато и зарплата водителей-операторов вырастает до 100-120 тыс. руб. в месяц. Но вообще эвакуаторщики деньгами не избалованы: многие трудятся с окладом 10 тыс. руб. плюс 10 % от сделки.

Те, кому оказывают помощь в эвакуации, тоже не купаются в дензнаках. Зарплата российского дальнобойщика колеблется в пределах 35-40 тыс. руб., это если не жить в машине. Готовые пахать, не щадя живота своего, добывают около 60 тыс. руб., но иногда и до 80 тыс. руб. Может, и больше, да кто ж об этом скажет! И это не езда по автобанам за рулем иномарки представительского класса: будь готов крутить гайки по локоть в масле, бортировать на морозе и грязной обочине лопнувшее колесо, спать в остывающей кабине, следить за сохранностью груза и бесконечное количество раз трепать нервы на заправках, постах ДПС, пунктах пропуска.

…На улице пасмурно, но сухо. За бортом от –5 до –8º С, сухой асфальт, чистая обочина. Дорога бежит ровно, и, кажется, что ничего страшного произойти не может. Но ложку дегтя в бочку меда вносит лежащая у края проезжей части расплющенная дверь. Догадаться о том, что здесь находится место ДТП, нетрудно. А тем временем в эфире идут переговоры о покупке солярки. Разница в цене существенная: на АЗС дизтопливо продают по ценам до 32 руб. за литр, а предприимчивые люди продают  его по 26-28 руб. Даже на 100 литрах разница получается существенная – около 500-600 руб., отсюда и копеечные ставки фрахта. Официально их еще называют недобросовестной конкуренцией.

Итог дневного отрезка пути: прошли около 320 км. Наслушались мата на 15-м канале (почему-то хулиганов в эфире никто не одергивает). Сохранили бодрость духа и не растеряли оптимизм.

 

Ярославль – Сямжа

Ночью вторых суток повалил снег, и утром Ярославль встал в пробках. Потом прозвучала информация о том, что где-то инспектора ГИБДД пускают транспорт в объезд. По всему было ясно, что день предстоит напряженный.

Ярославль основан в XI веке и здесь есть, что посмотреть, не зря его считают украшением Золотого кольца России. Кроме речного порта тут есть два ж/д вокзала и три аэропорта! Но на осмотр достопримечательностей в этот раз времени нет, и мы «крутим педали» дальше. По-хорошему, отрезок длиной в 313 км можно проехать за четыре с половиной часа.

Пейзаж Вологодской области - леса вокруг, дорожники чистят проезжую часть и обочину, дальнобойщики матерятся, и чуть ли не у каждой АЗС предлагают купить и  продать топливо.

Обедаем в придорожном кафе - это скорее ресторан-бар, вид заведения «намекает» на высокие цены, и потому дальнобойщики проезжают мимо. Но, вопреки ожиданиям, цены не кусаются, хотя и бюджетными их не назовешь.

По дороге встречаются «едоцкие» точки попроще. Не везде есть горячая вода и бесплатный туалет, но кухня приличная и цены вменяемые. По заведенной традиции дальнобойщики останавливаются там, где уже «кучкуются» коллеги.

Метель  усиливается, но в эвакуации никто не нуждается. Мощь и потенциал обоих тяжелых спецмашин остаются невостребованными. Скопления дорожно-уборочных машин нет, но проезжая часть и обочина убраны как хорошая квартира к приходу гостей. На самых опасных участках (мосты, эстакады, спуски/подъемы, въезды/съезды) работают коммунальщики. Среди «скребков» доминируют трактора и КамАЗы, среди «поливальщиков» – МАЗы, а среди «посыпальщиков» встречается импортная техника и, в частности, Mercedes-Benz.

На ночлег остановились в селе Сямжа, что в 113 км от Вологды. Главное впечатление дня: никаких происшествий, несмотря на ограниченную видимость, скользкую проезжую часть и рыхлую обочину. Встречных водителей интересуют эвакуаторы, но по расспросам видно, что представление о стоимости и возможностях такой спецтехники у них примерно такое же, как у обывателя о том, что происходит в глубинах океана на дне Марианской впадины.

 

Сямжа – Березник

Третий день. Завтрака в гостинице не предусмотрено, и мы не солоно хлебавши, тронулись дальше. Ресторан-кафе решили проигнорировать. Чего-чего, а точек перекуса на трассе хватает.

До Архангельска 614 км. Высота дороги над уровнем моря – 185 м. Прямая как стрела лента шоссе и плоская, как обеденный стол. Бетонка местами разбита, но не критично. Из-за серой пелены выглянуло солнышко, но тепла оно не принесло: при выезде было –8º С, а через полчаса столбик термометра показал –11º С.

На трассе стали чаще мелькать лесовозы и все реже – автопоезда с транзитными номерами. По М8 ходят, в основном, одни и те же дальнобойщики, а чужие заворачивают сюда крайне редко. Редко встречающиеся магазины запчастей и грузовой шиномонтаж не подавали признаков жизни. Зато с кормежкой – никаких проблем.

Безымянное кафе на пригорке оказалось на редкость гостеприимным и бюджетным: салаты  – 23–25 руб., первые блюда – 40–58 руб., рубленое мясо – 42–45 руб., гарнир –  16–20 руб., оладьи с маслом – 25 руб., а с повидлом – 28 руб. Чай с сахаром и компот – по 10 руб., кофе – 14 руб. Плотный завтрак легко уложился в сумму чуть больше, чем по 100 руб. на брата.

Во время привала на шашлыки с чаем я заехал на опушку леса, где кипела погрузка кругляка. Вышедший навстречу мужик в ватнике удрученно спросил: «Что, мы опять на штраф попали? Сколько платить: как обычно или уже больше?» Узнав, что я не по этой части,  повеселел и выдал все местные секреты – кому принадлежит делянка, на чем и сколько вывозят, к какому сроку хотят уложиться…

Водитель лесовоза посетовал, что местный депутат купил иномарки, а он вот на стареньком КамАЗе ему не конкурент. Да и в долгах он как в шелках: сперва «братки» дали денег на тягач – отработал, потом на прицеп – отработал, теперь надо кредит на дом возвращать… А жить-то когда?!

… Ночлег в гостинице «Прибрежная» поразил аскетизмом: в двухместных номерах по одному стулу на двоих, по одной вешалке, ни салфеток, ни питьевой воды, ни чая. Стоимость – 600 руб. с человека. Туалет одноместный на целый этаж, но в нем нет даже туалетной бумаги, а вода в кране – ледяная, как из протекающей рядом Северной Двины. Когда же и у нас будет цивилизованное отношение к путникам?!

 

Березник – Архангельск

Райцентр Березник Архангельской области в нижнем течении Северной Двины поутру сковал мороз, загнавший ртутный столбик термометра на отметку –28º С. Тем не менее, на расположенной здесь ледовой переправе в толстом льду появились трещины. Оказывается, ночью по ней ездили груженые лесовозы. По словам местных жителей, они везли лес под завязку (а это никак не 25 т, ограниченных запрещающим знаком), и скорость их была выше установленных 10 км/ч.

Машина завелась без проблем и разогналась до 53 км/ч, хотя ограничение составляет 40 км/ч, и при выезде на главную дорогу – протокол о нарушении ПДД и штраф в 100 руб. С характерным оканьем инспектор объяснил права водителю и напомнил, что штраф можно опротестовать и получить вместо него устное предупреждение начальника ГИБДД области. После такого тет-а-тет с инспектором сто раз подумаешь, прежде чем давить на гашетку. Опять же: чужие здесь не ходят, а свои – ученые…

По мере продвижения на Север дорожает топливо. Вчера самым дорогим было ДТ на «Лукойле» по цене 31,70 руб. за литр, а сегодня на АЗС «Роснефть» дизтопливо отпускают уже по 32,80 руб. Мороз, напротив, ослабевает. В 10 утра значилось –20º С, а спустя час – только –10º С.

Вблизи трассы не видно фирменных СТО, скорее всего, за ненадобностью. Дальнобойщики решают технические проблемы сами. Вот и встретившийся на пути к Холмогорам водитель старенькой Скании предпочел менять лопнувший на морозе патрубок с помощью паяльной лампы, древнего инструмента и крепких словечек. Причем делал он это не на дороге, а в расчищенном кармане. В очередной раз честь и хвала местным отделениям Росавтодора!

Заботливое отношение к М8 становится понятным после изучения карты: другого-то автомобильного пути на Север и оттуда к столице нет! Трасса заботливо очищается, ремонтируется, дорожные знаки хорошо читаются и установлены в нужных местах. Сегодня тут перемещаются лесовозы, низкорамные тралы с тяжелой спецтехникой, рефрижераторы, сцепки с негабаритом, и ни малейшего намека не только на колейность, но и на «амурские волны». А ведь еще несколько лет назад здесь была не федеральная трасса, а «недоразумение номер восемь».

Наконец, мы в Архангельске! До Белого моря – 40 км. Мороз и ветер усиливаются, но это уже не имеет никакого значения: цель путешествия достигнута!